Викторина «Сказки К.И. Чуковского»
Цели:
Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях сказках К.И. Чуковского.
Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, находчивость, умение действовать в команде.
Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе, особенно к сказкам.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу, рисунки по сказкам.
Материалы и оборудование: портрет К.И Чуковского, его сказки, иллюстрации к сказкам. Карточки с заданиями, телефон, кроссворд для команд, интерактивная игра -презентация « Путешествие по сказкам К.И.Чуковского».
Ход занятия:
Учитель:
Читать научились люди очень давно,
Когда не снимали даже кино.
Сегодня, ребенок, в школу придя,
Читает порою – лучше меня!
Мои первоклашки очень любят читать,
С книжкой порою ложатся в кровать!
А в классе героев мы обсуждаем,
Кого-то мы любим, а кого-то ругаем.
Да, что говорить
Они скажут все сами,
Встречайте друзья
1 класс перед ВАМИ.
Дети: ( первый слайд презентации)
Здравствуйте, мы очень рады
Встрече с вами, господа.
Рассказать вам о писателе
Мы пришли сюда.
2. Вот однажды на уроке
Мы читали Азбуку,
И знакомый всем отрывок
Вдруг попал нам на руку.
3. Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
4. Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
5. Под конец произведения
Нас спросил учитель вдруг:
Откуда взяты строчки эти?
Кто автор их, скажите, дети?
6. Поставил всех вопрос в тупик,
Хотелось все узнать нам вмиг.
Где жил Чуковский? Кем он был?
И как с ребятами дружил?
7. Мы дома все перекопали,
Библиотеки протрясли,
Но о Чуковском мы узнали,
И книги все его прочли.
8. Корней Иванович Чуковский
Известен многим на земле,
А Николай Корнейчуков
Известен автор вам таков?
9.Он был писатель, переводчик,
Критик, литературовед.
Родился он Санкт-Петербурге,
В Одессе жил он 20 лет.
10. С Житковым в классе он учился,
Английский – просто обожал,
Вообще способным был ребёнком,
Друзей ценил и уважал.
11. Писать для нас он рано начал,
Когда в гимназию ходил,
Нам с вами клад большой оставил –
Стихи и сказки подарил.
12. Дружны теперь мы с Мойдодыром,
С Федорой, Мухой, Крокодилом.
И с Айболитом, и с слоном,
Что шоколада просит в дом.
Зайчатами, мартышками,
С газелями и КНИЖКАМИ!
13. Спасибо Чуковскому мы говорим,
За сказки его мы благодарим.
Они нам открыли дверь в царство книг.
Чтению, друзья,
Посвятим каждый миг!
Учитель:
Замечательного детского поэта Корнея Ивановича Чуковского давно уже с нами нет, но его сказки продолжают жить. Корнея Ивановича называли «детским праздником». Он очень любил ребятишек, часто приходил в детские сады, школы, чтобы прочитать свои весёлые сказки, стихи. И сегодня мы с вами вспомним эти сказки и героев, которых знаем с раннего детства.
Сегодня у нас будут соревноваться две команды:
1.________________________________________________
2._________________________________________________
А судить их игру будет справедливое жюри:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №1: «Узнай сказку по отрывку».
На стол 6 иллюстраций из сказок Чуковского, поочерёдно зачитывает отрывки из сказок. Дети называют, из какой сказки эти строки и выбирают нужную иллюстрацию.
По 1 человеку участвуют в этом конкурсе.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
(«Федорино горе».)
«Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
(«Тараканище».)
Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
Тараканы под диваны,
А козявочки под лавочки.
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
(«Муха – Цокотуха».)
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
(«Мойдодыр».)
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы…
(«Бармалей».)
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать, и баловаться, Лимпопо!
(«Айболит».)
Задание №2: «Телефон».
Ведущий ставит на стол телефон. Ведётся диалог между ведущим и детьми( по 1 человеку из команды) из сказки «Телефон».
Ведущий (инсценирует звонок телефона, поднимает трубку):
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Задание №5: « Корзина с потерянными вещами».
Слайды ( презентация)
Телефон ( « Телефон»)
Шарики
Мыло ( « Мойдодыр»)
Тарелка ( «Федорино горе»)
Калоши («Телефон»)
Градусник («Айболит».)
Сито (« Федорино горе»)
Перчатки
Монета («Муха – Цокотуха».)
Шоколад («Айболит»)
Ошейник
Мочалка. (Мойдодыр».)
Коробок спичек. («Путаница».)
Задание №6. «Конкурс знатоков».
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:
Имя акулы в сказках Чуковского.
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Имя мухи – именинницы.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Умывальников начальник и мочалок командир.
Кто вернул краденое солнце?
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).
Аукцион.
В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели,Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Проверяется кроссворд ( по одному ответу от команды)
Интерактивная игра – презентация « Путешествие по сказкам К.И.Чуковского».
Итоги подводит жюри, а дети отгадывают загадки К.И.Чуковского.
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)
Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)
Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)
Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)
Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Жюри подводит итоги игры, вручает грамоты.
Учитель
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать
Слайд .
Сегодня мы не прощаемся с замечательным писателем, так как позже мы встретимся с Корнеем Ивановичем Чуковским , как переводчиком замечательных книг других стран. Он перевёл с английского
«Приключения барона Мюнхаузена»,
«Приключения Робинзона Крузо»,
«Приключения Тома Сойера»,
«Принц и нищий»,
«Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.