КГУ «Гимназия №21»
Внеклассное мероприятие
«Викторина знатоков
русского языка и литературы
«В стране Русской Филологии»
Составила
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
Емельянова О.В.
Алматы
2015 г.
Тема внеклассного мероприятия: «Викторина знатоков русского языка и литературы «В стране Русской Филологии».
Цель внеклассного мероприятия:
1. Привить познавательный интерес к изучению русского языка и литературы, проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через задания занимательного и творческого характера.
2. Закрепить умение работы в группе, умение показать знания и передавать их другим с помощью коллективного творчества.
3. Продолжить воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку и литературе, сформировать убеждение в необходимости их углубленного изучения для развития грамотной и правильной устной и письменной речи.
Тип занятия: викторина.
Наглядность и оборудование занятия: костюмы с названием команд, задания по командам, карта «Страна Русская Филология» (с городами каждой команды), жетоны, оценочные грамоты, музыкальный центр, интерактивная доска.
Ход мероприятия:
I. Введение в мероприятие.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка целей.
(Уч-ся 10 и 7 классов поделены на группы по литерам:
«А» и т.п.,присутствует жюри из уч-ся 11 классов.)
II. Вступительное стихотворение (Читает ведущий):
В.Шефнера «Много слов на земле…» (См. 3стр. «Рус. словесность» Дидактические материалы. 5 кл.)
III. Представление команд с защитой эмблем и эпизода карты. (Проверка домашнего задания по опережению. Команды начинают выступление после получения номеров-жетонов.)
IV. Задания по литературе (Команды-участники отвечают поочерёдно):
1 задание: - Ответьте, какие произведения существовали в культуре до литературных произведений, чем они от них отличаются? (Фольклорные. Они устные и коллективного творчества.)
- Когда появились литературные произведения? (В каждой стране в разные века…)
2 задание: - Перечислите:
а) фольклорные жанры (Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина.);
б) литературные жанры (Рассказ, повесть, новелла, роман, стихотворение, поэма…)
3 задание: - Закончите пословицу:
У семи нянек__________
Семь бед_____________
Семеро одного _______
Семь раз отмерь_______
Двое пашут, а семеро____
Один с сошкой, а ________
4 задание: - Вспомните «Пролог» к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкина и дайте определения – эпитеты к называемым словам:
дуб… (зелёный),
цепь (златая),
кот (учёный), дорожки (неведомые),
звери (невиданные), ножки (курьи),
брег (песчаный, пустой),
витязи (прекрасные),
воды (ясные),
дядька (морской),
царь (грозный),
волк (бурый),
дух (русский).
5 задание: - Разгадайте кроссворд «Улитка»
Устное народное поэтическое
творчество, предшествующее литературе.
Соразмерность, мерность,
повторяемость в стихотворной
речи.
Пространная речь одного
персонажа, не рассчитанная на
незамедлительный ответ, либо вовсе не обращённая к кому-либо.
Главный герой повести И.С. Тургенева «Муму».
Автор сказки «Умные вещи».
Персонаж басни, которому принадлежит фраза «Ты сер, а я, приятель, сед».
Полководец, руководивший советом в Филях.
Автор повести «Дети подземелья».
Перенесение человеческих черт или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Герой русской народной сказки, который использовал вместо автомобиля печь.
Бог солнца у древних славян.
Колдовство, чародейство, волхование.
6 задание: - Напишите стихотворение по предложенным рифмам и после сравните с оригиналом:
_________________________________ тает
_________________________________ земли
_________________________________ расцветает
_________________________________ журавли
_________________________________ одетый
_________________________________ ждёт
_________________________________ согрето
_________________________________ поёт
7 задание: Разгадайте кроссворд «Волшебное ожерелье»
Верх «Ожерелья»:
Кличка сказочного коня.
Полководец, победивший в Отечественной войне 1812 года.
Повтор согласных звуков внутри стихотворной строки.
Героиня сказки, предпочитающая эксклюзивную обувь.
Первая часть имени Хаврошечки.
Низ «Ожерелья»:
Объединение стихотворных строк по характеру рифмовки, интонации, синтаксиса.
Великий русский баснописец XIX века.
Иносказание.
Жанр фольклора, испытывающий сообразительность отгадывающего.
В кого в некоторых вариантах сказки превращается Царевна-лягушка.
Ответы к 5 заданию (к кроссворду «Улитка»):
Фольклор. 2. Ритм. 3. Монолог.
4. Герасим. 5. Маршак. 6. Кутузов.
7. Волк. 8. Короленко. 9. Олицетворение.
10. Емеля. 11. Ярило. 12. Волшебство.
Ответ к 6 заданию: стихотворение А.К. Толстого:
Вот уж снег последний тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.
Ответы к 7 заданию (к кроссворду «Волшебное ожерелье»):
Верх «Ожерелья»:
Сивка. 2. Кутузов. 3. Аллитерация.
4. Золушка. 5. Крошечка.
Низ «Ожерелья»:
1. Строфа. 2. Крылов. 3. Аллегория.
4. Загадка. 5. Кукушка.
IV. Блиц-опросы.
Блиц опрос (для 7 класса):
Назовите поэму А.С. Пушкина, заключающую в названии одно слово. («Полтава», «Цыганы».)
Женский образ из «Песни…» М.Ю. Лермонтова.
(Алёна Дмитриевна.)
Музыкант-отравитель трагедии А.С. Пушкина.
(Сольери.)
Сын-отступник в русской литературе.
(Андрий из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя.)
Имя артиллериста-героя, созданного Л.Н. Толстым в великом романе-эпопее.
(Капитан Тушин.)
Откуда, с какой планеты, появился «абориген» из произведения братьев Стругацких «Малыш»?
(С Земли: с космического корабля «Пилигрим».)
Как переводится название племени Бугу из произведения Чингиза Айтматова «Белый пароход»?
(Олень.)
Угадайте по эпитетам, о каких деревьях, описываемых в литературных произведениях, идёт речь (Если прозвучит название произведения и имя его автора, получите дополнительный балл):
стройный, кудрявая, тонкая, зелёный, корявый, бетономастный, зарёвана.
(Тополь, берёзка, рябина, дуб, баобаб, сирень.)
Чей герой Николенька Иртеньев?
(Л.Н. Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность».)
10. Назовите героинь поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
(Княгини Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.)
Блиц опрос (для 10 класса):
Какой русский поэт посвятил Елене Денисьевой целый цикл стихотворений?
(Ф.И. Тютчев.)
2. Назовите родовую фамилию Афанасия Афанасьевича Фета.
(Шеншин.)
3. Жанр произведения «Мороз, Красный нос» - это сказка, поэма, былина?
(Поэма Н.А. Некрасова.)
4. Какое французское произведение критики сопоставляли с драмой
Н. Островского «Гроза»?
(С романом Флобера «Госпожа Бовари».)
5. Много путешествовавший герой произведения Н. Лескова.
(Иван Северьянович Флягин, Иван Голован, «Очарованный странник».)
«Криминальный роман» в русской литературе.
(«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.)
Взгляд какого героя «петлю накидывает» на окружающих?
(Порфирия Головлёва, Иудушки из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».)
В каком произведении русской литературы есть «любимые» и «нелюбимые» герои писателя?
(В «Войне и мире» Л.Н. Толстого.)
Названия рассказов «Маленькой трилогии» А.П. Чехова.
(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».)
Под какую музыку Вера Николаевна Шеина читает последнее письмо Желткова в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна?
(«Аппассионата» Бетховена.)
V. Задания по русскому языку:
1 задание: Разгадайте шараду:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
(Рас-пис-а-ни-е)
2 задание: Определите части речи в стихотворении:
Даже в стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»
(Частица-1, предлог-4, существительное-3, прилагательное-3, причастие-1, местоимение-2, междометие-1.)
3 задание: Подберите антонимы к фразеологизмам:
Душа в душу (как кошка с собакой),
в двух шагах (за три девять земель),
кот наплакал (хоть пруд пруди),
язык плохо подвешен (язык без костей),
бить баклуши (работать засучив рукава).
4 задание: Назвать как можно больше фразеологизмов, имеющих в своём составе существительные, которые будет произносить ведущий :
Например: нос - зарубить на носу.
(См. ответы на 175 стр. в «Язык мой – друг мой» Л.Т. Григорян.)
5 задание: Составить как можно слов из слова:
олимпиада, стихотворение, профессионализм, универсал.
VI. Подведение итогов викторины.
11