СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина включает в себя задания, которые входят в курс 6 класса. Цель викторины- проверить качество полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку»

Викторина по русскому языку «Экспромт»      6 класс.

Цели и задачи:

1.      Проверить качество полученных знаний;

2.      Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;

3.      Расширить кругозор учащихся;

4.      Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;

5.      Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.

Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.

Конкурс 1 «Разминка».   Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

1.      Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка.      (Игла)

2.      Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо.    (Клей)

3.      Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

4.      Обвершка строения или крыша      (Кровля)

5.      Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

6.      Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)

7.      Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька   (Камень)

8.      Куча, толпа насекомых     (Рой)

9.      Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)

10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)

Конкурс 2 "Угадай профессию". Я называю вам фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

ü Стричь под одну гребенку

ü На живую нитку,

ü Сложить оружие

ü Брать на прицел, закидывать удочку

ü В час по чайной ложке, играть первую скрипку

ü Петь с чужого голоса

ü Открывать Америку

ü Ждать у моря погоды

ü Попасть в ловушку

ü Закусить удила

ü Сгущать краски

ü Ход конем

Конкурс 3 "Лингвистическая угадайка". Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

1.      «Глаз» автомобиля      (фара)

2.      «Свежезамороженный» дождь (град)

3.      «Слово» регулировщика     (свист)

4.      Родной или крестный         (папа)

5.      Шляпка на ножке            (гриб)

6.      Лесной барабанщик                 (дятел)

7.      Собачья радость             (кость)

8.      Такса, а не собака           (плата)

9.      Орел, но не птица           (город)

10. Не носки и не чулки   (гольфы)

Конкурс 4 «Почему не говорят?» у игры «Почему не говорят?» есть интересная предыстория. У нее была игра-предшественница с нестрогими правилами. Мы знаем о ней из юмористического рассказа Тэффи «Взамен политики». Дело происходит в начале прошлого века. Сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать: «Скажите, отчего гимн-азия, а не гимн – африка? Отчего кот-лета, а не кошка- зима? Отчего бело – курый, а не черно-петушиный?» вначале все домашние в недоумении, но затем в игру включается сестра: «Отчего вино-вата, а не пиво-хлопок?» за ней мама тоже пытается что-то придумать. Весь день горничная носит по дому записки: «Отчего обни- мать, а не обни-отец?», «Отчего руб-ашка, а не девяносто копеек – ашка?» кончается дело тем, что сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки?»

         Не у всех получается играть в «Почему не говорят». И поэтому я задам вам вопрос на внимательность: почему не говорят собака зимы? (Потому что говорят: кот-лета)    (Морей толпы – рек/орды;    морей верблюды – рек/лама, мяч рая - шар/ада, оценка рая – балл/ада)

Конкурс 5 Ребусы, ребусы, ребусы.    Решите следующие задачи:

§ Отделите плод от растения.     СОШИСНШАКА

§ Растворите белое в прозрачном        СВОАДХАРА

§ Уберите горячее – останется холодное.   КИАПЯСТОБЕКРГ

§ Найдите друга и врага Буратино.      МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

§ Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное.    ПООПГАНЕНОККА.

Конкурс 6 Заключительный.   Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание для жюри.

  АОБООУАДА –

  ИПЬРТПЕИР –

  ЭПВФЭСФПЕ –

  ВЮЛГВДЛАЮ –

  ЖЗСУУЧЖАЗ –

  ОАСАОТАЛО –

  ГЦИДВГЦЫД! –

 

Подведение итогов. Награждение команд.

 

 














Пасканная Е. М. Викторина по русскому языку в 6-м классе

Оборудование: рисунок с изображением совы; разноцветные буквы  «викторина»; разноцветная ромашка, на обратной стороне лепестков которой дано название конкурса (цвет лепестка выбирают играющие). Играют три команды.

 

 

1. Кроссворд.

 

 



1

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

2

 

 

 

 

 

5

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1.     Международный спортивный праздник.

 

2.     Хвойное дерево.

 

3. Частое вирусное заболевание.

 

4. Столица Чехии.

 

5. Идти (2 лицо, ед.ч., в форме

    приказа)

 

 

3.    Идти (2 лицо, ед. ч., в форме приказа)

 


 

 

 

 

 

 2. Рассыпанная сказка (разрезать на части и перемешать): нужно расположить части по порядку.

 

1.  Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь».

2. Но частица НЕ никогда близко не подходила к Глаголу и смотрела на него издалека свысока.

3. А она без него.

4. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.

5. Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по Словарям да Учебникам.

6. Однако Глагол не терял надежды.

7. И вдруг замерла от неожиданности: ей не удалось оторваться от Глагола, и он остался рядом.

8. Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

9. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

10. Трудной и печальной была эта любовь.

11. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю».

12. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, хотела отскочить от него с криком: «Ненавижу! Негодую!»

 

3. Играем со звуками, буквами, словами.

Играем со звуками.

1. Найдите слова, которые зашифрованы в транскрипции:

[  п р у т ]       [ с й ,э с т ]     [ г р у с ,т, ]     [ л, э с, т , ]

 

2. Найдите слова, прочитав их в транскрипции наоборот:

[ л э й, ]  [ л, у к ]  [ ш э й, ]  [ л, о н ]

 

Играем с буквами.

1. Добавьте к каждому слову одну букву, чтобы получилось новое слово, например, роза – гроза:

рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.

 

2. Выньте по одной букве из каждого слова, чтобы получилось новое слово, например, горсть – гость:

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

 

Играем со словами.

1. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв), например, бал(…)еда – бес: балбес, беседа.

У(…)ова,  вам(…)амида,  ме(…)олад,  пе(…)ол,  беге(…)ор.

2. Из двух слов составьте одно, например, око + ромб = обморок:

кожа + ворон    липа + нота      вода + ринг      кит + рана

 

4. Наведите порядок, распутайте небывальщину:

1

         Залаяла громко старушка чуть свет.

В окно постучала собак в ответ.

2

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята; где Балтийское море; когда защищается; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. (Здесь спрятаны три предложения).
                                                                          1

Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе.

     Ослепительно белые листики кружатся в морозном саду.

2

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята; где Балтийское море; когда защищается; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. (Здесь спрятаны три предложения).
                                                                          1

   Деревня пошла продавать далеко,

   Старушка от рынка была молоко.

2

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята; где Балтийское море; когда защищается; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. (Здесь спрятаны три предложения).



5. Народная мудрость (расшифровать пословицу).

 

 1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

 

  8

   2

   6   

   7

   9

   2

   4

   5

 

   2

 10

   7

 

 

 11

   3

 12

 13

 

 

 

3, 2, 4, 5 – река

10, 7, 6, 7, 9, 5 – голова

8, 2, 11, 9, 2, 3, 10 – четверг

1, 5, 9, 7, 13 – завод

4, 12, 13, 5 – куда

 

6. Домино ( карточки-домино с частями слова): собрать разбитые на части слова, добавить недостающие два слова и прочитать получившуюся пословицу.

 

Мал-  -еньк-  -ое   больш-  - ого без-  -дель-  -я

 

7. Редактор (найти в предложении речевую ошибку и исправить ее).

1.      Задача была решена неверно благодаря математической ошибке.

2.      Расскажите кратко свою автобиографию.

3.      Я одел калоши и пошел гулять.

4.      Псарь сказал Дубровскому обидчивое слово.

5.      На дороге стоял пожилой дуб.

6.  Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

7. Пища у Троекурова всегда была сытая.

8.  Я всем интересуюсь. Я человек горячий, увлекающий всем.

 

 

8. Юмористическая этимология (от каких слов могут быть образованы данные слова – юмор.):

 

1.      Взбеленился, виноград, гуляш, доносчик, котлета.

2.      Стриж, четвертовать, проигрыватель, неон, солист.

3.      Крахмал, мазурка, набалдашник, наводчик, намекать.

 

 

 Ответы




1. Кроссворд.

 

 



1о

 

 

2е

  л

ь

 

 

3г

р

  и

п

4п

 

 

2е

р

 

м

 

р

5и

 

 

1о

л

и

м

п

и

а

д

а

 

ь

п

 

и

 

г

и

 

 

4п

р

а

г

а

 

 

5и

д

и

 

 

а

 

 

 

 

1.     Международный спортивный праздник.

 

2.     Хвойное дерево.

 

3. Частое вирусное заболевание.

 

4.     Столица Чехии.

 

5.     Идти (2 лицо, ед. ч., в форме приказа)

 

 2. Рассыпанная сказка

 

4. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.

2. Но частица НЕ никогда близко не подходила к Глаголу и смотрела на него издалека свысока.

10. Трудной и печальной была эта любовь.

11. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю».

8. Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

6. Однако Глагол не терял надежды.

1. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь».

5. Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по Словарям да Учебникам.

12. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, хотела отскочить от него с криком: «Ненавижу! Негодую!»

7. И вдруг замерла от неожиданности: ей не удалось оторваться от Глагола, и он остался рядом.

9. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

4.      А она без него.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Играем со звуками, буквами, словами.

 

Играем со звуками.

1. Найдите слова, которые зашифрованы в транскрипции:

[  п р у т ]       [ с й, э с т ]        [ г р у с, т. ]             [ л, э с, т , ]

пруд, прут;    съест, съезд;    грусть,  груздь;   лесть, лезть

2. Найдите слова, прочитав их в транскрипции наоборот:

[ л, э й, ]  [ л, у к ]  [ ш э й ,]  [ л, о н ]

 ель        куль       ешь          ноль   

 

     

Играем с буквами.

1. Добавьте к каждому слову одну букву, чтобы получилось новое слово, например, роза – гроза:

трубка, удар, столб, склад, лапта, шарф, бусы, уксус.

 

2. Выньте по одной букве из каждого слова, чтобы получилось новое слово, например, горсть – гость:

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

 

Играем со словами.

1. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв), например, бал(…)еда – бес: балбес, беседа.

У(гол)ова,  вам(пир)амида,  ме(шок)олад,  пе(сок)ол,  беге(мот)ор.

 

2. Из двух слов составьте одно, например, око + ромб = обморок:

кожа + ворон = жаворонок   липа + нота = антилопа   

            вода + ринг = виноград         кит + рана = картина

 

4. Наведите порядок, распутайте небывальщину:

1

Залаяла громко старушка чуть свет.       (В окно постучала старушка чуть свет

В окно постучала собака в ответ.               Залаяла громко собака в ответ.)

 

1

Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе.

     Ослепительно белые листики кружатся в морозном саду.

1

Деревня пошла продавать далеко,            (Деревня от рынка была далеко

Старушка от рынка была молоко.            Старушка пошла продавать молоко)

2

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята; где Балтийское море; когда защищается; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. (Здесь спрятаны три предложения).

 

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке, куда и прячутся.

Плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают, где Балтийское море.

Ядовитая змея кусает человека только тогда, когда защищается.

 

5.     Народная мудрость.

 Зеркало человека его труд.

6.     Домино.

Маленькое дело лучше большого безделья.

7. Редактор 

1.      Задача была решена неверно, благодаря математической ошибке.

2.      Расскажите кратко свою автобиографию.

3.      Я одел калоши и пошел гулять.

4.      Псарь сказал Дубровскому обидчивое слово.

5.      На дороге стоял пожилой дуб.

6.  Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

7.  Пища у Троекурова всегда была сытая.

8.  Я всем интересуюсь. Я человек горячий, увлекающий всем.

8. Юмористическая этимология.

Поразительный – паразит, который всё время удивляется.

Неряха – человек с лицом интеллигента.

Взбеленился – объелся белены.

Виноград – винный град.

Гуляш – человек, не любящий сидеть дома.

Доносчик – носильщик.

Коньяк – мифическое животное.

Котлета – летний кот.

Крахмал – маленькая неудача.

Мазурка – грязнуля.

Набалдашник – шапка.

Наводчик – ябеда.

Намекать – блеять.

Курага – смесь курицы и гуся.

Неон – неопознанное лицо.

Солист – специалист по солению.

Стриж – парикмахер.

Четвертовать – выставить отметки за четверть.

Проигрыватель – игрок-неудачник.

Тысячелистник – толстый роман.

Странник – чудак.

 

Для болельщиков.

Загадки.

Бьют Ермилку что есть по затылку,
А он не плачет,

Только ножку прячет. (Гвоздь)

 

Пыхтит, кряхтит, вверх ползет,

Недосмотришь – упадёт,

Но не больно ему, Почему? (Тесто)

 

 

Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают

И тут пропадут. (Листья)

 

Платье потерялось –

Пуговки остались. (Рябина)

 

Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото. (Яйцо)

 

Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)

 

 

Продолжи пословицу.

Без труда  (не вынешь и рыбки из пруда)

Труд человека кормит (а лень портит)

Смотри дерево в плодах (а человека в делах)

Терпенье и труд (всё перетрут)

Чтобы рыбку съесть (надо в воду лезть)

Где хотенье (там и уменье)

Мир освещается солнцем (а человек знанием)

Руки поборют одного (а знание тысячу)

Век живи (- век учись)

Не говори, чему учился (а говори, что узнал)

Грамоте учиться (всегда пригодится)

Ум без книги (как птица без крыльев)

С книгой жить (век не тужить)

Скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На мели мы налима лениво ловили, и меняла налима ты мне на линя, о любви не меня ли ты мило молила и в туманы лимана манила меня.

На дворе трава, на траве дрова.

Шел бык—тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Корабли лавировали, лавировали, да не выловировали.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпоковать, перевыколпоковать.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

Смекалка.

1.      В каких словах по 100 согласных? (Стоп, стог, стон, стол)

2.      В каком слове 40 согласных? Сорока)

3.      В каком слове 7 букв «я»? (Семья)

4.      Как большой дом превратить в маленький? (Дом + ик)

5.      Как написать «сухая трава» четырьмя буквами (Сено)

6.      Впишите в 4 клетки слово «ласточка». (лас .)

7.      В каком слове 3 «о»? (Трио)

8.      Как топор превратить в его рукоятку? (Топор +ищ е)

9.      На каких полях трава не растет? (Тетради)

10.  Превратите угол в топливо, мел – в мелкое место, шест – в число. (Уголь, мель, шесть)

11.  Из какого крана не наберешь воды?

12.  Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах?

13.  Какую раковину не сыскать на дне моря?

14.  Какие два местоимения, поставленные рядом, мешают движению на дорогах? (Я  мы)

15.  Чем кончается лето и начинается осень?

16.  Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

17.  Превратите существительные «жар» и «ель» в глаголы. (Жарь, ел)

18.  В каком слове «нет» слышится 100 раз? (Стонет)

19.  Заяц прыгает, а ласточка …   

Червяк ползает, а рыба …                  Лошадь бегает, а змея …  

Гусеница ползает, а кузнечик …       Корова мычит, а лошадь …

Собака лает, а кошка …                      Свинья хрюкает, а овца …

Кукушка кукует, а курица …            Лягушка квакает, а мышь … 

Ворона каркает, а сорока …               Воробей чирикает, а голубь …

 





Расписание  внеурочной деятельности

Учебно-методический комплекс

Учебный план начальной  школы МОУ

 

Сайт создан по технологии «Конструк


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!