СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина " Знатоки птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина " Знатоки птиц"»

Викторина

«Знатоки птиц»

Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях; расширить кругозор детей о мире пернатых; развивать наблюдательность, творческий потенциал учащихся; воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.


ХОД ВИКТОРИНЫ


Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о птицах. Мы рады при-ветствовать всех, кто собрался на нашей викторине, посвященной птицам.

Учитель:

О птицах много знаем мы

И в тоже время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,-

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Для забавы и игры

Ты рогатку не бери.

Птицы - меньшие друзья,

Обижать нам их нельзя!

Мы их охраняем,

Мы им помогаем.

Правила которые должен соблюдать каждый из нас.

1.Не разорять гнёзда.

2.Не ловить и не убивать птиц.

3.Не трогать яйца и птенцов.

4.Подкармливать в зимнее время, главная цель защита птиц от голода.

5.Делать кормушки

Учитель:

В викторине участвуют две команды. Команда « Воробушек» первый ряд, у вас такой девиз.

Мы воробьи. Мы с вами круглый год.

Нас ни жара, ни холод не берёт.


Вторая команда « Синичка» второй ряд, ваш девиз.

Скачет весело синица и мороза не боится.

Нипочём ей холода, когда в кормушке есть еда.

Каждая команда выбирает капитана. За каждый правильный ответ команда получает один бал. Выигрывает та команда, у которой балов окажется больше. Подсчитывать балы будет наше компетентное жюри.

- Ой, ребята, послушайте, кто-то стучится к нам в дверь.



Орнитоша.

Здравствуйте, ребята,

Познакомимся, друзья,

Орнитошей все зовут меня.

Так прозвали неспроста,

Очень птицами интересуюсь я.

Орнитология — наука такая,

Которая пернатых изучает.

Профессора там и доктора наук,

Орнитологами их зовут.

За охрану пернатых я выступаю -

Стать юными орнитологами и вам предлагаю.

Вы готовы птиц изучать,

Настоящими орнитологами стать?

Дети. Да!

Ребята, а вы знаете, что весной 1 апреля весь мир празднует «День птиц». Мы привыкли к тому, что птицы встречаются везде, они летают над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу и в поле, и на речке, и в горах, и на море. Птиц в природе очень много. Их насчитывается около 800 видов. Чтобы их всех посмотреть, нам не хватит и всей жизни! Но тех, которые живут в лесу неподалеку от вашего дома, надо знать. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы. 

Птицы - это песня и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых, короедов, листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Учитель. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая. Зимой мы должны помогать птицам, которые остаются и не улетают в тёп-лые края.


Ученики рассказывают стихотворения



Стихотворение «Как птице перезимовать»

1. Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.


2.У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.


3.Бывают птицы разными:

Они боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.


4. Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.


5. К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.


6.Сидят вороны по столбам

Галдят по веткам галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.


7. Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки. 


Александр Яшин «Покормите птиц»

1.Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

3.Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

4.Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Орнитоша.

Молодцы, ребята! А сейчас для разминки, я вам предлагаю поиграть в игру, что такое хорошо, а что такое плохо.

Разминка. Игра «Что хорошо, что плохо?»

Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное - это хорошо, то поднимают руки вверх, а если плохо – не поднимают руки.

1. Если маленький малыш

Сыплет птицам крошки,

Поступает плохо он,

Или он хороший?


2. Злой мальчишка палку взял,

Голубей ею гонял,

Был доволен он собой.

Хороший мальчик или плохой?


3. Смастерила девочка вовсе не игрушку –

Смастерила с папой для синиц кормушку.

Зерна насыпала в нее,

Плохо это или хорошо?


4. Из рогатки мальчуган

В стаю воробьев стрелял

И подранил одного –

Плохо это или хорошо?


5. А вот еще такой вопрос:

Домой яйцо мальчик принес,

Разорил он птичье гнездо –

Это плохо или хорошо?


6. Птенца в клетку посадили,

С мамой, папой разлучили.

Поят, кормят его –

Поступают плохо или хорошо?


7. А теперь ответить вы должны:

Как будете себя вести?

Должно решенье быть одно –

С птицами поступать только...


Все. Хорошо!

(Танец с Орнитошей)


Учитель:

Наша викторина начинается с самого простого конкурса.

1 конкурс: Загадки о птицах.

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

Птичка – звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)


Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Кто она? (Ворона)


Всех он птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица… (Грач)


Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно - бронзовый … (Скворец)


Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где – то на суку

И кричит : Ку-ку! Ку-ку! (Кукушка)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет : Чик-чирик! (Воробей)


Стрекотунья , белобока,

Наша сплетница … (Сорока)


Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…(Снегиря)


Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой! (Соловей)


2 конкурс: «Почтовый ящик»

- Ребята, на наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их написал.

(Учитель читает письмо для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.)


1. Какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)


2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях – белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)


3. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный серый галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка жёлтая, будто она в жёлтую жилетку нарядилась. (Синичка)


4. Сверху они чёрные, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (Ласточка)


5. Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна. (Сова)


6. Меня называют «смотритель леса». Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. (Поползень)

3 конкурс «Эрудит» за каждый правильный ответ получаете бал.

1. Какие птицы подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц? (Кукушка)

2.Самая большая птица? (страус)

3.Какая птица может считается самой маленькой по размеру? (колибри)

4.Какая птица выше всех летает? ( орел)

5.В какой стране строят гнёзда белые журавли? (в России)

6.Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)

7.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла 15см.)

8.Где синицы вьют гнёзда? (в дуплах)

9.Какую пользу приносят птицы? (поедают жуков и личино)

10.Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (куропатки. глухари. тетерева)

11.Какая птица умеет дразниться? (попугай)

12.Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

13.Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)

14.Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

15.Какую птицу называют символом мира? (голубь)

16.Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)

17.Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)

18.Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)


Учитель:

Ребята, а вы знали , что по птицам раньше определяли «Народные приметы»

Если запел снегирь значит быть вьюге.

Если воробьи забираются в хворост, будет мороз.

Если вороны устраивают в небе хоровод. Быть снегопаду.

Если вороны сидят на нижних ветвях деревьев, поднимется ветер.

Воробьи расчирикались к оттепели.

Ворон каркает к дождю.

Ворона под крыло прячет клюв к холоду.

 
4 конкурс:  «Пословица недаром молвится».
Учитель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о пти-цах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть посло-вицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 4 пословицы.

1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

2.Одна ласточка… (весны не делает).
 Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь

Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).


5 конкурс  «Птичьи профессии»

- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам? Покажи на картинке ту птицу, к которой можно отнести эти слова.

Птица-рыболов
Птица-плотник.
Лесная кошка
Птица-строитель
Птица-акробат.
Пернатый солист
Ночной хищник
Легкомысленная мамаша

(Соловей, ласточка, поползень, баклан, иволга, кукушка, дятел, сова )

(Учитель делает небольшие сообщения о птицах.)
Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая пти-ца съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
 Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.
Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.
 Физкультминутка «Прилетели птицы»
Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать хлопните в ладоши. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны,
Галки, макароны... (дети хлопают).

-Продолжим

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (дети хлопают).
- Что, неправильно? А мухи - это кто? Правильно, насекомые! 
И еще раз 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи. 
Галки и стрижи,
Комары, кукушки... (дети хлопают). 
Даже совы - сплюшки, 
Лебеди , скворцы…
-Все вы молодцы!


 6 конкурс: «А знаете ли вы птиц?»

Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?  (воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки, дятлы и т. д.)  (Показать картинки птиц.)Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.        

 Перелетные птицы – это птицы,  которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

- Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми).

- Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки?  (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие  птицы улетают в те места, где есть корм.

Учитель: Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

(Команды подходят к доске и размещают на ней птиц, отбирая только зимующих.)



7 конкурс: «Угадай». 

Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и ком у нас говорят: 
Длинноногий, как (журавль). 
Мудрый, как (сова, ворон). 
Надутый, как (индюк). 
Большеглазый, как (филин). 
Каркает, как (ворона). 
Вороватый, как (сорока). 
Болтливый, как (сорока). 
Верность (лебединая). 
Любовь и нежность (голубиная). 

8 конкурс: «Из какой мы сказки?»

Учитель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
в) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
г) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
д) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
е) С какой птицей дружил Винни Пух?

 а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
ё) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
Учитель:

- Наша викторина подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, давайте хором скажем главные слова. Птицы – это наши друзья!

- Чем полезны птицы человеку?

(уничтожают вредителей, полезны пением и общением, успокаивают человека)

Орнитоша.

Вас, ребята, поздравляю,

В «юные орнитологи»

Всех посвящаю!

Обещайте птиц не обижать.

Их любить и изучать.

Дети встают и произносят клятву.

Орнитоша: Клянемся пернатых беречь и любить.

Все. Клянемся!

Орнитоша: Флору и фауну сохранить.

Все. Клянемся!

Орнитоша:

Птицам старшим другом стать,

От хулиганов их оберегать.

Все. Клянемся!

Учитель:

Исчезнут если птицы, беда может случиться:

Погибнет всё живое - поля, леса, луга.

Есть правила простые вести себя в природе,

Их надо только выучить и выполнять всегда.

Ты правила все знай,

Их четко выполняй.

Ведь каждый должен знать –

Птиц надо охранять.

В морозы подкормить,

Кормушку смастерить.

И будете тогда вы с птицами друзья!

Посмотри, какое небо голубое.

Отчего так птицы весело поют?

Потому, что дети законы знают эти

И всегда с природой в согласии живут

Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках

Птиц не обижайте, кормить не забывайте.

 Не случилась, чтоб беда

На голубой планете,

Охраняйте птиц всегда,

Взрослые и дети.

И тогда — ни для кого

В этом нет секрета –

Мы природу сбережем

И расцветет планета.

(Жюри подводит итоги и награждает победителей)