СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Знатоки родного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знатоки родного языка"»


ВИКТОРИНА

по русскому языку для 5 класса «Знатоки родного языка»

Цель: повышение интереса детей к изучению русского языка
Задачи:
- расширять знания детей о русском языке, его истории; закреплять знания детей по пройденным темам;
- повышать культуру речи, расширять словарный запас детей, образность мышления;
- воспитывать уважение к своему языку, культуру общения.

Ход викторины

Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Необходимо разделиться на две команды, придумать название, выбрать капитанов.

Задание 1. «Кто быстрее?»

Все участники отвечают по очереди на вопросы. За правильный ответ – 1балл

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)

4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)

6. Какой месяц короче всех? (февраль)

7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)

9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)

10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).

11. Отверстие вулкана (Кратер).

12. Наука о небесных светилах (Астрономия).

13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).

14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).

15. Кто он? Его бояться - в лес не ходить. (волк)

16. Укажите название басни , мораль которой

А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)

18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)

19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)

20. Товарищ по работе. (Коллега).


   Задание 2. «Пословицы шутят».

(Прочитать пословицу и исправить букву, которая искажает смысл).1балл

      1 команде.

1. Ус хорошо, а два лучше.

2. Голод – не щётка.

3. Один в золе не воин.

4. Жди у горя погоды.

5. Дружба дружбой, а кабачок врозь.

6. Толочь в ступе соду.

7. Нашла коза на камень.

8. Не зная броду, не суйся в моду.

9. Трус кормит, а лень портит.

10.Лес рубят – кепки летят.

 

          2 команде.

1. Первый клин комом.

2. Сашу маслом не испортишь.

3. Мы сами с ушами.

4. От бобра бобра не ищут.

5. В здоровом теле здоровый пух.

6. Крутится, как булка в колесе.

7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

8. Голода не бойся, по пояс мойся.

9. Купить кита в мешке.

10.Соловья башнями не кормят.

 

Задание 3: Составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов. 1 балл

1 команде:

У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,

у слова САДОВНИК – корень,

       у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,

       у слова ПОДАЛ – суффикс,

       у слова МЫШИ – окончание.

Что получилось? Каким способом образовано?

2 команде:

У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,

у слова КРИКУН – корень,

у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,

у слова СТАТЬ – окончание.

   Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?


 Задание 4:  Произнеси правильно! 1 балл

1 команде:

Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.

(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).

2 команде:

Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.

(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).

Задание 5: Зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке. 1 балл

Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);

Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);

Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);

Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);

Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);

Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).


Задание 6: Расставьте знаки препинания там, где это необходимо. 1 бал

Полая вода сошла и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес и перед нами вдруг открылась река.

(Ответы: Полая вода сошла, и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река).

Задание 7: Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. 1 балл

Чудес__ный, мес__ность, чу__ствовать, уча__ствовать, тер__ас__а, пьес__а, драм__а, ал__юминий, метал__ический, гостин__ая, прекрас__ный, трос__ник, вкус__ный, ис__кус__ный, ис__кус__твенный, юн__ый.

(Ответы: чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный).


Задание 8: Закончи пословицу 9 (1 балл):

1 команде:

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

 2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

 3. Один за всех - … (все – за одного).

 4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

 5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

2 команде:               

 1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

 2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

 3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

 4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

 5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).



Задание 9. Подберите к словам антонимы. 1 балл

Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, начало, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.

(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, начало – конец, длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).

Задание 10. «Гонка за лидером»

Как и в первой игре, я буду задавать вопросы в течение одной минуты. Команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда. 1 балл

1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)

2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)

3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)

5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)

6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)

7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)

8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)

9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)

10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)

12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)

13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)

14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)

15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)

16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)

17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)

19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)

21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)

23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)

27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)

28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)

29. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)

30. Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)

Подведение итогов

Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5», которая выставляется в журнал.

Протокол


КОМАНДА № 1

КОМАНДА № 2

Задание 1



Задание 2



Задание 3



Задание 4



Задание 5



Задание 6



Задание 7



Задание 8



Задание 9



Задание 10



Итого:









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!