«Мир реальный, мир виртуальный»
Цель: обеспечить условия для размышления о виртуальном и реальном общении, способствовать формированию позитивного восприятия действительности.
Задачи:
организовать коллективное обсуждение проблемы в группах;
познакомить с примерами позитивного и негативного влияния интернета;
вызвать эмоциональный отклик, желание больше общаться вживую;
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: беседа, работа в группах
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, звукоусиливающее устройство (колонка)
Методическое оснащение: мультимедийная презентация; две коробочки красного цвета, две коробочки зеленого цвета, два набора карточек со словами, называющими понятия реального и виртуального миров; магнитная доска; магниты; листочки с липким краем для голосования; набор карточек с ситуациями; почтовые конверты; карточки для рефлексии.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте!
Прежде чем мы с вами начнем нашу беседу у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза…, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Тема сегодняшней нашей с Вами беседы : «Виртуальный мир или реальный».
-Послушайте загадку:
Есть такая сеть на свете,
Ею рыбу не поймать.
В нее входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну конечно – …(интернет)
-Как назван Интернет в загадке?
-Представьте себе, что вы нечаянно попали в паутину, которую сплел паучок, предположим, в саду. Как можно избавиться от паутины?
-А так ли легко выпутаться из Интернет-паутины, и стоит ли это делать, это мы сегодня и обсудим.
-Сегодня я предлагаю вам поговорить об интернете. Тема нашего занятия «Мир реальный, мир виртуальный». Мы будем вести реальный разговор в реальном мире, общаться друг с другом. Давайте обсудим и примем правила нашего реального разговора.
-Принимаем условия разговора?
Ребята, что значит в вашем понимании виртуальная жизнь?
(Виртуальная жизнь – искусственная реальность, вроде бы это есть, а на самом деле его нет.
-Какие технические средства создают эту самую искусственную реальность?
(Компьютер, Интернет.)
А какую жизнь называют реальной?
См. мультфильм.
Ребята, а какое общение и дружба лучше? Живое реальное или виртуальное?
(реальное)- можно видеть эмоции собеседника, слышать интонацию его голоса)
-Чтобы разобраться, что представляет собой каждый из этих миров, давайте проведем небольшой эксперимент. Из предложенных карточек одни ребята выберут слова, обозначающие понятия реального мира, а другие – виртуального.
(Слова на отдельных карточках: солнце, друзья, компьютер, интернет, собака, почта, магазин, игры, семья, рукопожатие, спорт, родник, книги, прогулки, документы, подарки, человек, путешествия, школа, улыбка, родник, берёза, сайт, sms, аватарка, фото, файл, смайлик, online.)
-Назовите слова реального мира.
-А теперь назовите слова виртуального мира.
-Были ли у вас затруднения в работе? Почему?
(Называют слова. Затруднения были, так как некоторые слова можно отнести и к реальному, и к виртуальному миру.)
-Давайте прокомментируем результаты нашего маленького эксперимента. Каких слов выбрано больше, слов реального или виртуального мира?
(-Выбрано больше слов, принадлежащих миру реальному.)
-Как вы думаете, какой мир богаче?
(Реальный (запах, звуки, тактильные ощущения).
-Ребята, но ведь вас все-таки привлекает мир виртуальный? Скажите, чем?
(Можно общаться с людьми, находящимися далеко, находить нужную информацию, учиться, играть, смотреть кино, слушать музыку и т.д.)
А теперь я вас попрошу ОЗВУЧИТЬ положительные качества и отрицательные качества виртуального общения.
Положительные стороны:
Быстро, доступно в любое время.
Общение на большом расстоянии.
Яркие игры.
Получение образования на расстоянии.
Отрицательные стороны:
Мало читают, не развита речь, отвлекаемость на рекламу, бесполезную информацию.
Нет возможности пообщаться с глазу на глаз, нет взаимопомощи.
Можно придумать для себя любой образ, надеть маску.
Незнание людей, с которыми общаешься.
Невозможно выразить эмоции.
Вред здоровью.
Становится вредной привычкой, невозможно оторваться от игр.
Проблемы с учебой.
-Чего оказалось больше положительного или отрицательного?
-Почему?
-От кого зависит, чтобы мир виртуальный приносил только пользу.
- Да, время можно использовать по-разному. Можно несколько часов переписываться с подругой, которая живет в соседнем доме, а можно сходить к ней в гости и насладиться живым общением со всей палитрой эмоций. Можно целый день ухаживать за виртуальным котенком, а можно выйти на улицу и накормить настоящего живого голодного котенка или поиграть со своим питомцем.
Сейчас мы попробуем обсудить некоторые ситуации!
Карточка 1 Подруги Лена и Света познакомились в загородном лагере «Юность». На закрытии смены обе плакали, ведь до следующего лета девочки не увидятся? Может ли им помочь интернет?
(В «Одноклассниках» у ДОЛ «Юность» есть своя группа. Там фото, мероприятия, музыка с танцев, видео выступлений вожатых.)
Карточка 2 Вова никогда не выходит из интернета. В школе и дома он находит в сети готовые решения по каждому предмету. Но у доски не может решить ни одной задачки. Почему? Помогает ли Вове интернет?
(-Есть полезные сайты. Например, сайты «инфоурок», «мегаботан», «знания.ком»)
Карточка 3 Ваня всегда знал о том, что его дедушка герой. И медаль за отвагу имеется, и ордена. Дедушка был ранен и контужен под Курском. Сейчас дедушки уже нет, умер. А Ваня так хочет похвастаться дедом. Он им гордится. Может ли Ване помочь интернет?
(-Есть сайт «Бессмертный полк», куда можно выставлять информацию о своих родственниках-героях ВОВ.)
Карточка 4 Лиза никогда не списывает, все домашние задания выполняет самостоятельно. При этом она всё время в сети. Пять часов порой просидит над тетрадками, а ложится спать с недоученными уроками. Почему так происходит?
(-Утром не высыпается.)
Взгляните на этот слайд. Наверняка каждый из вас играл в игру виртуальная ферма. Задачами игрока являются:
-покупка семян;
- возделывание земли;
- прополка сорняков;
- борьба с вредителями;
- благоустройство усадьбы.
Ребята скажите, а кто из вас с таким же азартом, как играя в виртуальную игру, помогал своим родителям или бабушкам-дедушкам на своем садовом реальном участке.
Скорее всего, не многие из вас с удовольствием покупали семена, вскапывали огород, ежедневно с удовольствием пропалывали сорняки и уничтожали вредителей не только на своем участке, но и у соседа. Но наверняка каждый из вас согласиться со мной, что гораздо приятнее сорвать выращенное с любовью и заботой яблоко в своем саду, или свеженький огурец с грядки, в который вы вложили много времени и сил. И вы с гордостью можете сказать - это выращено мной.
А теперь я вас приглашаю на чаепитие.
Взгляните на экран. Перед вами в чашках налит душистый чай, на тарелках вас ждет свежеиспеченный черничный пирог.
- Вам подлить еще чая в чашку?
- Не хотите ли еще ломтик лимона?
- Как вам пирог? Вкусный?
Ребята, вы слышите запах чая, вкус конфет, смех и разговоры детей?
– И я не слышу.
Виртуальный мир не передает теплоту и уют домашнего чаепития.
А сейчас я вам предложу выпить чашечку реального чая с лимоном, конфетами и баранками.- Вы чувствует запах чая и лимона?
- в реальном мире можно попробовать конфеты?
- а так лучше чем на картинке?
В данной ситуации какой мир лучше виртуальный или реальный?
Выходит, интернет нам и помогает, и мешает. А можем ли мы сегодня обходиться без интернета? Представьте, что сбился спутник, и мы остались без интернета и сотовой связи. Чем бы мы могли себя занять? Что бы вы делали без интернета?
(Рассказывают о возможных реальных занятиях)
- А как же возможность пообщаться с человеком, который находится далеко?
( Можно написать письмо )
-Раньше письмо было традиционным средством общения. Сегодня бумажная почта умирает.
А ведь раньше писем ждали с нетерпением. В них частица души автора.
За составлением письма влюбленные барышни могли провести целую ночь.
-А как матери и невесты ждали из армии писем молодого солдата. С каким трепетом раскрывали они сложенное треугольником письмо полевой почты.
-Письмо с фронта. Не только слова, но и почерк мог рассказать о том, что на душе у родного человека. Эти бумажные весточки читали, перечитывали, хранили как реликвию. Написал, значит живой.
-Сегодня люди придумали акцию, называется она «Посткроссинг». В рамках этой акции люди шлют друг другу открытки.
-Ребята, а сейчас давайте проведём небольшой тест. И вы узнаете зависимы ли вы от интернета
(ПРОВЕСТИ ТЕСТЫ)
Подводя итог нашей с вами сегодняшней беседе мне хочется сказать:
У всех нас есть только одна жизнь. Мы всего лишь мимолетные тени в этой огромной вселенной. У нас есть способность достигнуть всего, что мы хотим. Абсолютно всего. Если мы будем мудро распоряжаться нашим временем.
(Складываю в банку шарики).
Эта банка наполнена?
(Да!) (Высыпаю камешки).
А сейчас?
(Да!) (Сыплю песок).
А сейчас банка наполнена?
(Да!)
Я хочу, чтобы вы поняли. Эта банка представляет вашу жизнь. Мячики – это то, что действительно важно. Ваша семья, друзья, здоровье, учеба. Камешки – это другие важные вещи – ваши ценностные благо, а песок это все остальное, всякие мелочи.
Если вы первым в банку насыпите песок, то в ней не останется место для камешков и мячиков. Так и в жизни, если вы потратите все время и энергию на мелочи, у вас не останется времени на действительно важные для вас вещи. Обращайте внимание на то, что делает вас счастливыми. Позаботьтесь вначале о мячиках, о действительно важных вещах, расставьте приоритеты, ведь остальное все лишь песок.
В заключении я хочу добавить, что никакой виртуальный друг не заменит живого общения, а смайлик и лайк не заменит настоящей искренней улыбки или крепких объятий друга.
Спасибо вам за наш реальный разговор в реальном мире!