СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Викторина знатоков русского языка и литературы «В стране Русской Филологии».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема внеклассного мероприятия: «Викторина знатоков русского языка и литературы «В стране Русской Филологии».

Цель внеклассного мероприятия:

1. Привить познавательный интерес к изучению русского языка и литературы, проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через задания занимательного и творческого характера.

                          2. Закрепить умение работы в группе, умение показать знания и   передавать их другим с помощью коллективного творчества.

  3. Продолжить воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку и литературе, сформировать убеждение в необходимости их углубленного изучения для развития грамотной и правильной устной и письменной речи.

Тип занятия: викторина.

Наглядность и оборудование занятия: костюмы с названием команд, задания по командам, карта «Страна Русская Филология» (с городами каждой команды), жетоны, оценочные грамоты, музыкальный центр, интерактивная доска.

Ход мероприятия:

I. Введение в мероприятие.

         1. Организационный момент.

         2. Объявление темы и постановка целей.

(Уч-ся 10 и 7 классов поделены на группы по литерам:

«А» и т.п.,присутствует жюри из уч-ся 11 классов.)

IIВступительное стихотворение (Читает ведущий):

В.Шефнера «Много слов на земле…» (См. 3стр. «Рус. словесность» Дидактические материалы. 5 кл.)

  1. . Представление команд с защитой эмблем и эпизода карты. (Проверка домашнего задания по опережению. Команды начинают выступление после получения номеров-жетонов.)
  2. . Задания по литературе (Команды-участники отвечают поочерёдно):

1 задание: - Ответьте, какие произведения существовали в культуре до литературных произведений, чем они от них отличаются? (Фольклорные. Они устные и коллективного творчества.)

                       -  Когда появились литературные произведения? (В каждой стране в разные века…)

2 задание: - Перечислите:

а) фольклорные жанры (Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина.);

б) литературные жанры (Рассказ, повесть, новелла, роман, стихотворение, поэма…)

Просмотр содержимого документа
««Викторина знатоков русского языка и литературы «В стране Русской Филологии».»

Тема внеклассного мероприятия: «Викторина знатоков русского языка и литературы «В стране Русской Филологии».

Цель внеклассного мероприятия:

1. Привить познавательный интерес к изучению русского языка и литературы, проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через задания занимательного и творческого характера.

2. Закрепить умение работы в группе, умение показать знания и передавать их другим с помощью коллективного творчества.

3. Продолжить воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку и литературе, сформировать убеждение в необходимости их углубленного изучения для развития грамотной и правильной устной и письменной речи.

Тип занятия: викторина.

Наглядность и оборудование занятия: костюмы с названием команд, задания по командам, карта «Страна Русская Филология» (с городами каждой команды), жетоны, оценочные грамоты, музыкальный центр, интерактивная доска.

Ход мероприятия:

I. Введение в мероприятие.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка целей.

(Уч-ся 10 и 7 классов поделены на группы по литерам:

«А» и т.п.,присутствует жюри из уч-ся 11 классов.)

II. Вступительное стихотворение (Читает ведущий):

В.Шефнера «Много слов на земле…» (См. 3стр. «Рус. словесность» Дидактические материалы. 5 кл.)

III. Представление команд с защитой эмблем и эпизода карты. (Проверка домашнего задания по опережению. Команды начинают выступление после получения номеров-жетонов.)

IV. Задания по литературе (Команды-участники отвечают поочерёдно):

1 задание: - Ответьте, какие произведения существовали в культуре до литературных произведений, чем они от них отличаются? (Фольклорные. Они устные и коллективного творчества.)

- Когда появились литературные произведения? (В каждой стране в разные века…)

2 задание: - Перечислите:

а) фольклорные жанры (Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина.);

б) литературные жанры (Рассказ, повесть, новелла, роман, стихотворение, поэма…)

3 задание: - Закончите пословицу:

У семи нянек__________

Семь бед_____________

Семеро одного _______

Семь раз отмерь_______

Двое пашут, а семеро____

Один с сошкой, а ________

4 задание: Вспомните «Пролог» к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкина и дайте определения – эпитеты к называемым словам:

дуб… (зелёный),

цепь (златая),

кот (учёный), дорожки (неведомые),

звери (невиданные), ножки (курьи),

брег (песчаный, пустой),

витязи (прекрасные),

воды (ясные),

дядька (морской),

царь (грозный),

волк (бурый),

дух (русский).

5 задание: - Разгадайте кроссворд «Улитка»

  1. Устное народное поэтическое

творчество, предшествующее литературе.

  1. Соразмерность, мерность,

повторяемость в стихотворной

речи.

  1. Пространная речь одного

персонажа, не рассчитанная на

незамедлительный ответ, либо вовсе не обращённая к кому-либо.

  1. Главный герой повести И.С. Тургенева «Муму».

  2. Автор сказки «Умные вещи».

  3. Персонаж басни, которому принадлежит фраза «Ты сер, а я, приятель, сед».

  4. Полководец, руководивший советом в Филях.

  5. Автор повести «Дети подземелья».

  6. Перенесение человеческих черт или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

  7. Герой русской народной сказки, который использовал вместо автомобиля печь.

  8. Бог солнца у древних славян.

  9. Колдовство, чародейство, волхование.

6 задание: - Напишите стихотворение по предложенным рифмам и после сравните с оригиналом:

_________________________________ тает

_________________________________ земли

_________________________________ расцветает

_________________________________ журавли



_________________________________ одетый

_________________________________ ждёт

_________________________________ согрето

_________________________________ поёт

7 задание: Разгадайте кроссворд «Волшебное ожерелье»



















Верх «Ожерелья»:

  1. Кличка сказочного коня.

  2. Полководец, победивший в Отечественной войне 1812 года.

  3. Повтор согласных звуков внутри стихотворной строки.

  4. Героиня сказки, предпочитающая эксклюзивную обувь.

  5. Первая часть имени Хаврошечки.

Низ «Ожерелья»:

  1. Объединение стихотворных строк по характеру рифмовки, интонации, синтаксиса.

  2. Великий русский баснописец XIX века.

  3. Иносказание.

  4. Жанр фольклора, испытывающий сообразительность отгадывающего.

  5. В кого в некоторых вариантах сказки превращается Царевна-лягушка.

Ответы к 5 заданию (к кроссворду «Улитка»):

  1. Фольклор. 2. Ритм. 3. Монолог.

4. Герасим. 5. Маршак. 6. Кутузов.

7. Волк. 8. Короленко. 9. Олицетворение.

10. Емеля. 11. Ярило. 12. Волшебство.

Ответ к 6 заданию: стихотворение А.К. Толстого:

Вот уж снег последний тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.



Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.



Ответы к 7 заданию (к кроссворду «Волшебное ожерелье»):

Верх «Ожерелья»:

  1. Сивка. 2. Кутузов. 3. Аллитерация.

4. Золушка. 5. Крошечка.

Низ «Ожерелья»:

1. Строфа. 2. Крылов. 3. Аллегория.

4. Загадка. 5. Кукушка.

IV. Блиц-опросы.

Блиц опрос (для 7 класса):

  1. Назовите поэму А.С. Пушкина, заключающую в названии одно слово. («Полтава», «Цыганы».)

  2. Женский образ из «Песни…» М.Ю. Лермонтова.

(Алёна Дмитриевна.)

  1. Музыкант-отравитель трагедии А.С. Пушкина.

(Сольери.)

  1. Сын-отступник в русской литературе.

(Андрий из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя.)

  1. Имя артиллериста-героя, созданного Л.Н. Толстым в великом романе-эпопее.

(Капитан Тушин.)

  1. Откуда, с какой планеты, появился «абориген» из произведения братьев Стругацких «Малыш»?

(С Земли: с космического корабля «Пилигрим».)

  1. Как переводится название племени Бугу из произведения Чингиза Айтматова «Белый пароход»?

(Олень.)

  1. Угадайте по эпитетам, о каких деревьях, описываемых в литературных произведениях, идёт речь (Если прозвучит название произведения и имя его автора, получите дополнительный балл):

стройный, кудрявая, тонкая, зелёный, корявый, бетономастный, зарёвана.

(Тополь, берёзка, рябина, дуб, баобаб, сирень.)

  1. Чей герой Николенька Иртеньев?

(Л.Н. Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность».)

10. Назовите героинь поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

(Княгини Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.)

Блиц опрос (для 10 класса):

  1. Какой русский поэт посвятил Елене Денисьевой целый цикл стихотворений?

(Ф.И. Тютчев.)

2. Назовите родовую фамилию Афанасия Афанасьевича Фета.

(Шеншин.)

3. Жанр произведения «Мороз, Красный нос» - это сказка, поэма, былина?

(Поэма Н.А. Некрасова.)

4. Какое французское произведение критики сопоставляли с драмой

Н. Островского «Гроза»?

(С романом Флобера «Госпожа Бовари».)

5. Много путешествовавший герой произведения Н. Лескова.

(Иван Северьянович Флягин, Иван Голован, «Очарованный странник».)

  1. «Криминальный роман» в русской литературе.

(«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.)

  1. Взгляд какого героя «петлю накидывает» на окружающих?

(Порфирия Головлёва, Иудушки из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».)

  1. В каком произведении русской литературы есть «любимые» и «нелюбимые» герои писателя?

(В «Войне и мире» Л.Н. Толстого.)

  1. Названия рассказов «Маленькой трилогии» А.П. Чехова.

(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».)

  1. Под какую музыку Вера Николаевна Шеина читает последнее письмо Желткова в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна?

(«Аппассионата» Бетховена.)

V. Задания по русскому языку:

1 задание: Разгадайте шараду:



Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)



В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

(Рас-пис-а-ни-е)

2 задание: Определите части речи в стихотворении:



Даже в стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим:

«В счастливый час!»

(Частица-1, предлог-4, существительное-3, прилагательное-3, причастие-1, местоимение-2, междометие-1.)



3 задание: Подберите антонимы к фразеологизмам:



Душа в душу (как кошка с собакой),

в двух шагах (за три девять земель),

кот наплакал (хоть пруд пруди),

язык плохо подвешен (язык без костей),

бить баклуши (работать засучив рукава).



4 задание: Назвать как можно больше фразеологизмов, имеющих в своём составе существительные, которые будет произносить ведущий :

Например: нос - зарубить на носу.

(См. ответы на 175 стр. в «Язык мой – друг мой» Л.Т. Григорян.)



5 задание: Составить как можно слов из слова:

олимпиада, стихотворение, профессионализм, универсал.



VI. Подведение итогов викторины.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!