Викторина составлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.
Викторина для учащихся 1 класса направлена на повторение и закрепление знаний учащихся о сказках К.И. Чуковского, на развитие познавательной активности, интереса к чтению, на формирование навыков коммуникативного общения, на воспитание чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде. В мероприятие включены конкурсы, соответствующие возрастным особенностям младших школьников и посильные для восприятия, небольшие инсценировки.
Викторина «Сказки К.И. Чуковского»
Цели:
1. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.
2. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, находчивость, умение действовать в команде.
3. Развивать интонационную выразительность речи.
4. Воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе, особенно к сказкам.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу, экскурсия в библиотеку.
Материалы и оборудование: портрет К.И Чуковского, его сказки, иллюстрации к сказкам, телефон, три чёрных ящика (большой, средний, маленький), мешочек, калоша, баночка мёда, шоколадка, коробок спичек, мочалка, градусник, денежка, кружка, пистолет, мягкие игрушки «слон», «солнце», резиновая игрушка «таракан», утюг, картинки, изображающие предметы из разных сказок К.И.Чуковского, диск с записью сказки «Мойдодыр», маски «котята», «утята», «заяц», раскраски.
Ход викторины:
В книжном уголке оформлена выставка книг к произведениям К.И. Чуковского. На магнитной доске размещён его портрет.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, вы узнаёте, что за книги стоят на полках в книжном уголке, и чей это портрет? (Эти книги написал Корней Иванович Чуковский.)
Правильно, это портрет замечательного поэта Корнея Ивановича Чуковского. Его давно уже с нами нет, но его сказки продолжают жить. Корнея Ивановича называли «детским праздником». Он очень любил ребятишек, часто приходил в детские сады, школы, чтобы прочитать свои весёлые сказки, стихи. И сегодня мы с вами побываем в гостях у героев его сказок.
«Узнай сказку по отрывку».
Учитель кладёт на стол 6 иллюстраций из сказок Чуковского, поочерёдно зачитывает отрывки из сказок. Дети называют, из какой сказки эти строки и выбирают нужную иллюстрацию.
1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
(«Федорино горе».)
2. «Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
(«Тараканище».)
3. Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
Тараканы под диваны,
А козявочки под лавочки.
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
(«Муха – Цокотуха».)
4. Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
(«Мойдодыр».)
5. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы…
(«Бармалей».)
6. Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать, и баловаться, Лимпопо!
(«Айболит».)
«Телефон».
Учитель ставит на стол телефон. Ведётся диалог между ведущим и детьми из сказки «Телефон».
Учитель (инсценирует звонок телефона, поднимает трубку):
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
«Мешочек сказок».
Учитель достаёт волшебный мешочек, в котором лежат вещи и предметы, принадлежащие героям сказок Чуковского. Дети по очереди достают из мешочка предметы и узнают, из какого они произведения.
Коробок спичек. («Путаница».)
Мочалка. (Мойдодыр».)
Градусник. («Айболит».)
Денежка. («Муха – Цокотуха».)
Пистолет. («Бармалей».)
Слон. («Телефон».)
Солнце. («Краденое солнце».)
Таракан. («Тараканище».)
Утюг. («Федорино горе».)
Самовар. («Муха – Цокотуха».)
«Угадай, из какой сказки эта мелодия!»
Ведущий ставит для прослушивания диск с записью сказки «Мойдодыр. Дети слушают песенку и узнают, какой герой её поёт и из какой сказки.
«Чёрный ящик».
Учитель достаёт 3 чёрных ящика: большой, средний, маленький.
Задаёт вопросы. Дети отвечают на них, достают отгадки из чёрных ящиков.
Вопрос №1: В большом ящике находится любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». (Калоша.)
Вопрос №2: В среднем ящике находится то, что на именины принесла Мухе – Цокотухе бабушка – пчела. (Мёд.)
Вопрос №3: В маленьком ящике находится самое верное средство лечения животиков у бегемотиков. Такое лечение использовал доктор Айболит. (Шоколадка.)
Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)
«Доскажи сказочные строчки».
Учитель читает знакомые строчки из сказок Корнея Чуковского, а дети их продолжают.
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно…
(Стало заиньке темно).
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке… (Ужасный Бармалей!)
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд – куда! Куд – куда!...
(Вы откуда и куда?!)
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла…
(Муха денежку нашла.)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот…
(Задом наперёд.)
«Из какой сказки эти герои».
Под музыку входят дети в масках зверей.
Котята: Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!
Утята: Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!
Заяц: Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Котята, утята, заяц (хором): Из какой мы сказки? (Из сказки «Путаница)
Котята: Что в «Путанице» сделали лисички?
(А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.)
Утята: Чем крокодил море синее тушил?
(Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушёными грибами.)
Заяц: Кто помог зверям потушить пожар?
(Тут бабочка прилетела,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.)
«Соревнование».
На столе лежат картинки, изображающие предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).
4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).
«Помоги Федорушке».
Входит Федорушка, плачет:
Федора: (сташекласница в костюме бабушки Федоры)
- Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)
Учитель: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: - А вот послушай:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне,
Горе!
Учитель: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)
диск с записью сказки «Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Подведение итогов:
Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Учитель поздравляет детей с замечательными знаниями творчества Чуковского. Награждает всех подарками: раскрасками по сказкам этого замечательного автора.
Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки:
Федора:
Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас ароматным чаем с баранками!