СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку для учащихся 7-х классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по русскому языку предназначена для учащихся 7-х классов. Позволяет в игровой форме повторить и закрепить знания и умения ,полученные ранее на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку для учащихся 7-х классов»

Методическая разработка открытого мероприятия

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-х классов

«Язык мой - друг мой»


Подготовила учитель русского языка и литературы Прохоренко Т. Г.


Цели:

Познавательный аспект: формировать коммуникативные способности учащихся, уверенность в необходимости знания русского языка в жизни.

Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, интеллектуально – эмоциональную чуткость к слову и речи

Воспитательный аспект: способствовать воспитанию любви и уважения к русскому языку


Ход мероприятия

1. Вступительное слово

Ведущий 1: Дорогие ребята! Согласно указу главы ДНР Д. Пушилина 2019 год в нашей республике объявлен Годом русского языка.

Ведущий 2: Сегодня мы проведем викторину и проверим ваши знания по русскому языку.

Ведущий 1: -СЛАЙД 1-


Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Ведущий 2:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!


1 задание “Приветствие”. ( 3 б.) -СЛАЙД 2-, -СЛАЙД 3-


Каждая команда представляет название, девиз, а также приветственное слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ (зачитывают слова великих писателей и поэтов о значении русского языка в жизни человека или представляют работы собственного сочинения).


2 задание «Взвесь слово!» ( 7 б.) -СЛАЙД 4-

С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо взвешивать каждое слово на весах ума, сердца и разума». .) -СЛАЙД 5-


1.Составьте словосочетания, учитывая оттенки значения синонимов. -СЛАЙД 6-

Лечебный, лекарственный, целебный (источник, трава, учреждение)

2.Составьте словосочетания с приведенными паронимами.

а) Сытый – сытный ; б) Одеть – надеть



Пока учащиеся готовят ответ прослушаем :

-Мини- сообщение учащегося « ПАРОНИМЫ» -СЛАЙД 7-


Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением. Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные со смешением паронимов. Чтобы избежать этого, узнаем, что такое паронимы. Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя».

Например, дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом. 


Ответ: -СЛАЙД 8-

Лечебное учреждение, лекарственная трава, целебный источник.

а)Сытый – вполне утоливший свой голод: сытая собака

Сытный- питательный, хорошо насыщающий, калорийный: сытный завтрак

б)Одеть – управляет одушевленными существительными в форме винительного падежа: одеть (кого? ) малыша .Надеть- сочетается с неодушевленными существительными : надеть (что?) шапку


3 задание «ВСЕ НАОБОРОТ!» ( 6 б.) -СЛАЙД 9-

Замените слова в предложении подходящими по смыслу антонимами . -СЛАЙД 10-

Поздним вечером ленивый ученик закрыл учебник, чтобы забыть простое правило.


Пока учащиеся готовят ответ прослушаем :

-Мини- сообщение учащегося «Антонимы»

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Не все слова могут являться антонимами, а только те, которые противопоставляются друг другу по определенному существенному признаку: качеству (добрый — злой, быстро — медленно), направленности (передний — задний, вниз — вверх) и другим. Соответственно, слова с отсутствующей оценочной семантикой, то есть не выражающие противоположность, не имеют антонимов: зонт, лицо, чайник и др. Важно помнить, что слова разных частей речи не являются антонимами. Антонимов нет у местоимений, числительных и имён собственных. Антонимы используются в публицистическом, разговорном, научном и других стилях. Особенно они популярны в художественной литературе.


Ответ: Ранним утром прилежный ученик открыл учебник, чтобы вспомнить сложное правило. -СЛАЙД 11-


4 задание «Р- речевая ошибка» ( 2 б.) -СЛАЙД 12-, -СЛАЙД 13-

Найдите ошибки в предложениях. Запишите предложения правильно.

Все гости получили памятные сувениры.

Противник приближался все ближе.


Пока учащиеся готовят ответ прослушаем :

-Мини- сообщение учащегося «Речевая ошибка»


Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.

  1. Употребление слов в несвойственных им значениях. Пример:  Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.

  2. Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология):  Писатель ярко описывает события того дня.

  3. Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово). У машины спустило оба.

  4. Смешение лексики разных исторических эпох. Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.

  5. Плеоназм (скрытая тавтология). Пример: коллеги по работе.

  6. Употребление лишних слов. Молодая девушка, очень прекрасна. И другие.

Чтобы предупредить речевые ошибки ,

  1. Старайтесь как можно больше читать художественной литературы.

  2. Общаться с грамотными и образованными людьми.

  3. Посещать театры, музеи, тренинги.

  4. Постоянно следите за своей речью (правильно произносить слова).

  5. Хорошими речевыми упражнениями признаны – сочинения и изложения.



-Мини- сообщение учащегося «Плеоназм , тавтология» -СЛАЙД 14-

Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка. В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм.

В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология .Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова. Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое. 


Ответ: -СЛАЙД 15-

Все гости получили памятные сувениры. (Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. )

Противник приближался все ближе.(Неоправданное употребление однокоренных слов. Противник подбирался/подступал все ближе.)


5задание «Г- грамматическая ошибка» ( 2 б.) -СЛАЙД 16-, -СЛАЙД 17-

Найдите ошибки в предложениях. Запишите предложения правильно.

1.Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

2.Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.


Пока учащиеся готовят ответ прослушаем :

-Мини- сообщение учащегося «Грамматическая ошибка»

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 Например: подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс; без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма; оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);


Ответ: -СЛАЙД 18-

1.Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

2.Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.


6 задание «Странные существа и их признаки» ( 7 б.) -СЛАЙД 19-, -СЛАЙД 21-



Пока учащиеся готовят ответ прослушаем :

-Мини- сообщение учащегося «О Л.В. Щербе» -СЛАЙД 20-


Лев Щербов русский лингвист родился 20 февраля (3 марта) 1880 года в городе Игумен, Минская губерния. Однако вырос мальчик в Киеве. В 1898 году Лев окончил киевскую гимназию с золотой медалью. После поступил на естественный факультет Киевского университета, а в следующем году перевелся  в Санкт-Петербургский университет на историко-филологическое отделение. В студенческие годы он увлекался психологией. На старшем курсе Щерба Лев Владимирович написал сочинение «Психический элемент в фонетике», за которое ему вручили золотую медаль.

Вклад в развитие русского языка Льва Щербы огромен. Он исследовал живую разговорную звучащую речь. Лингвист много сделал для практики и теории лексикологии и лексикографии. Созданный им двуязычный словарь нового типа «Русско-французский словарь» 1928 года в практике преподавания используется до сих пор.


Ответ: -СЛАЙД 22-

Глокая – какая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.

Куздра – кто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание –а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.

Штеко – как? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс –о- неизменяемого слова – наречия.

Бокра – кого? Окончание –а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Начальная форма бокр– существительное одушевленное.

Будланула и курдячит: будланула – что сделала? – обозначает действие (боднула, толкнула), суффикс -л- и окончание –а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола; курдячит – что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание –ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола; и – союз, связывающий однородные сказуемые.

Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк- в сочетании с окончанием Р.п. -а указывает на существительное одушевленное, обозначающее детеныша (теленка, ягненка). Начальная форма – бокрёнок.

Получаем следующее:  прил. сущ. нар. глаг. сущ. глаг. сущ.


4. Подведение итогов .Награждение -СЛАЙД 23-


ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ № 1

Задание


Баллы

1 задание “Приветствие”.





2 задание «Взвесь слово!»




3 задание «ВСЕ НАОБОРОТ!»




4 задание «Р- речевая ошибка»





5 задание «Г- грамматическая ошибка»




6 задание «Странные существа и их признаки»




ВСЕГО: