Урок-викторина по басням И.А.Крылова.
Цели урока: обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова; повторить принципы построения басни.
Х о д у р о к а:
1.Слово учителя
Когда-то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают «дедушку Крылова». Когда произносится это имя, сразу возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей; поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.
Говорящие лисички, мартышки, вороны, петухи и другие животные в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том. «что такое хорошо и что такое плохо».
Басня – это литературный жанр. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль.
2. Родоначальником басен считают древнегреческого поэта-философа Эзопа. (чтение басни Эзопа «Ворона и лисица»)
Ворон и лисица
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он па дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам — проку не выйдет.
Читали ли вы похожие по сюжету па эту басни?
Какие авторы использовали ее сюжет для создания собствен¬ных произведений?
Какова мораль этой басни?
А почему лесть гнусна, т.е. внушает отвращение?
А почему лесть вредна?
Есть ли в басне положительный герой?
3. Отгадывание кроссворда
1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2. Вид литературного произведения. (Басня.)
3. Известный русский баснописец. (Крылов.)
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные пред¬меты и явления. (Олицетворение.)
5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
4. Отличить стихотворение от басни.
1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,
Маленький рыжик нашла под кустом
Маленький рыжик она засолила,
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
(Стихотворение)
б) В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На белку в колесе, зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
(басня)
2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограда кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко.
(басня)
б) Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
3. а) Что за странный Олененок?
Он решил что он Осленок,
Повторял он целый день:
“Я осел, а не олень”.
И тогда сказала мама:
“До чего же ты упрямый,
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел”?
б) Осел увидел Соловья,
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить твое услышав пенье,
Велико подлинно твое уменье”?
4. а) В прекрасный летний день,
Бросая по долине песнь,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленью,
И вот как о себе зефирам толковали.........
б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу:
С фиолетовой сирень будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Как вы узнали, что это басня, по каким признакам?
5 задание Узнай басню.
Учитель читает отрывок из басни, а дети прослушав, должны сказать название.
“Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?!
(“Петух и Жемчужное Зерно”)
Лягушка на лугу увидев Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться
(“Лягушка и Вол”)
Тут повар на беду, из кухни кинул кость,
Вот новые друзья к ней взапуски несутся.
(“Собачья дружба”)
Не знаю, как и чем, а знаю что сначала
Лиса Оленя поимала
И шлет к товарищам послов,
Чтоб шли делить счастливый лов...
(“Лев на ловле”)
6 задание. Продолжи строку.
Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.....
По улицам слона водили,
Как, видно, на показ.......
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Везти с поклажей воз взялись....
Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
Н аель Ворона взгромоздясь.....
(за каждый ответ 1 балл)
7. Кто из персонажей говорит? Из какой басни?
1. - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Моё
С песком и илом?
(Волк, «Волк и ягнёнок»)
2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица…
(Лисица, «Ворона и лисица»)
3. - Все про очки лишь мне налгали;
А проку н? волос нет в них.
(Мартышка, «Мартышка и очки»)
4. - Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(Муравей, «Стрекоза и муравей»)
5. - Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
(Осёл, «Осел и соловей»)
6. - Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
(Моська, «Слон и Моська»)
7. - Постойте ж, я сыскал секрет!
Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!
(Осел, «Квартет»)
8. - Я ваш старинный сват и кум.
(Волк, «Волк на псарне»)
9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.
(Свинья, «Свинья под дубом»)
10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню.
(Повар, «Кот и повар»)