СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Знатоки окружающего мира".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знатоки окружающего мира".»







Конспект викторины

«Знатоки окружающего мира»




Место проведения: МБОУ СОШ №23,

2 «Г» класс

Учитель: Слюняева О.А












Дзержинск-2021

Класс: 2 «Г»

Тема: «Знатоки окружающего мира»

Форма: Викторина

Цель: Закрепление и углубление знаний детей о временах года, о животных, о птицах и грибах

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры

  • Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года и грибах

Развивающие:

  • Развивать познавательную и творческую активность

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней

  • Воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Планируемые результаты:

Предметные

  • Называют животных, растения, времена года и грибы

  • Проявляют познавательную и творческую активность

Метапредметные

Коммуникативные УУД:

  • Умеют соблюдать правила коллективной игры

Регулятивные УУД:

  • Дают эмоциональную оценку деятельности

Познавательные УУД:

  • Извлекают необходимую информацию из беседы

Личностные

  • Проявляют бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

  • Проявляют чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы

План занятия:

  1. Орг. Момент (5 минут)

  2. Вступительная часть (5 минут)

  3. Основная часть (30 минут)

  • Царство животных

  • Царство растений

  • Царство грибов

  • Времена года

  1. Подведение итогов

Этап

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, формы, средства

Формируемые УУД

Орг.момент

Подготовить учащихся к занятию

Здравствуйте, ребята!

Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наше занятие сегодня начнем с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!


Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: рассказ


Вступительная часть


- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов и птиц, вспомним времена года и поговорим о погоде. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры на нашей викторине «Знатоки окружающего мира». Сейчас вам нужно будет внимательно слушать ответы друг друга, чтобы потом правильно ответить на все вопросы викторины.

- Что такое неживая природа?

К неживой природе относится всё то, что не дышит, не питается, не растёт, не размножается, не отмирает.

- Назовите объекты неживой природы

- Что же такое живая природа?

Живая природа — это всё, что отличается способностью, расти, дышать, питаться и развиваться.

Какие объекты живой природы вы знаете? Человек, животные, растения — это объекты живой природы.

-Что включает в себя понятие «животный мир»?

Животный мир — это животные, населяющие определенную территорию или среду на нашей планете.

- Что нужно животным для жизни?

Живые существа связаны с объектами неживой природой и не могут без них жить. От Солнца всё живое получает тепло и свет. Для жизни живым организмам нужны пища, вода, воздух. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

-Какие группы животных вы знаете?

-А какие группы растений есть?

- Чем отличаются от других групп деревья? Кустарники? Травы?

У деревьев один твёрдый стебель — ствол, у кустарников — несколько тонких твердых стеблей — стволиков, а у трав стебли мягкие и сочные. Деревья и кустарники бывают хвойные и лиственные.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.

- это то, что может расти, дышать, развиваться.




- это то, что не может дышать, двигаться



-рыб, птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, насекомые










- Человек, животные, растения




-пища, вода, воздух









-насекомые, рыбы, птицы звери (или млекопитающиеся), земноводные, пресмыкающиеся.

-Деревья, кустарники, травы,



Средства: речь

Форма: фронтальная

Методы: беседа

КУУД:

- умеют воспринимать информацию на слух - умеют взаимодействовать друг с другом; участвуют в диалоге, выражают свою точку зрения

ПУУД:

- Извлекают необходимую информацию из рассказа и беседы.

- Получают знания о животных, растениях, временах года и погоде

ЛУУД:

- Проявляют бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

- Проявляют чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы




Основная часть

Обеспечить активность детей

- ( на перемене поставить столы вместе, чтобы дети смогли сесть вокруг)

Вы разделены на 4 команда. Теперь вы должны придумать название своей команде. Название вашей команды должно быть связанно с природой. У вас уже выбран капитан.

-Перед началом работы повторим правила работы в группах, какие правила вы знаете?

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- каждый ученик должен принимать активное участие в обсуждение.


Итак, небольшие правила перед началом:

Всего будет 4 тура. Мы будем читать вам вопрос, и также на слайде будет появляться этот вопрос. Вам будет дано время на обдумывание – 30 сек. Потом капитан команды называет ответ, если команда затрудняется ответить, то право переходит следующей команде. Другие команды в это время тоже думают, но не подсказывают другим. За каждый правильный ответ будет даваться жетончик. Давайте начнем!


1 тур «Царство РАСТЕНИЙ»


Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.


1 задание

«Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). К какой группе он относится?

2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3. Это самый первый цветок, появляющийся ранней весной. (Подснежник). К какой группе можно отнести подснежник?

4. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза) К какой группе она относится?

5. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина). К какой группе они относятся?

6. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина). К какой группе относится осина?

7. Назовите траву, которую на ощупь узнает даже слепой? (Крапива)

8. Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина). К какой группе вы отнесете смородину?

2 задание

«Ягоды – дары природы»
- Какие ягоды радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасает от голода? (рябина)
- Какая ягода получила свое название из-за темно-синего, почти черного цвета, а у всех, кто ей лакомится – зубы и язык на некоторое время становятся чернильно – синими? (черника)
- В сушеном виде это ягода называется изюм. Какое название она имеет в свежем виде? (виноград)
- Отгадайте загадку: « Спелая, сладкая, красная, ароматная. В лесу растет Клубника, а в лесу - (земляника)

2 тур «Царство Животных».

1-й конкурс.

«Правда ли, что…?»

  1. медведь сосет зимой лапу?

(зимой медведь закрывает лапой свой нос. От теплого воздуха на лапах начинает облазить кожа, чтобы уменьшить боль, медведь эту лапу лижет)

  1. муравьи никогда не спят? (да. Это правда)

  2. после укуса человека – пчела умирает? (да. правда)

  3. проходя по лесу зимой, можно встретить ежа?( нет. Зимой ежи спят)


- 1. «Я вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана» (голубой кит)

-Назовите, к какой группе относится и отличительные особенности этой группу

-Рыбы. У рыб есть голова, туловище, хвостовая часть и плавники. Форма тела вытянутая, обтекаемая. Тело рыб в большинстве случаев покрыто чешуей. У рыб есть жабры


- 2. «Это одни из самых красивых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные…

У них четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное, словно руль, тело направляет её в полете. Скорость полета – 96–144 километров в час. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.»

-Назовите, к какой группе относится и отличительные особенности этой группу

-Насекомые – это живые существа, у которых 6 ног, голова, грудь, брюшко, Многие из них приносят пользу природе и человеку.

- 3.Это удивительная птичка. Размером она чуть больше воробья. Грудка мальчика окрашена в красный цвет, девочки немного скромнее. У нее перья на груди розово-серые.  Расцветка перьев на грудке - это основное отличие этих птиц от остальных. В остальном, окраска мальчика и девочки одинаковая. Головка птички, как будто одета в черную шапочку. На подбородке черное пятнышко. Голубовато-серые перья покрывают спинку.

- Назовите, к какой группе относится и отличительные особенности этой группу

Птицы.  Главными отличительными особенностями птиц являются: перья, клюв и способность летать. Отдельные особи не умеют летать, но это бывает редко. Птицы приносят пользу природе и человеку. Помимо диких птиц есть и домашние. Их держат ради яиц и мяса.


- 4. «Я – огромный пушистый зверь, длиной до 3 м и весом более тонны. Я хорошо плаваю, загребая своими огромными лапами, охочусь не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сижу у лунки, поджидая тюленя. Живу я там, где всегда холодно» (белый медведь)


- Назовите, к какой группе относится и отличительные особенности этой группу

Общие признаки зверей: шерсть, покрывающая тело, и выкармливание детёнышей молоком. В остальном звери очень разные. Они могут ходить на четырёх лапах, как енот, и прыгать на двух, как кенгуру, ловко лазать по деревьям, как обезьяны, и перелетать с дерева на дерево, как белка-летяга.


3 тур «Царство Грибов».

-Отгадайте загадку и узнаете, какое царство нас ждет.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

«Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и собрать пословицу. Кто первый соберет и поднимет руку тот и получает жетончики

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко».

«Где один гриб, там и другой».

«Весна красна цветами, осень – грибами».
«Гриб не хлеб, а ягода не трава».

Давайте посмотрим на доску и проверим, правильно ли у вас получилось соединить пословицы

- У этих грибов шляпки могут быть разного цвета: синие, красные, желтые, зеленые и фиолетовые. А название одно. Какое? (сыроежки)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом? (маслята)
- Эти грибы растут на пнях целыми семьями. С одного пня или дерева можно собрать полное лукошко? (опята)

-Мякоть этого гриба никогда не темнеет,

за что он и получил свое название.

Это царь-гриб. (белый)


4 тур «Времена года»

У каждой команды будут все времени года. Они выполняют его в группах одновременно. Кто закончит первым поднимает руку.


выбери и подчеркни первый месяц времени года, кто быстрее и правильно подчеркнет, тот получает 3 жетончика

- Посмотрим на доску и проверим


«12 месяцев».

Перед Вами лежат 12 карточек с названиями месяцев и 4 карточки с названиями времен года. Надо разложить месяца в соответствии со всеми временами года. Наивысший балл-4. Учитывается скорость и время.

-Сейчас на доске вы увидите, как же расположены месяца в соответствии с временами года.

*задание для команд, набравших одинаковое количество баллов*

Команды, у которых одинаковое количество баллов будут соревноваться между собой, по очереди отвечая на вопросы

  1. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает листву? (Лиственница.)

  2. Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

  3. Какая птица выше всех летает? (Орел.)

  4. Что течет по склонам весной? (Ручьи.)

  5. Какая ягода похожа на малину, но черного цвета? (Ежевика.)

  6. Какие звери летают? (Летучая мышь, белка-летяга.)

  7. Назовите «усатые» овощи? (Горох.)

  8. У кого щеки как мешки? (Хомяк.)








-слушать друг друга, соблюдать тишину, быть внимательным и тд.






















-Деревья и травы, цветы и кустарники.





























1. (Одуванчик).

2. (Ель, сосну). 

3. (Подснежник).

4. (Берёза)

5. (Клен, рябина).

6. (Осина).

7. (Крапива)

8. (Смородина). 





1. рябина

2. черника

3. виноград

4. земляника




















- да





- да


- да


- нет




  1. голубой кит


-Рыбы. У рыб есть голова, туловище, хвостовая часть и плавники. Форма тела вытянутая, обтекаемая. Тело рыб в большинстве случаев покрыто чешуей. У рыб есть жабры








2. Стрекоза

Насекомые. Насекомые — шестиногие животные. У них есть крылья, а тело делится на голову, грудь и брюшко. Насекомые обладают зрением, обонянием, вкусом, органами осязания, а некоторые из них -- органами звука и слуха











3.снегирь

Птицы.  Главными отличительными особенностями птиц являются: перья, клюв и способность летать. Отдельные особи не умеют летать, но это бывает редко. Птицы приносят пользу природе и человеку. Помимо диких птиц есть и домашние. Их держат ради яиц и мяса.















4. белый медведь

Общие признаки зверей: шерсть, покрывающая тело, и выкармливание детёнышей молоком. В остальном звери очень разные. Они могут ходить на четырёх лапах, как енот, и прыгать на двух, как кенгуру, ловко лазать по деревьям, как обезьяны, и перелетать с дерева на дерево, как белка-летяга.











-грибы





-да



















- (сыроежки)
- (маслята)
- (опята)

-(белый)






































  1. (Лиственница.)

  2. (Сосулька.)

  3. (Орел.)

  4. (Ручьи.)

  5. (Ежевика.)

  6. (Летучая мышь, белка-летяга.)

  7. (Горох.)

  8. (Хомяк.)


Средства: речь учителя

Форма: групповая

Методы: объяснения, Игра

КУУД:

-Умеют соблюдать правила коллективной игры

ПУУД:

- Извлекают необходимую информацию из рассказа и беседы.

- Проявляют познавательную и творческую активность


Подведение итогов. Рефлексия

Подвести итоги

рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет: в

выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную

природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала,

что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти

знания, но главное – воспитывать бережное отношение к природе.

Спасибо за участие! До новых встреч.

Вот и подошла к концу наша викторина. Но знатоки окружающего мира не только хорошо знают природу, но и умеют беречь её и заботиться о ней.

Какие вы знаете правила поведения в лесу? Что они значат?

  • не трогайте гнезда птиц,

  • не ломайте ветки кустарников и деревьев

  • ходите в лесу только по тропинкам

  • не разрушайте муравейники

  • не обижайте диких животных, они опасны

  • нельзя шуметь в лесу

- Итак, ребята, самое главное – беречь природу и заботиться о ней. И тогда она будет дарить нам много радости.

-Что полезного было сегодня на нашем занятии?

-Сейчас я предлагаю каждой команде выбрать и нарисовать смайлик, который больше всего подходит вам.

Зеленый – мы работали дружно и справились со всеми заданиями викторины мне все понравилось, было интересно

Желтый - не все задания мы выполняли вместе и мы не справились с некоторыми заданиями викторины.

Красный – каждый в группе выполнял задание сам и мы не смогли справиться с заданиями викторины.


Молодцы! Вы со всем справились. На этом подошла к концу наша викторина.


Итак, сейчас мы посчитаем, сколько у каждой команды жетончиков и наградим грамотами …


- команда «…» награждается за 1 место в викторине «Знатоки окружающего мира»

- команда «…» награждается за 2 место участие в викторине «Знатоки окружающего мира»

- команда «…» награждается за 3 место в викторине «Знатоки окружающего мира»

- команда «…» награждается за активное участие в викторине «Знатоки окружающего мира»


рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет: в

выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную

природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала,

что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти

знания, но главное – воспитывать бережное отношение к природе.

Спасибо за участие! До новых встреч.

рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет: в

выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную

природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала,

что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти

знания, но главное – воспитывать бережное отношение к природе.

Спасибо за участие! До новых встреч


бережно относится к растениям, животным, кустарникам. Не жечь костер и не мусорить

Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: поощрения

РУУД:

- Умеют оценивать свою деятельность