СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина для проведения уроков физики

Просмотр содержимого документа
«Викторина по физике»

Содержание


Сценарий викторины……………………………………………………………………………...…...6

Вопросы первого тура викторины…………………………………………………………………….7

Вступительное слово ведущего…………………………………..…………………………………...9

Конкурс «Физическая зарядка»……………………………………………………………………...11

Конкурс «Физическое домино»……………………………………………………………………...12

Конкурс «Взаимодействие»………………………………………………………………………….13

Конкурс «Физическое явление»…………………………………………………………………......13

Конкурс «Что ты знаешь об электрическом поле?»………………………………………………..15

Конкурс «Физический кроссворд»…………………………………………………………………..16

Конкурс «Придумай слоган для рекламы»………………………………………………..………...20

Конкурс «Физический фокус»……………………………………………………………………….21

Заключительное слово ведущего…………………………………………………………………….23

игра состоит из двух туров. Первый тур представляет собой тест, по результатам которого выбираются команды, которые проходят во второй тур. Второй тур викторины представляет собой состязание команд и состоит из десяти конкурсов.

Автором дается подробный сценарий мероприятия, подробно описаны конкурсы викторины, прилагаются ответы ко всем вопросам. Задания конкурсов проиллюстрированы в приложении.


Викторины могут проводиться в два тура. Первый тур, путём проведения теста выявляет наиболее успешных и подготовленных учащихся, которые и выходят во второй тур викторины и начинают подготовку к предстоящему состязанию.

Как раз хорошей подготовительной работой можно достигнуть желаемого эффекта. Она проводится по следующим направлениям:

  1. Организация подготовки викторины: проведение I тура; составление команд, выбор капитанов;

  2. Подбор материала для II тура, включая помощь студентов;

  3. Разработка программы и содержания викторины в соответствии с общеобразовательными и воспитательными задачами.

  4. Подготовка членов команд, капитанов, приглашение членов жюри.


Обеспечение

Наглядные пособия: таблицы с электрическими схемами, таблицы для конкурса №6, портреты учёных, карточки с вопросами для конкурса «Физическое домино», оборудование кабинета физики, оборудование для конкурса «Физический фокус», иллюстративный материал к конкурсам №5, №7, №8, эмблемы команд, таблицы результатов для жюри.

ТСО: ПК, видеопроектор, экран, аудиопроигрыватель.

Оснащение ТСО: слайд-шоу в программном пакете Power Point, аудиозаписи для музыкального оформления мероприятия.



Сценарий викторины


1. Первый тур викторины в виде теста.

2. Организационный момент. Вступительное слово ведущего.

3. Приветствие команд, представление жюри.

4. Конкурсы второго тура викторины.

4.1. Конкурс «Домашнее задание»

4.2. Конкурс «Физическая зарядка»

4.3. Конкурс «Физическое домино»

4.4. Конкурс «Взаимодействие»

4.5. Конкурс «Физическое явление»

4.6. Конкурс «Что ты знаешь об электрическом поле?»

4.7. Конкурс «Физический кроссворд»

4.8. Конкурс «Придумай слоган для рекламы»

4.9. Конкурс «Физический фокус»

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово ведущего.















































«Кто на портрете?»

Ломоносов М.В.

Шиллинг П.Л.

Лодыгин А.И. А.И. А.И А.А.И

Яблочков П.Л.

(ответы)

Ленц Э.Х.

Якоби Б.С.

Доливо-Добровольский М.Д.

Попов А.С.

Столетов А.П.

Володин В.П.


Конкурс «Физическое домино»

Командам раздаются заготовленные карточки, на которых как в игре домино две части. Ответ на вопрос на одной, подобно домино, необходимо найти на другой и т.д. И так, пока не закончатся все карточки.

Возможные варианты вопросов и ответов:

  1. Существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость постоянной, если на них не действуют другие тела или действие других тел скомпенсировано. (Первый закон Ньютона)

  2. Расстояние, пройденное телом по траектории (Путь)

  3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес (Вес)

  4. Гравитационная постоянная равна.. (6,67*10-11 Н*м2/кг2)

  5. Качественная и количественная характеристика физического тела или явления (Физическая величина)

  6. Значение величины, с которым сравниваются все другие значения этой величины (Единица измерения)

  7. Раздел механики, в котором рассматривается движение тел без учёта их масс и действия сил (Кинематика)

  8. Вектор, соединяющий начальное и коночное положение тела (Перемещение)

  9. Линия, вдоль которой движется тело (Траектория)

  10. Раздел механики, в котором рассматривается движение в связи с их взаимодействием с другими телами (Динамика)

  11. Действие тел друг на друга. Приводящее к изменению их движения (Взаимодействие)

  12. Часть механики, в которой рассматривается движение тел со скоростью близкой к скорости света (Релятивистская механика)

  13. Кристаллическая решётка, в узлах которой нейтральные атомы (Атомная)

  14. Кристаллическая решётка, в узлах которой нейтральные молекулы (Молекулярная)

  15. Тела действуют друг на друга с силами равными по модули и противоположными по направлению (Третий закон Ньютона)

  16. Все тела на Земле притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними (Закон всемирного тяготения)

  17. Механическое движение, при котором тело за равные промежутки времени совершает неравные перемещения (Неравномерное движение)

  18. Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий (Инерция)

  19. Кристаллическая решётка, в узлах которой положительные и отрицательные ионы (Ионная)

  20. Механическое движение, при котором скорость за равные промежутки времени изменяется на одну и ту же величину (Равноускоренное)

  21. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени (Механическое движение)

  22. Исчезновение веса тела при движении опоры с ускорением свободного падения (Невесомость)

  23. Газ, взаимодействием между молекулами которого, можно пренебречь (Идеальный газ)

  24. Раздел физики, изучающий движение тел относительно друг друга (Механика)

  25. Мера средней кинетической энергии движения молекул (Температура)

  26. Раздел механики, в котором рассматривается движение тел в связи с их взаимодействием (Динамика)

Конкурс «Взаимодействие»

Участникам предлагается из букв слова «взаимодействие» сложить, как можно больше других слов.

Конкурс «Физические явления»

Участникам предлагается текст под названием «Утро школьника». Задаётся вопрос: «Какие физические явления вы обнаружите в этом рассказе?»

Школьник Вовочка проснулся рано утром. Умылся, оделся, расчесал пластмассовой расчёской волосы и, не глядя в зеркало, пошёл на кухню. Зажег газовую плиту и поставил на нее чайник с водой.

Затем заварил себе чай, добавил туда сахара и дольку лимона. «А что же к чаю?» - подумал Вовочка,- «У меня осталась булочка, которую я купил вчера по дороге домой». Порывшись в сумке, под кипой тетрадей и учебников, он нашел ее. Булочка имела далеко не первоначальную форму. Делать нечего. Придется есть.

Посмотрев в окно, он увидел, что оно запотело. Не разглядев, что твориться на улице, Вова тепло оделся. От души, налив на себя папиного одеколона, пошел в колледж.

Выходя из подъезда, он как всегда зацепился за ржавую железную ручку.

Всю дорогу до школы прохожие, глядя на его голову, улыбались, а, подходя ближе, зажимали носы. И только зайдя в фойе школы, и посмотрев в зеркало, он все понял.

Ответ:

1.Электризация

2.горение

3.кипение

4.диффузия

5.окисление

6.деформация

7.конденсация

8.коррозия металлов


Конкурс «Что ты знаешь об электрическом поле?»

Участникам выдаётся таблица с вопросами о характере и свойствах электрического поля. Необходимо заполнить колонку «Ответы».


Вопросы

Ответы

1.Единица измерения электрического заряда.

Кулон

2.Единица измерения электрического напряжения.

Вольт

6.Силовая характеристика электрического поля.

Напряжённость

7.Обладает ли ёмкостью незаряженный проводник?

Да

9.Какие элементы частицы обладают самым маленьким электрическим зарядом?

Электрон и протон

10.Поле, которое создаёт вокруг себя электрический заряд.

Электрическое

11.Как ведут себя два одноимённо заряженных тела?

Взаимно отталкиваются

12.Работа по перемещению заряда в электрическом поле не зависит от …

Траектория перемещения

22.Элекризация тела состоит в потере или приобретении…

Электронов

23.Разность потенциалов называется…

Электрическим напряжением

24.Алгебрааическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе…

Сохраняется

25.внутри замкнутой поверхности электрическое поле…

Отсутствует

27.В чём главное отличие проводников и диэлектриков?

У проводников есть свободные заряды, а у диэлектриков нет


Конкурс «Физический кроссворд»


Примеры предлагаемых командам кроссвордов с ответами.


Кроссворд №1

По горизонтали:

  1. Сила, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес.

  2. Прибор для измерения силы.

  3. Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.

  4. Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности другого.

  5. Единица силы.

  6. Линия, по которой двигалось тело.


По вертикали:

1.Длина траектории.

2.Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

3.Действие тел друг на друга.

4.Процесс изменения положения тела относительно выбранного тела отсчета.

5.Физическая величина, измеряемая в м / с.

6.Мера инертности тела.









2 3 4

5

1

6


2




3

1 4

5



6




Ответы на кроссворд №1

з

а

и

м

о

д

е

й

с

т

в

и

е

р

т

е

м

о

в

а

д

и

н

т

р

ь

т

с

о

п

л

о

н

и

е

и

н

ж

д

в

и

с

е

о

ьь

т

с

о

к

н

о

т

ю

н

а

л

и

м

а

с

с

а

т

и

я

р

е

р

к

о

п

у

ь








2 3 4

5

1

6


2




3

1 4

5



6





Кроссворд № 2


1.Элементарная частица, имеющая самый маленький заряд (отрицательный).

2.Прибор для обнаружения электрического заряда на теле.

3.Принцип, которому подчиняется электрическое поле, созданное полями нескольких заряженных частиц с разными напряжённостями электрических полей.

4.Поле, окружающее заряженное тело.

5.Знак заряда протона.

6.Заряд тела, которое нужно приблизить к отрицательно заряженному телу, чтобы между ними возникла сила отталкивания.

7.Единица измерения электрического напряжения.

8.Поляризованная молекула.

9.Тело, вещество, проводящее электрический ток.

10.Единица измерения силы кулоновского взаимодействия.

11.Пространственное разделение разноимённых зарядов в молекуле.

12.Одна из характеристик конденсатора, способность тела держать на себе заряд.

13.Вещество, непроводящее электрический ток.

14.Единица электрического заряда.

15.Прибор для накопления электрического заряда.



1

2

3

4

5 4

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15 14


Ответы на кроссворд №2



э

эдщз

е

к

т

р

о

д

и

н

а

м

и

к

а

р

н

о

л

л

е

к

т

т

е

к

т

р

о

м

р

э

п

у

п

с

р

о

з

и

ц

и

я

т

р

с

и

ч

е

о

к

э

л

е

ы

л

е

ь

й

н

п

о

и

о

т

ц

й

а

т

е

л

ь

н

ы

ь

т

в

л

ь

л

и

п

о

н

о

о

д

р

в

к

т

ю

ь

о

н

л

з

п

я

о

я

р

и

ц

и

о

к

ь

е

с

т

э

и

л

д

к

к

т

р

е

н

о

у

л

к

о

р

н

д

о

е

н

т

с

1

е

2

е

3

4

л

ж

о

и

5 4

6

7

8

п

9

10

11

12

13

14

15 14



Конкурс «Придумай слоган для рекламы»


Членам команд предлагается придумать слоган для рекламы эбонитовой палочки. Примеры: «Чем больше трешь, тем красивее волосы», «Если вы купите две эбонитовые палочки, третью получите бесплатно» и т.д.





Эбонитовая палочка































До После


Конкурс «Физический фокус»


Возможные варианты фокусов, которые могут ребята подготовить к демонстрации.


Башня из шашек



Сможете ли вы вынуть из башни, сложенной из шашек, нижнюю шашку, не прикасаясь ко всем остальным и. чтобы башня не разрушилась? Попробуйте! А сделать это очень просто. Нужно резко ударить линейкой по нижней шашке… Она вылетела из-под башни, а башня осталась целой.

Результат этого опыта объясняется явлением инерции. Чтобы сдвинуть с места тело, необходимо всегда некоторое на него воздействие. Если продолжительность воздействия очень коротка, то тело не успевает изменить свою скорость. Это одно из проявлений инерции.

Стакан с водой


В стакан налита обычная вода. Накроем его листком бумаги и перевернём вверх дном. Почему вода не выливается (ведь она давит на лист сверху)?

Все тела поверхности Земли окружены воздухом. Он только кажется нам невесомым. На самом деле атмосфера давит на поверхность Земли и нас с вами, с очень не малой силой. Это явление называется атмосферным давлением. Вода из стакана не выливается, потому что снизу на неё действует сила атмосферного давления.


Стаканы с «разной» водой и картофелина

Перед вами три одинаковых стакана с водой. Опустим в них по одной картофелины. В первом стакане картофелина потонула, во втором плавает внутри, в третьем плавает на поверхности. Почему?

В первом стакане обычная пресная вода, во втором - солёная, в третьем - очень солёная. Чем больше соли растворено в воде, тем больше выталкивающая сила, действующая на погруженное в неё тело. Если плотность жидкости меньше плотности тела, то тело тонет, если плотность жидкости равна плотности тела, то тело будет плавать внутри, если же плотности жидкости больше плотности тела, то тело будет всплывать. На Земле есть Мёртвое море, в котором вода такая солёная, что человек может лежать на воде, даже не двигая руками и ногами.


Стакан на бумаге

Поставьте на стол два стакана на некотором расстоянии друг от друга. Дайте лист бумаги и предложите на эту бумагу, помещенную на стаканы, поставить третий стакан. Никто не поверит, что тонкий листик бумаги может выдержать тяжесть поставленного на него стакана.

Чтобы сделать этот фокус, нужно лист бумаги сложить гармошкой, как показано на рисунке, и стакан будет стоять.

Возьмите, к примеру, тонкую линейку, она легко гнется и ломается, если ее качнуть по ширине. Но вряд ли кто сможет сломать линейку, если гнуть ее на ребро.



Исчезающая монетка исчезающая монетка

Для демонстрации этого опыта налейте в литровую банку воды и закройте крышкой. Достаньте монетку и дайте ее в руки учащемуся, чтобы он убедился, что она самая обыкновенная. Пусть ребенок положит ее на стол, а вы поставите сверху банку. Спросите у учащегося, видит ли он денежку. Уберите емкость, и монетка снова будет видна.



Плавающая скрепка плавающая скрепка

Перед началом опыта спросите, тонут ли в воде металлические предметы. Если дети затруднятся с ответом, бросьте вертикально в воду скрепку. Она погрузится на дно. С помощью плоского крючка, согнутого из второго экземпляра, медленно и аккуратно поместите горизонтально расположенную скрепку на поверхность воды.


Заключительное слово ведущего (преподавателя)


Ребята, физическая викторина подходит к своему завершению. Вы все боролись за честь своей группы и проявили себя замечательными сообразительными игроками. А теперь предоставляем слово жюри для объявления итогов нашей игры.

Жюри подводит окончательный итог игры. Называется выигравшая команда, её капитану вручается диплом.

Преподаватель благодарит обе команды и жюри за активную и интересную работу.


Библиографический список


  1. Башарин В.Ф. Пути и способы развития у учащихся профтехучилищ познавательного интереса к физике в процессе учебной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Академия педагогических наук, 1984.

  2. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: Книга для учителей. – М: Просвещение, 1990.

  3. Грибещенко О.И. ОБЖ для выпускников и абитуриентов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Владис», 2002.

  4. Гришина Л.В. Экзаменационные вопросы и ответы. Физика 9-11 классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  5. Фролов М.П., Смирнов А.Т., Литвинов Е.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. – 3-е издание. – М.: OOO «Издательство АСТ», 2000.

  6. Интернет – адреса: http://phys.spb.ru, http://bryansk.fio.ru



14