Особенности сказок Пушкина - это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребёнка, то читать и понимать их очень просто. Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать, тем самым помогают воспитывать в детях уважение к труду. Сказки Пушкина написаны в стихах, но дети всегда "на ура" воспринимают их, так как изложены они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребёнок после прочтения. И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.
Предлагаю литературную викторину по сказкам А.С.Пушкина, адресованную школьникам начальных классов.
Материал может быть полезен родителям, учителям начальных классов, педагогам-организаторам при подготовке и проведении внеклассных часов, литературных праздников, Дня семьи, а также воспитателям летних лагерных смен.
Цель: Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С.Пушкина.
Возраст 1-4 класс
Викторина- вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Задачи:
Обучающие. Расширять знания детей о сказках А.С.Пушкина. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок.
Развивающие. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных произведений, умение концентрировать внимание для поиска ответа.
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского поэта А.С.Пушкина.
Вопросы викторины:
1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Конёк-Горбунок»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Сказка о золотом петушке»
(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)
2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...»
3. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)
4. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
(царь Дадон)
5. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?
(«Сказка о золотом петушке»)
6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на базаре?
(конюха, повара и плотника)
7. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
8. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»
9. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?
(указывал с какой стороны есть угроза нападения на владения царя) ама 00
10. Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (из ветки дуба)
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»
Александр Сергеевич Пушкин (родился 6 июня 1799 год в Москве, умер в 1837 г)
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.
8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.
Благодарю всех за интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Я думаю, что все вы получили пользу от этой встречи, и полюбите читать новые увлекательные книжки.
Награждение. Обе команды награждаются конфетами. Выбирают 2 самых активных участников. Им вручаются дипломы «Всезнайка».
формление: портрет А.С. Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг со сказками Пушкина.
Участники: ведущий, две команды школьников, жюри..
Ведущий. В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия «Лукоморье», «Золотой петушок». Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри (представляет членов жюри).
Как называются сказки, нарисованные ребятами?
Дети называют сказки.
Дети разделены на две команды: «Лукоморье» и «Сине Морье». Для подсчёта баллов выдаются за верные ответы карточки.
Тестовые задания по сказкам Пушкина. Выполняются на отдельных листах. Верный ответ обводят овалом. При взаимопроверке проверяют и капитаны команд. Ставят слева от задания знак - плюс.
ВИКТОРИНА
по сказкам А.С.Пушкина «У Лукоморья»
Класс: 2 «А» класс
Цель:
Знакомство обучающихся с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей сказок поэта.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
-в игровой форме повторить и закрепить у обучающихся знания о содержании сказок А. С. Пушкина.
Оформление: портрет А.С. Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг со сказками Пушкина.
Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.
Ход мероприятия:
Звучит музыка «В гостях у сказки», демонстрируются слайды из «пушкинских сказок»
Ученица: (читает стихотворение)
Про Пушкина
Учитель: Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Ведущий.
Итак, друзья, начнем программу.
Мы знаем, вы любите игры,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
В нашей игре-викторине примут участие две команды, давайте дадим командам названия «Кот ученый», «Золотая рыбка». Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри (представляет членов жюри).
Ведущий: Благодарю всех за интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Я думаю, что все вы получили пользу от этой встречи, и полюбите читать новые увлекательные книжки.
Кот ученый участвует в награждении команд. Обе команды награждаются конфетами. Выбирают 2 самых активных участников. Им вручаются дипломы «Знатока пушкинских сказок».