СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по басням И.А. Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-викторина по басням И.А.Крылова. Цели урока: обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова; повторить принципы построения басни. Х о д у р о к а: 1.Слово учителя Когда-то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают «дедушку Крылова». Когда произносится это имя, сразу возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей; поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Говорящие лисички, мартышки, вороны, петухи и другие животные в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том. «что такое хорошо и что такое плохо». Басня – это литературный жанр. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. 2. Родоначальником басен считают древнегреческого поэта-философа Эзопа. (чтение басни Эзопа «Ворона и лисица») Ворон и лисица Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он па дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало». Не верь врагам — проку не выйдет. Читали ли вы похожие по сюжету па эту басни? Какие авторы использовали ее сюжет для создания собствен¬ных произведений? Какова мораль этой басни? А почему лесть гнусна, т.е. внушает отвращение? А почему лесть вредна? Есть ли в басне положительный герой? 3. Отгадывание кроссворда 1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.) 2. Вид литературного произведения. (Басня.) 3. Известный русский баснописец. (Крылов.) 4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные пред¬меты и явления. (Олицетворение.) 5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.) 6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.) 4. Отличить стихотворение от басни. 1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом, Маленький рыжик нашла под кустом Маленький рыжик она засолила, В банку большую его положила. Белке теперь не страшны холода: Есть у нее на всю зиму еда. (Стихотворение) б) В деревне, в праздник, под окном Помещичьих хором, Народ толпился. На белку в колесе, зевал он и дивился. Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд: Так бегала она, что лапки лишь мелькали И раздувался пышный хвост. (басня) 2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограда кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко. (басня) б) Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится - На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже. 3. а) Что за странный Олененок? Он решил что он Осленок, Повторял он целый день: “Я осел, а не олень”. И тогда сказала мама: “До чего же ты упрямый, Чуть с ума меня не свел, Может, правда, ты осел”? б) Осел увидел Соловья, И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты сказывают, петь великий мастерище: Хотел бы очень я Сам посудить твое услышав пенье, Велико подлинно твое уменье”? 4. а) В прекрасный летний день, Бросая по долине песнь, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленью, И вот как о себе зефирам толковали......... б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу, Я сорву ее и маме в день рожденья принесу: С фиолетовой сирень будет жить она На столе в красивой вазе около окна. Как вы узнали, что это басня, по каким признакам? 5 задание Узнай басню. Учитель читает отрывок из басни, а дети прослушав, должны сказать название. “Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное зерно И говорит: “Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят?! (“Петух и Жемчужное Зерно”) Лягушка на лугу увидев Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться (“Лягушка и Вол”) Тут повар на беду, из кухни кинул кость, Вот новые друзья к ней взапуски несутся. (“Собачья дружба”) Не знаю, как и чем, а знаю что сначала Лиса Оленя поимала И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов... (“Лев на ловле”) 6 задание. Продолжи строку. Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела..... По улицам слона водили, Как, видно, на показ....... Однажды Лебедь, Рак да Щука, Везти с поклажей воз взялись.... Вороне где-то бог послал кусочек сыру: Н аель Ворона взгромоздясь..... (за каждый ответ 1 балл) 7. Кто из персонажей говорит? Из какой басни? 1. - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Моё С песком и илом? (Волк, «Волк и ягнёнок») 2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и лисица») 3. - Все про очки лишь мне налгали; А проку н? волос нет в них. (Мартышка, «Мартышка и очки») 4. - Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и муравей») 5. - Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. (Осёл, «Осел и соловей») 6. - Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. (Моська, «Слон и Моська») 7. - Постойте ж, я сыскал секрет! Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем! (Осел, «Квартет») 8. - Я ваш старинный сват и кум. (Волк, «Волк на псарне») 9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит. (Свинья, «Свинья под дубом») 10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню. (Повар, «Кот и повар»)