СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится занимательный материал для внеклассной работы. Его можно использовать и как элемент урока.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» (6 класс)»





Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

(6 класс)


Стихотворение Сабира Абдулла «Выучи русский язык».


Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!



Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык.



Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник-

Блещут зеркальностью русского слова-

Выучи русский язык!



Мир разобщённых безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик,

Сын мой, работай, будь людям полезен-

Выучи русский язык!




  1. Словарная игра «Пять слов».

Ведущий записывает на доске слово СЕНО. По сигналу участники игры записывают в столбики по пять слов (существительных), начинающихся с каждой буквы, входящей в названное слово:

С Е Н О

совет ель нос окно

сера единица нота обрыв

сад егерь наст отпор

сила енот нерпа окунь

сом единство нора ода



  1. Шарады.

Начало слова-лес,

Конец-стихотвореье,

А целое растёт,

Хотя и не растенье. (Бор-ода)


Мой первый слог-предлог,

Второй-сигнал беды,

А весь я иногда,

Вам нужен для воды. (На-сос)


Первое-нота, второе-игра,

Целое встретится у столяра. (Долото)


Слог первый мой-предлог,

Второе-летний дом,

А целое порой

Решается с трудом. (Задача)




  1. Метаграммы.


В классе нужный я предмет,

Но если букву переменишь,

На мне найдёшь ты целый свет.(Парта-карта)



С Л я слёзы вызываю,

С Ж по воздуху летаю.(Лук-жук)



Когда я с Д – меня сорвут,

Когда я с Т – на мне плывут.(Плод-плот)


С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю,

С буквой П частенько вам

Видеть помогаю. (Луна-лупа)


Чтоб отгадать-_имей терпенье,

С Л – часть лица, а с Б – растенье. (Лоб-боб)


  1. Лигогрифы.


Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха-муха)


На берегу морском

Всё время я валяюсь.

А выбрось мягкий знак-

Вверх птицей устремляюсь. (Галька-галка)


Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь-

И стану птицей я лесной. (Волга-иволга)


Я-синоним осьминога,

А без С – в метле нас много. (спрут-прут)



  1. Задачи и вопросы по фонетике.

*Как прочесть по звукам справа налево слова: стоял, лес,

ёлка, яма, люк?

*Что это за слово, которое выражается двумя звуками, а на письме одной буквой? (Местоимение я)

*Назовите слово, в котором буква Е повторяется четыре или пять раз. (Перемещение, землетрясение, переселение, земледелие)

*В каком слове произносится Щ, а пишется ШЧ? (Веснушчатый)


  1. Морфемика.

Отыщи приставки.

Определите, какие слова имеют приставки, а какие нет, где приставка ПО, где-ПОД, где-ПОДО?

Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подовый(пирог), подоить, подоходный. Подозрение, пододеяльник.


  1. Части речи.


Имя существительное.

*От имени мальчика отними букву, получится имя девочки, отними две-нота, отними три-местоимение. (Коля, Оля, ля, я)

*Девочка сказала: «У меня интересное имя, оно состоит из двух имён: имени моего отца и имени моей матери, причём имя матери начинается как раз с той буквы, которая заканчивается на имя отца». Как зовут девочку?

*Каковы смысловые различия между существительными: китаянка-китайка, кореянка-корейка, индианка-индейка, черкешенка-черкеска, швейцарец-швейцар?

*Как превратить неодушевлённые существительные белки, трусы, стрелки в одушевлённые, не меняя ни одной буквы?

*Какого рода существительные тюль и толь? Поставьте существительные в нужном падеже. Сшили новые занавески из (тюль). (тюля, м.р.) Крышу сарая покрыли (толь). (толем, м.р.)

*Есть ли существительные с двумя окончаниями сразу? (изба-читальня, в избе-читальне)


Имя прилагательное.

*Объясните значение слов: парное молоко и парное копыто, подводные каналы и подводные лодки, призывная комиссия и призывная речь, складная кровать и складная речь.

*Какие прилагательные среднего рода при перестановке ударения переходят в сравнительную степень? (Синее-синее)

*Вставьте пропущенные буквы в прилагательные и объясните их правописание: Стояла тихая, безветре…ая погода. Старая ветря…ая мельница, казалось, отдыхала. Много пришлось ей потрудиться в ветре…ые дни.


Имя числительное.

*Какие количественные числительные во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание А ? (100, 90, 40)

*Какое числительное во всех падежах имеет окончание А? (полтора)

*Сколько окончаний в слове семьсот? (два окончания, оба нулевые)

*Назовите число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа? (100-сто, 1000000-миллион)


Местоимение.

*Какие личные местоимения имеют значение любого рода? (Я, ты)

*Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот)

*Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он)

*За какое местоимение нужно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (за-я-ц)


Глагол.

*Какова неопределённая форма глаголов: завянет(завянуть), достигнет(достичь), прибегнет(прибегнуть), застрянет(застрять), остынет(остыть(, вторгнется(вторгнуться).

*Какие глаголы прошедшего времени женского рода и среднего совпадают с существительными? (пила, жила, покрывало, правило, светило, мыло, шило, точило и др.)

*Найдите смысловую ошибку в предложении: Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями. (когда умирал)

*Поставьте следующие глаголы в 3-ем лице множественного числа: строить(строят), бороться(борются), гнать(гонят), гонять(гоняют), присмотреться(присмотрятся), тащить(тащат), таять(тают), таить(таят).


  1. Фразеология.


Шуточные вопросы.

*Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

*Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат вверх ногами)

*В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга, они ненавидят друг друга)

*В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)

*Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (Все они сочетаются с глаголом согнуть).


  1. Шуточные вопросы.


*Чем кончается лето и начинается осень?(о)

*Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (о)

*Как из сорной травы сделать лебедя? (лебеда-лебедь)

*Какой город состоит из трёх имён? (Три-поли) *Что получится, если написать тридцать Я? (Зоя)

*Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими? (имя)

*Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

*Кто говорит на всех языках? (эхо)

*В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале)

*Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь? (в шляпку)

*До каких пор волк бежит в лес? (до середины, а дальше из леса)