Этапы урока | Методы и принципы обучения | Содержание урока | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности. Задача: замотивировать детей на предстоящую деятельность | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования Методы развития познавательного интереса Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | - Здравствуйте ребята. Меня зовут Снежана Анатольевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник, пенал и тетрадь. У кого всё из перечисленного лежит на парте, может присесть. Хорошо. Начать наш урок я предлагаю с рассуждения над высказыванием великого русского писателя Александра Николаевича Толстого – «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно». (НА СЛАЙДЕ) - Ребята, как вы понимаете это высказывание? О чём нам хотел сказать автор? Какой наш язык? - Верно, ребята, русский язык – наш родной язык и обращаться с ним мы должны бережно, не допускать ошибок и не засорять его плохими словами, а также постоянно расширять словарный запас для своей образованности. - Тогда давайте с вами подумаем, какими мы должны быть на уроке, чтобы соответствовать этому высказыванию? - На столах у вас лежат карточки с качествами. Возьмите в руки карандаш и поставьте плюсик в колонке под названием «начало урока», напротив такого качества, какое вы хотите проявить на уроке. Качества | Начало урока | Конец урока | Внимательность | | | Грамотность | | | Заинтересованность | | | -Хорошо. Я предлагаю вам открыть тетради, записать число и «Классная работа» | Личностный: развивают чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) Коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); участвуют в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению; учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё собственное мнение (позицию), аргументируют его) |
Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания по теме «Падежи». | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа, работа с текстом) Практические Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | - Ребята, я знаю, что у вас принято проводить минутки чистописания, и предлагаю вам начать работу именно с неё, но перед этим я предлагаю вам немного размяться. Покажите мне ручки. Сожмём их в кулак крепко-крепко. Теперь разожмём ладошки. Поочерёдно каждый пальчик теперь пусть коснётся большого, начиная с указательного. Теперь начиная от мизинца. Теперь правая рука начинает от мизинца, а левая – с указательного. Каждый в своём темпе. Хорошо, встряхнули руки и взяли ручки. -На минутке чистописания мы с вами будем писать букву, а какую – вы должны отгадать. В СЛОВЕ ВЕТЕР ЭТА БУКВА ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКИЙ ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК. Верно, ребята, это буква В. -Обратите внимание на образец написания этой буквы. Из каких элементов она состоит? (состоит из удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и овала) - Но писать мы будем не только букву, но и соединение с элементами. Обратите внимание на соединения. Обратите внимание на то, сколько букв и буквосочетаний вы должны написать – две буквы, два буквосочетания. - Теперь я предлагаю вам поставить точку над той буквой и теми буквосочетаниями, которые у вас получились наиболее соответствующими образцу. -Прочитайте слова, представленные на слайде. Что у них общего? (они однокоренные, вывести на термин). -Ребята, в написании какого слова мы можем ошибиться? (Ветерок – потому что есть безударная гласная в корне), обратите на это внимание и подчеркните при письме. -Давайте обратим внимание на слово ВЕТРЕНЫЙ. Как вы думаете, какую ошибку мы можем допустить в этом слове? Когда будете записывать, обязательно подчеркните эти орфограммы. -Посмотрите внимательно на слова, как каллиграфично они написаны, обратите внимание на соединение. Пропишите каждое слово в строчке по два раза. -Теперь посмотрим на последнюю строчку. Прочитайте предложение. Нужно вставить безударные гласные, проверяемые ударением, подчеркнуть их. Давайте сделаем это вместе. - Что будет подлежащим, на какой вопрос отвечает и чем выражено? (ветер – существительное в именительном падеже) Как подчёркиваем? А что сказуемым? (Что делал – срывал. Сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом) А почему? Потому что ветер это существительное в именительном падеже, а срывал – глагол. Спасибо. -Давайте вспомним, что вы делали на прошлом уроке. Что мы с вами сейчас изучаем? Верно, падежи. Для того, чтобы вспомнить тему падежей я предлагаю немного поупражняться. - У меня на доске переставлены падежи. Я предлагаю выйти одному желающему и расставить их по порядку, а мы ребята, внимательно смотрим и помогаем. Кто желает к доске? - Кто хочет назвать эти падежи? -А что вы знаете об этих падежах? Поиграем в да-нетку. - Сейчас вы получите карточки «Да-Нет». Я буду зачитывать вам высказывания о падежах, а вы будете поднимать карточку ДА если согласны с этим высказыванием, и карточку НЕТ, если не согласны. Кому не понятно? Хорошо Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? кого?» (нет) Родительный падеж отвечает на вопросы «кого? Чего?» (да) Дательный падеж имеет предлоги ПО, К (да) Хорошо, я вижу, вы помните признаки падежей. Предлагаю это закрепить заданием. - На доске у меня расположены карточки с вопросами к падежам. Я предлагаю выйти сюда и соотнести вопрос к падежу. Молодцы! Можете присаживаться на места. | Личностный: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (проявляют познавательную инициативу; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.) Коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё собственное мнение (позицию), аргументируют его; оценивают мысли, советы, предложения других людей, принимают их во внимание и пытаются учитывать в своей деятельности.) Познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводят её в словесную форму; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.) |
Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования Методы развития познавательного интереса Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | - Какой последний падеж вы изучили? - Какой падеж идёт после Д.п. - У каких падежей есть вопросы В.п.? - Как вы думаете, с каким падежом мы будем работать? - Теперь я предлагаю вам обратиться к слайду. - Давайте поработаем со словосочетанием. Прочитайте его. Какой падеж у слова творог? Какой вопрос стоит? А у какого падежа такой вопрос? Кто-то говорит, что у Винительного, кто-то, что у Именительного, оба варианта верны, но в каком же падеже стоит слово в данном случае? ( пока мы затрудняемся ответить) - Ребята, посмотрите, с какой проблемой мы столкнулись. Винительный падеж очень похож по вопросу на Именительный! Как думаете, мы можем ошибиться в определении винительного падежа? Так как будет звучать тема? А как думаете, какую цель мы можем поставить? Кто хочет предположить? (Если затруднения, то на слайде подсказка: познакомиться с признаками ……………… падежа). Верно, цель нашего урока, это познакомиться с признаками винительного падежа. Давайте теперь, исходя из этого поставим задачи. Кто может предположить, как будет звучать первая задача? (если затруднения, то на слайде подсказки: глубже изучить имена …….. в ….. падеже). Хорошо, а как будет звучать вторая задача? (научиться различать…..). Верно. Давайте поставим третью задачу. Что мы потренируемся делать? (Потренируемся различать винительный и именительный падежи) - *Имя*, прочитай пожалуйста все задачи ещё раз: Глубже изучить имена существительные в винительном падеже. Научиться различать винительный и именительный падежи. Потренируемся различать винительный и именительный падежи. Спасибо! Вы большие молодцы! | Личностный: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; проявляют познавательную инициативу) Коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё собственное мнение (позицию), аргументируют его) Познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форм; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи) |
Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования Методы развития познавательного интереса Формирование готовности к восприятию Создание ситуации творческого поиска Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | Для того чтобы решить первую задачу, давайте теперь обратимся к слайду и выполним упражнение устно. - нам нужно прочитать словосочетания, подобрать вопрос, назвать падеж и с каким предлогом употреблено существительное. УПРАЖНЕНИЕ Давайте сделаем вывод, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? С какими предлогами они употребляются? -Я предлагаю вам составить кластер-схему с признаками винительного падежа. Как думаете, что будет в основе кластера? Верно, сам винительный падеж. А какие стрелочки, то есть признаки, мы можем написать? Спасибо! Какие предлоги употребляются с существительными в винительном падеже? Верно, «через, но, про, на, за, под, о, во, в». Ребята, кто теперь по нашему кластеру может составить рассказ про винительный падеж? -Спасибо! Давайте теперь откроем учебник на странице 48 и проверим, правильно ли мы составили кластер. Кто согласен, поднимите руку! Спасибо! Давайте прочитаем пример из учебника. Какое слово выделено? Почему? Давайте докажем, что оно в винительном падеже? (Потому что не лает на что – на ветер). -Скажите, мы решили первую задачу? Как она звучала? Что мы для этого делали? Хорошо! Спасибо! Какая у нас была проблема, с которой мы столкнулись в начале урока? (вп и ип имеют один вопрос). Можем ли мы ошибиться в определении падежа? -Чтобы закрепить наши умения определять вп, я предлагаю выполнить упражнение 87. - Кто помнит, каким членом предложения является существительное в именительном падеже всегда? (подлежащим). Употребляются ли они с предлогом? (нет) - Нужно прочитать и определить падеж у существительного МОРЕ в каждом предложении. Кто желает выйти к доске и поработать? - *имя*, прочитай предложение. Давайте определим, в каком падеже стоит слово море в первом предложении? Почему? В винительном, потому что стоит предлог НА, хорошо. - Разберём второе предложение. К доске. Определим падеж выделенного слова. (В именительном, потому что является подлежащим) | Личностный: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявляют познавательную инициативу; планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.) Коммуникативные УУД (участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё собственное мнение (позицию), аргументируют его; оценивают мысли, советы, предложения других людей, принимают их во внимание и пытаются учитывать в своей деятельности.) Познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводят её в словесную форму; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; используют знаково-символические средства (схемы) для решения учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач; осуществляют синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.) Предметный: сопоставляют и различают внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, имён существительных). |
Физминутка | | ---Ребята, я вижу, что вы устали. Давайте поднимемся со своих мест и разойдёмся так, чтобы никому не мешать. Мы проведём с вами разминку. Сейчас я буду совершать движение и проговаривать его, а вы – повторяйте за мной. Руки вверх. Руки вниз. Руки к плечам. Руки на пояс. Правая нога вверх Левая нога вверх. Молодцы. А сейчас я начну вас путать. Буду говорить одно движение, а показывать другое. Вам нужно показать только то движение, которое я назвала. Кому не понятно? Хорошо, начинаем… Ребята, я вижу, что многие из вас были внимательны, вы все большие молодцы. Присаживайтесь на места. -Какие вы молодцы! Можем приступать к работе! |
| Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) | - Третье и четвёртое выполните самостоятельно в тетрадях. Посоветуйтесь в парах, как вы будете определять падеж выделенных слов. Отступите строчку от минутки чистописания и напишите «Упражнение 87», запишите 3 и 4 предложение и подчеркните в них главные члены. Потом мы с вами его проверим. Кто закончит, ручку на локоток, чтобы я видела, что вы готовы продолжать работу. Давайте приступим к проверке. - Прочитаем третье предложение. В каком падеже стоит слово МОРЕ? (в винительном, потому что не подлежащее) - *Имя*, читай 4 предложение. В каком падеже стоит слово в 4 предложении? Почему? (в винительном, потому что употреблено с предлогом.) -Ребята, а как звучит наша вторая задача? Верно, «научиться различать винительный и именительный падежи». А вам не кажется, что именно с этой трудностью мы столкнулись, работая с 3 предложением? Давайте сделаем вывод! Как нам отличить ип от вп? (Сущ в ип – подлеж, в вп – второстеп, может употреб-я с предлогом). -Давайте прочитаем правило на странице 49. Кто желает прочитать? Спасибо! -Ребята, из каких частей состоит это правило? Верно, из двух. О чём идёт речь в первой части правила. (О существительных в именительном падеже) Хорошо. Каким членом предложения является существительное в именительном падеже? Верно, подлежащим! -О чём идёт речь во второй части правила? (О существительных в винительном падеже) Каким членом предложения являются существительные в винительном падеже? Верно, второстепенным. Посмотрите на пример, как можно определить, какое существительное является второстепенным членом предложения? Нужно задать вопрос от главного ч.п. к существительному. - Посмотрите на наш кластер, может теперь, прочитав правило, мы можем его как-то дополнить? Как? Давайте укажем, что в предложении существительное является второстепенным членом. Кто хочет выйти и прикрепить? Спасибо! -Посмотрите на вторую задачу. Как она звучит? «Научиться отличать винительный и именительный падежи». Мы её решили? Кто ещё раз хочет сказать, чем отличается винительный падеж от именительного? Спасибо! |
Первичное закрепление. Задача: организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования Методы развития познавательного интереса Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) | -Какую задачу нам осталось решить? (третью). Верно, как вы думаете, что мы тогда сейчас будем делать? (тренироваться различать винительный и именительный падежи.) -Для этого я предлагаю выполнить упражнение 88. -Кто хочет прочитать стихотворение? Спасибо. Теперь *имя*, прочитает нам задание под первой точкой. - Ребята, кто помнит, что такое омонимы? -Итак, ребята, что же обозначают эти слова в первом случае? Верно, пенку на молоке и овсяную кашу. А во втором? Верно, во втором случае они обозначали птиц. - Кто прочитает задание под второй точкой? Спасибо. Я предлагаю отступить строчку от предыдущего упражнения и записать: «Упражнение 88». Кто желает выполнить его у доски? Пожалуйста. Кто закончит, ручку на локоток. - Что нужно сделать, чтобы определить падеж? (Задать вопрос к слову. Найти слово, от которого нужно задать вопрос) -*Имя*, объясняй, пожалуйста, как ты определил падеж выделенных слов?(задал вопрос к слову и определил, каким членом предложения является) (спрашивает 1-2 человек). - Спасибо, я вижу вы поняли, как правильно отличать именительный и винительный падеж и как их определять. -Ребята, обратите внимание, что у нас в стихотворении стоит цифра 4. Что она обозначает? Верно, синтаксический разбор. Кто желает выйти к доске и сделать его. А вы ребята, работайте в тетрадях. Кто закончит – ручку на локоток. (Обучающийся комментирует – о чём идёт речь в предложении, что оно делает, полный разбор). | Личностный: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявляют познавательную инициативу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника); контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.) Коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); участвуют в диалоге, общей беседе; договариваются с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль; учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё собственное мнение (позицию), аргументируют его; людей, принимают их во внимание и пытаются учитывать в своей деятельности.) Познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.) Предметный: имеют представление об омонимах; приобретают опыт различения в предложениях и текстах омонимов; сопоставляют и различают внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, имён существительных).) |
Инструктаж домашнего задания. | Методы воспитания: Методы развития познавательного интереса Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) | -Ребята, давайте обратим внимание на упражнение 89. Оно будет вашим домашним заданием. Обратите внимание, что задание, которое вам дам я немного отличается от того, которое написано в учебнике. Внимательно послушайте, что нужно будет сделать. Нужно будет записать все скороговорки, подчеркнуть главные члены предложения и указать падёж имён существительных. (опрос 2-3 детей о том, что надо будет сделать дома). Предлагаю вам открыть дневники и записать домашнее задание: упражнение 89. | Личностный: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
Рефлексия. Задача: оценить результаты деятельности. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы рефлексивной деятельности | И так ребята, давайте подведём итог нашего занятия. Какая цель перед нами стояла? Верно, познакомиться с признаками винительного падежа. Какие мы поставили задачи? Глубже изучить имена существительные в винительном падеже. Научиться различать винительный и именительный падежи. Потренируемся различать винительный и именительный падежи. Все ли задачи мы решили? Как мы решили первую задачу? Составили кластер. Как решили вторую задачу? Верно, познакомились с правилом и дополнили кластер. Спасибо! Какое упражнение мы выполняли, решая третью задачу? Ребята, помните в начале урока мы с вами разбирали качества, которые хотим продемонстрировать на уроке. Давайте к ним вернёмся. Возьмите ручку или карандаш другого цвета и поставьте + напротив тех качеств, которые вам удалось продемонстрировать в течение урока! Кто желает высказаться? Ребята, ничего страшного, если вы не смогли проявить каких-то качеств. Я думаю, что в будущем у вас обязательно всё получится! До встречи! | Личностный: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.) Коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др) Познавательные УУД (строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.) |