СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Знаем русский!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по русскому языку для студентов 1 курса "Знаем русский!"

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знаем русский!"»

Исаева Светлана Александровна,

преподаватель ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Викторина «Знаем русский!»

для студентов 1 курса



Цель: формирование умений применять знания по русскому языку в нестандартных языковых и речевых ситуациях.

Задачи:

- формирование навыка решения лингвистических задач;

- формирование навыка использования языковых единиц в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- развитие устной монологической речи с включением в неё языковедческих терминов;

- воспитание бережного отношения к родному языку и стремления изучать его историю.

Планируемые результаты:

- используют языковые единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка: орфографическими, акцентологическими, лексическими, стилистическими и грамматическими;

- на основе имеющихся языковых данных решают лингвистические задачи;

- формулируют полные, развернутые ответы на вопросы с использованием языковедческих терминов;

- проявляют интерес к истории родного языка.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.


План

  1. Приветственное слово участникам викторины.

  2. Блиц-опрос.

  3. «Играем в бирюльки».

  4. История языка.

  5. Буриме.

  6. Грамотей.

  7. Подведение итогов, награждение победителей.


Ход мероприятия:


1. Приветственное слово участникам



Русский писатель А. И. Куприн говорил: "Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".

И сегодня наши участники пришли сюда продемонстрировать знание русского языка, его истории и современности, владение им на высоком уровне.

Представление команд.

Для того чтобы определить порядок выполнения заданий командами, приглашаем одного из участников на жеребьёвку.



2. Первый конкурс называется «Блиц-опрос»: каждая команда должна ответить на 10 вопросов по русскому языку, которые будут задаваться в течение 30 секунд. Каждый правильный ответ приносит 1 балл в копилку команды.



Варианты вопросов для команд:

  1. Как правильно: мИзерный или мизЕрный?

  2. Какой частью речи является слово УСТАЛЫЙ?

  3. Сколько букв Ю в сочетании слов СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАЖ?

  4. Образуйте форму единственного числа от существительного КЕДЫ.

  5. Слитно или через дефис: ЭКС-ЧЕМПИОН?

  6. Склоняется или нет фамилия: Лидия ГЛАДКИХ?

  7. Какое слово лишнее: МОЛОКО, ЧАШКА, НАПИТОК?

  8. Если бы не было его, не сказал бы ничего. О чём речь?

  9. Найдите русское соответствие африканской пословице: Сын леопарда тоже леопард.

  10. ГЛАЗА – ОЧИ это синонимы или антонимы?


  1. Как правильно: мАстерски или мастерскИ?

  2. Какой частью речи является слово УСТАВШИЙ?

  3. Сколько букв Ы в сочетании слов ТЕМНЫЕ УЛИЦЫ?

  4. Образуйте форму единственного числа от существительного ТАПКИ.

  5. Слитно или через дефис: АЭРОФОТОСЪЁМКА?

  6. Склоняется или нет фамилия: Александр ДЮМА?

  7. Какое слово лишнее: ПОДРЕЗКА, ПОДРУЖКА, ПОДКЛАДКА?

  8. Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов. О чём речь?

  9. Найдите русское соответствие иранской пословице: Там, где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин.

  10. СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ это омонимы или паронимы?


  1. Как правильно: Оптовый или оптОвый?

  2. Какой частью речи является слово ОГО?

  3. Сколько букв Й в слове МОЗАИКА?

  4. Образуйте форму множественного числа от существительного ДНО.

  5. Слитно или через дефис: ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ?

  6. Склоняется или нет фамилия: Кристина РИХТЕР?

  7. Какое слово лишнее: КАНИКУЛЫ, УРОКИ, ЖАЛЮЗИ?

  8. Когда человек бывает деревом?

  9. Найдите русское соответствие болгарской пословице: Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу.

  10. ЗамОк – зАмок это омофоны или омографы?


  1. Как правильно: мИзерный или мизЕрный?

  2. Какой частью речи является слово ЗАВИДНО?

  3. Сколько букв Ю в сочетании слов БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ?

  4. Образуйте форму множественного числа от существительного СУДНО.

  5. Слитно или через дефис: ДРЕВНЕРУССКИЙ?

  6. Склоняется или нет фамилия: Юрий ЖИВАГО?

  7. Какое слово лишнее: МЯТА, МАЯК, ЯБЛОКО?

  8. Когда мальчика называют женским именем?

  9. Найдите русское соответствие афганской пословице: Верблюда под мостом не спрячешь.

  10. ПРУТ - ПРУД это омофоны или омографы?


  1. Как правильно: ходАтайство или ходатАйство?

  2. Какой частью речи является слово В ТЕЧЕНИЕ (часа)?

  3. Сколько букв Н в сочетании слов ТОПЛЁНОЕ МОЛОКО?

  4. Образуйте форму множественного числа от существительного КРЕМ.

  5. Слитно или через дефис: БОРТМЕХАНИК?

  6. Склоняется или нет фамилия: Николай РЕРИХ?

  7. Какое слово лишнее: КОПЧЁНЫЙ, МАРИНОВАННЫЙ, СУШЁНЫЙ?

  8. Когда руки бывают не существительным, а местоимениями?

  9. Найдите русское соответствие английской пословице: После обеда приходится платить.

  10. КОНТУРЫ и ОЧЕРТАНИЯ это синонимы или паронимы?





3. Второй конкурс называется «Бирюльки». Бирюльками в старину называли настольную игру, смысл которой заключался в том, чтобы из кучи мелких игрушек вытащить одну, не задев остальные. Ваша задача из набора букв «вытащить» слово так, чтобы оставшиеся буквы составили другое слово. Например: отделите плод от растения СОШИСНШАКА (СОСНА и ШИШКА).

Каждая команда получает набор «бирюлек» и время на выполнение задания – 5 минут. За каждое верно выделенное слово – 1 балл.

ДЛАЯЙТЕКАЛ

Прогони собаку, не тревожа птицу.

МАЙДСПРАНИИЯД

Со страной расстанься, но оставь столицу.

КАГРВОЗАДИСЬКА

Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.

НКИКВЕАЛЬС 
Выплесни напиток, а металл не трогай.

СММАСОРОЛЕДИННОКА

Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко.

ПАКНЕТДЕРЫА

Разберись, где обувь, где большая кошка.

БРБУОСЬКСЯ
Отыщи вид спорта и снаряд спортивный.
КФРУВЕШИГАНТ

Где сосуд из глины? Где корабль старинный?

КСОАМОБСВРАЛА

От змеи опасной отдели машину.

Б Т Р Е Л И Т К А О Н 

Кто грызет орехи? Кто зарылся в тину?

С Г Р Е Р Е А Д К Л А

Здесь герой античный спрятан в дне недели.

ПЧЕАНАСЫЛ

Что над школьной дверью? что в твоем портфеле? 



Время истекло – сдаем листочки в счетную комиссию.



4. Третий этап – «История языка».

Каждая команда после 30-секундного размышления должна ответить на один вопрос, связанный с историей русского языка, происхождением некоторых слов или выражений. Уровень сложности вопроса определит жребий: представитель команды выходит к нам и, закрыв глаза, вытягивает из коробки жетончик. Если он красный– вопрос высокого уровня сложности, за правильный ответ на который команда получает 5 баллов. Жёлтый - средний уровень – 4 балла, зелёный – низкий уровень – 3 балла. Итоги подводятся после ответа каждой команды.

КРАСНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. В «Слове о полку Игореве» русского князя Всеволода Святославича называют БУЙ-ТУР ВСЕВОЛОД. Что означает это прозвище и каково его происхождение?

  2. Баба скверная, ядовитая, как начнёт кричать, так ХОТЬ СВЯТЫХ ВЫНОСИ. Что означает это выражение? Каково его происхождение?

  3. Когда-то путешественники отправлялись искать то, что они называли «ТЕРРА ИНКОГНИТА». Что же они искали? Докажите свое мнение.

  4. Что, согласно фразеологизму, делают ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ? Почему мы говорим именно так?

  5. Назовите несколько слов, произошедших от латинского корня «КОНСЕРВО» и переведите его на русский язык.

ЖЁЛТЫЙ УРОВЕНЬ

  1. В древнем славянском календаре август назывался СЕРПЕНЬ. Объясните это название.

  2. В стихотворении А.С. Пушкина «Памятник» есть такие строки:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Что такое Александрийский столп? Почему уместно такое сравнение?

  1. Переведите с древнегреческого слово «АСТРА». Приведите примеры современных слов с этим корнем.

  2. Жителей Германии сейчас мы называем немцами. А каково происхождение этого слова? Кого на Руси называли немцами?

  3. А.С. Пушкин писал: «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы». Переведите на современный русский язык первые три слова.

ЗЕЛЁНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Чем занимались люди, работавшие на Казначейской улице в Санкт-Петербурге?

  2. В русском языке тюркское слово «ТУСАК, ТУШЕК» имеет значение мешок, набитый чем-то мягким, служащий постелью, или бесхарактерный человек. Как оно звучит в современном русском языке?

  3. Когда-то это слово имело значение – «представитель племени», сейчас обозначает конкретного родственника. Назовите это слово и его современное значение.

  4. В 18 веке в Москве появились каменные ворота, окрашенные в белый цвет (под мрамор), но народ прозвал их Красными. Почему?

  5. Разговорный глагол «якшаться» произошёл от тюркского корня «хорошо». Каково значение этого слова сейчас и как оно связано с тюркским прародителем?



5. Буриме. Владение языком открывает нам широчайшие возможности для творчества: хочешь – стихи слагай, хочешь - песни, а хочешь и поиграй в Буриме – игру, возникшую в 17 веке во Франции. Для того чтобы разнообразить званые вечера французская аристократия придумала развлечение: сочинять стихи по заданным рифмам. В России играть в Буриме стало модно в 19 веке. Итак, представим себя аристократом, коротающим вечер в приятной дружеской компании. За 5 минут вы должны сочинить четверостишие по данным рифмам. Представители команд подойдите за ними к столу.

Время вышло, господа и дамы, теперь мы хотим насладиться вашими творениями.

Задания оцениваются по следующим критериям: соблюдение ритма и размера стиха, смысловая целостность получившегося произведения.


КРЕСЛО – ТЕСТО

ТВОРОГ – ПИРОГ



КОЛЕЧКО – КРЫЛЕЧКО

ВОРОНА – КОРОНА


СВЕЧИ – ВСТРЕЧУ

ПОРОЙ – ТОБОЙ



СВЕТ – ОТВЕТ

КАЛИТКА – ОТКРЫТКА


МОЛОКО – ДАЛЕКО

РЕКА – ВЕКА



МОРОЗ – ВОПРОС

СКОРЕЙ – ВЕСЕЛЕЙ


ДРУЗЬЯ – СЕМЬЯ

СКАЗКИ – КРАСКИ





Максимум – 6 баллов.



6. Для участия в следующем конкурсе я прошу подойти ко мне самых грамотных представителей команд, потому что он называется «Грамотей». На индивидуальное выполнение задания отводится 5 минут. (После 10 минут счетная комиссия проверяет выполнение заданий и выставляет баллы, а команды продолжают отвечать на вопросы)

Святыня

Заботами милого друга я получил из России (не)большую шкатулку к…рельской берёзы наполне…ую землёй. Я пр…надлежу к людям любящим вещи (не)стыдящ...мся чувств и (не)боящимся кривых усмешек. Вот сейчас таков как есть я готов и могу пр…клонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух не боясь чужих ушей Я тебя люблю земля меня родившая и признаю тебя моей величайшей святыней .

И н..какая ск..птическая философия никакой умный космополитизм не застав..т меня устыдиться моей чувствительности потому что руководит мною любовь а она не подчин..на разуму и ра..чёту.

Земля в коробке высохла и пр..вратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботл..во и осторожно чтобы не рассыпать зря по столу и думаю о том что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой и близкой.

Ибо прах ты - и в прах обратишься.

(По М.А.Осоргину)



В это время оставшиеся участники имеют возможность заработать для своей команды дополнительные баллы, отвечая на вопросы. Сигналом, что ответ готов является поднятая рука.

  1. Как крыса может стать быстроногим конем? РЫСАК

  2. На какую букву надо поставить государство, чтобы получился цветок? НАСТУРЦИЯ

  3. Как записать слово глаз тремя буквами? ОКО

  4. Из названий каких двух букв можно сложить эпоху? ЭРА

  5. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? ТРИО

  6. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? ЗАЯЦ

  7. Какую фразу можно найти в алфавите? ГДЕ ЁЖ?

  8. Как мышеловку записать пятью буквами? КОШКА

  9. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

  10. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

  11. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

  12. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

  13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)







7. Для подведения итогов нашей викторины слово предоставляется председателю жюри.











Фотографии участников викторины




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!