Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
(6 класс)
Стихотворение Сабира Абдулла «Выучи русский язык».
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник-
Блещут зеркальностью русского слова-
Выучи русский язык!
Мир разобщённых безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен-
Выучи русский язык!
Словарная игра «Пять слов».
Ведущий записывает на доске слово СЕНО. По сигналу участники игры записывают в столбики по пять слов (существительных), начинающихся с каждой буквы, входящей в названное слово:
С Е Н О
совет ель нос окно
сера единица нота обрыв
сад егерь наст отпор
сила енот нерпа окунь
сом единство нора ода
Шарады.
Начало слова-лес,
Конец-стихотвореье,
А целое растёт,
Хотя и не растенье. (Бор-ода)
Мой первый слог-предлог,
Второй-сигнал беды,
А весь я иногда,
Вам нужен для воды. (На-сос)
Первое-нота, второе-игра,
Целое встретится у столяра. (Долото)
Слог первый мой-предлог,
Второе-летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
Метаграммы.
В классе нужный я предмет,
Но если букву переменишь,
На мне найдёшь ты целый свет.(Парта-карта)
С Л я слёзы вызываю,
С Ж по воздуху летаю.(Лук-жук)
Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т – на мне плывут.(Плод-плот)
С буквой Н я по ночам
В небесах гуляю,
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю. (Луна-лупа)
Чтоб отгадать-_имей терпенье,
С Л – часть лица, а с Б – растенье. (Лоб-боб)
Лигогрифы.
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха-муха)
На берегу морском
Всё время я валяюсь.
А выбрось мягкий знак-
Вверх птицей устремляюсь. (Галька-галка)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной,
А впереди союз прибавишь-
И стану птицей я лесной. (Волга-иволга)
Я-синоним осьминога,
А без С – в метле нас много. (спрут-прут)
Задачи и вопросы по фонетике.
*Как прочесть по звукам справа налево слова: стоял, лес,
ёлка, яма, люк?
*Что это за слово, которое выражается двумя звуками, а на письме одной буквой? (Местоимение я)
*Назовите слово, в котором буква Е повторяется четыре или пять раз. (Перемещение, землетрясение, переселение, земледелие)
*В каком слове произносится Щ, а пишется ШЧ? (Веснушчатый)
Морфемика.
Отыщи приставки.
Определите, какие слова имеют приставки, а какие нет, где приставка ПО, где-ПОД, где-ПОДО?
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подовый(пирог), подоить, подоходный. Подозрение, пододеяльник.
Части речи.
Имя существительное.
*От имени мальчика отними букву, получится имя девочки, отними две-нота, отними три-местоимение. (Коля, Оля, ля, я)
*Девочка сказала: «У меня интересное имя, оно состоит из двух имён: имени моего отца и имени моей матери, причём имя матери начинается как раз с той буквы, которая заканчивается на имя отца». Как зовут девочку?
*Каковы смысловые различия между существительными: китаянка-китайка, кореянка-корейка, индианка-индейка, черкешенка-черкеска, швейцарец-швейцар?
*Как превратить неодушевлённые существительные белки, трусы, стрелки в одушевлённые, не меняя ни одной буквы?
*Какого рода существительные тюль и толь? Поставьте существительные в нужном падеже. Сшили новые занавески из (тюль). (тюля, м.р.) Крышу сарая покрыли (толь). (толем, м.р.)
*Есть ли существительные с двумя окончаниями сразу? (изба-читальня, в избе-читальне)
Имя прилагательное.
*Объясните значение слов: парное молоко и парное копыто, подводные каналы и подводные лодки, призывная комиссия и призывная речь, складная кровать и складная речь.
*Какие прилагательные среднего рода при перестановке ударения переходят в сравнительную степень? (Синее-синее)
*Вставьте пропущенные буквы в прилагательные и объясните их правописание: Стояла тихая, безветре…ая погода. Старая ветря…ая мельница, казалось, отдыхала. Много пришлось ей потрудиться в ветре…ые дни.
Имя числительное.
*Какие количественные числительные во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание А ? (100, 90, 40)
*Какое числительное во всех падежах имеет окончание А? (полтора)
*Сколько окончаний в слове семьсот? (два окончания, оба нулевые)
*Назовите число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа? (100-сто, 1000000-миллион)
Местоимение.
*Какие личные местоимения имеют значение любого рода? (Я, ты)
*Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот)
*Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он)
*За какое местоимение нужно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (за-я-ц)
Глагол.
*Какова неопределённая форма глаголов: завянет(завянуть), достигнет(достичь), прибегнет(прибегнуть), застрянет(застрять), остынет(остыть(, вторгнется(вторгнуться).
*Какие глаголы прошедшего времени женского рода и среднего совпадают с существительными? (пила, жила, покрывало, правило, светило, мыло, шило, точило и др.)
*Найдите смысловую ошибку в предложении: Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями. (когда умирал)
*Поставьте следующие глаголы в 3-ем лице множественного числа: строить(строят), бороться(борются), гнать(гонят), гонять(гоняют), присмотреться(присмотрятся), тащить(тащат), таять(тают), таить(таят).
Фразеология.
Шуточные вопросы.
*Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
*Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат вверх ногами)
*В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга, они ненавидят друг друга)
*В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)
*Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (Все они сочетаются с глаголом согнуть).
Шуточные вопросы.
*Чем кончается лето и начинается осень?(о)
*Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (о)
*Как из сорной травы сделать лебедя? (лебеда-лебедь)
*Какой город состоит из трёх имён? (Три-поли) *Что получится, если написать тридцать Я? (Зоя)
*Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими? (имя)
*Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
*Кто говорит на всех языках? (эхо)
*В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале)
*Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь? (в шляпку)
*До каких пор волк бежит в лес? (до середины, а дальше из леса)