СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Прежде всего, нужно сообщить учащимся цели экскурсии, поставить перед ними определенные задачи. Это может быть общее знакомство с определенным периодом жизни писателя, возможен и вариант осмысления философского или историко-культурного наследия писателя. Оптимальным и интересным становится виртуальное путешествие школьников в, так называемые, родовые усадьбы русских писателей, музеи.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею»


МБОУ Аньковская СОШ






«Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее».

(Урок МХК в 8 классе)



«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать


или тысячу раз прочитать»
























Лукьянова М.А. учитель

русского языка и литературы.









2017 г.



Цели урока: - формирование интереса к культуре своей страны;

-воспитание патриотических чувств и бережного

отношения к богатству национальной культуры.

Задачи: - научить распознавать произведения различных жанров

живописи, знать их авторов;

- учить видеть прекрасное.

-стимулировать мотивацию детей на приобретение знаний.


Тип урока: виртуальная экскурсия.


Применение метода виртуальной экскурсии на уроках МХК будет способствовать эффективному формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться:

В сфере личностных УУД: знание о своей этнической принадлежности,

освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия России; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.

В сфере регулятивных УУД: преобразование практической задачи в

познавательную.

В сфере коммуникативных УУД: организовывать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

В сфере познавательных УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости от конкретных условий.



Ход урока


1)Организационный момент, формулировка целей и задач.

2) Подготовка к восприятию материала, слово учителя:

Сегодня на занятии мы, пусть и виртуально, посетим залы Третьяковской галереи.

Государственную Третьяковскую галерею в Москве знает весь мир. Это лучшее собрание русских картин. В мае 2016 года ей исполнится 160 лет. Сложно сосчитать, сколько людей за это время посетили галерею. Не только жители нашей страны, но и приезжающие из-за границы стремятся посетить музей. Люди ласково называют её «Третьяковкой».

А появилась эта всемирно известная сокровищница русского изобразительного искусства благодаря Павлу Михайловичу Третьякову.

Слайд №2

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн рублей.

Слайд №3

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».




Слайд №4

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

Слайд №5

Он скончался 4 (16) декабря 1898 в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Слайд №6-9

В начале XX века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. С 1913 года по инициативе попечителя галереи художника И.Э.Грабаря была проведена развеска произведений по хронологическому и монографическому принципам, соблюдаемым до настоящего времени.

Слайд №10

В Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. Основатель галереи П.М.Третьяков – один из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров.

Слайд №11

Наиболее известная часть собрания живописи XVIII века в Третьяковской галерее – творения трех корифеев русского портрета – Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. Коллекция произведений Ф.С.Рокотова – лучшая в России.

Государственная Третьяковская галерея по праву гордится собранием живописи и скульптуры XVIII века, отличающимся высоким качеством и полнотой. Экспозиция даёт возможность проследить становление и развитие отечественного искусства Нового времени во всём многообразии стилей, направлений и жанров.

-Какие из картин, представленные на слайдах, относятся к жанру портрета? Что такое портрет?

Слайд №12-13

В залах первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров:

А.Г.Венецианова, О.А Кипренского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова,

А.А.Иванова, П.А. Федотова.



Собрание живописи первой половины XIX столетия насчитывает свыше 1200 картин.

-Какие из картин, представленные на слайдах, относятся к бытовому жанру? Почему?


Слайд №14-15

В Третьяковской галерее широко представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины И.Н.Крамского,

И.Е.Репина,

В.И.Сурикова,

И.И.Шишкина,

В.М.Васнецова,

И.И.Левитана,

В.Г. Перова и многих других художников – современников П.М.Третьякова.

Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников.

В настоящее время в постоянной экспозиции находится около 700 картин второй половины XIX века.

-Какие из картин, представленные на слайдах, относятся к жанру пейзажа? Какие картины этого жанра вы знаете?

Слайд № 16-17

В коллекции живописи рубежа XIX–XX столетий – творения мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Формирование коллекции живописи этого периода началось с приобретения П.М.Третьяковым полотен В.А.Серова «Девушка, освещённая солнцем», М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Ф.А.Малявина «За книгой», Н.К.Рериха «Гонец».

Нестеров М.В.

Врубель М.А

Серов В.А.

Коровин К.А.

Малявин Ф.А.

Кустодиев Б.М. и т.д.

-На слайдах встретились портреты двух меценатов, кого мы называем меценатами? Что вы знаете о них?

Слайд №18-19

В Третьяковской галерее хранится одно из богатейших в стране собраний графики XVIII – начала XX века, позволяющее проследить историю формирования и развития отечественной



рисовальной школы и насчитывающее более 30000 рисунков, акварелей, множество альбомов, свыше 3000 гравюр, а также более 300 произведений портретной миниатюры.

Начало графической коллекции положено П.М.Третьяковым, считавшим рисунок неотъемлемой частью наследия живописцев. Первые рисунки появились в 1860 году. В 1887 в галерее открылся «новый отдел рисунков и акварелей в количестве 266 экземпляров».

- Дайте определение портретной миниатюре?

Слайд №20-22

На первом этаже Третьяковской галереи расположилась коллекция памятников древнерусского искусства: редчайшие иконы домонгольского времени (начало XII в.), иконы XII—XVI вв. из Новгорода, Пскова, Ростова, Ярославля, Владимиро-Суздальской Руси. Здесь можно увидеть самое крупное собрание московской живописи XIV—XVII вв.: произведения Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

Первые иконы в 1890 году П.М.Третьяков приобрёл у известного московского антиквара И.Л.Силина, в дальнейшем он покупал их у других московских коллекционеров. После смерти Павла Михайловича в его собрании оказалось 62 произведения древнерусского искусства.


Подземный переход соединяет главный вестибюль с примыкающей к зданию галереи церковью Святителя Николая в Толмачах. Этот памятник архитектуры XVIII—XIX вв. сейчас одновременно является и действующим храмом, и научным отделом музея. В соответствующих церковным установлениям местах в храме помещены ценнейшие иконы из собрания галереи и среди них величайшая православная святыня - икона «Богоматерь Владимирская» XII в.


Новый период в формировании коллекции начался после 1917 года. Сотрудники Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, учреждённой в 1918 году, из научных экспедиций по старинным городам и монастырям привозили произведения древнерусского искусства, реставрировали их и передавали в музеи.

-Чем отличается икона от картин?

Слайд №23

  1. Чья скульптура находится перед входом галереи?

  1. Где находится Третьяковская галерея?

  1. Каким художником был разработан

знаменитый фасад Третьяковской

галереи?

4. Когда была основана галерея?

5. Какая картина Вам больше всего запомнилась, почему? Назови картины и автора (слайд 24-25)


Подведение итогов.


Домашнее задание: (группа 2-3 ученика) приготовить небольшую презентацию о картине, которая вам больше всего запомнилась.














Список литературы:

1)Порудоминский В.И. Первая Третьяковка: М.: Дет. лит. 1979

2)Детская энциклопедия т.12 Искусство. Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика 1977.

3)Третьяковская галерея. Путеводитель. Гос. Третьяковская галерея. – М.: 2013

4) http://www.tretyakovgallery.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!