СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Витамины - чудесные вещества"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке рассказывается о витаминах.

Просмотр содержимого документа
«"Витамины - чудесные вещества"»

Организационный этап.

Витамины - ценные вещества,

Без них мы никуда.

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,

Нужно с витаминами дружить.

Витаминов много - всех не перечесть,

Но самые главные среди них есть.

Без них не может организм существовать,

Учиться, работать, отдыхать.

Витамин С - аскорбиновая кислота,

Польза организму от нее велика.

Она иммунитет повышает,

Болезни прочь прогоняет.

Витамин С есть в фруктах,

Он есть и во многих овощах.

Шиповник, сладкий перец, черная смородина -

главные источники,

А еще облепиха, яблоки и лимончики.

Витамин А нужен для зрения,

Для нормального организма состояния.

Много его в рыбе и морепродуктах,

А также в красных, оранжевых,

Овощах и фруктах.

В морковке, тыкве, помидорах,

Петрушке, перце, абрикосах.

Витамин В1 - тиамин,

Такой полезный господин.

Он пищеварительную, нервную системы укрепляет,

Память отличную сохраняет.

Много его в гречке, картошке и бобах,

В грецких орехах, рисе, овощах.

В витамине В2 нуждаются глаза,

Печень, кожа, нервная система.

Он улучшает состояние ногтей, волос,

Обновляются ткани и идут в рост.

Он содержится в яйцах,

Красной рыбе, молоке,

Мясе, сыре, грибах,

Зеленых листовых овощах.

Витамин В6 - ценное вещество,

Хорошо влияет на все процессы оно.

В крови, печени, нервах происходят изменения,

Витамин В6 оказывает благотворное влияние.

Кушайте смородину, фасоль, шпинат,

Бананы, мясо, рыбу и яйцо.

И не будет болеть у вас ничего.

Витамин В9 - фолиева кислота,

Необходима для нормального кроветворения и роста.

Этот витамин улучшает аппетит,

Обеспечивает здоровый вид.

Он есть в зеленых овощах,

Цветной капусте, морковке, бобах.

Витамин В12 в любую погоду,

Активизирует обмен жиров, белков и углеводов.

В12 - витамин роста,

Употребляя его, вырастаешь быстро.

Он содержится в таких продуктах,

Мясе, рыбе, сыре, яйцах и морепродуктах.

Витамин Д укрепляет зубы, кости,

Отгоняет от нас все напасти.

Употребляйте рыбу, яйца и икру.

Располагайте свой организм к добру.

Витамин Е укрепляет наш организм,

Защищает от болезней и прочих катаклизм.

Замедляет процессы старения,

Предупреждает болезней сердца развитие.

Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,

Зелень, черешню, бобы и злаки.

Еще витаминов есть много,

Пополняйте организм ими строго.

Тогда не будете болеть,

Будете веселиться и песни петь.

Изучение нового материала (в ходе путешествия от станции к станции).

Первая станция НИИ.

Работники НИИ (научно-исследовательского института) – учащиеся. На этой станции вы познакомитесь с историей открытия витаминов и их значением и результатах исследовательских работ.

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями. Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И. Лунин.

Воспитанник. (1 сообщение)

Впервые необходимость витаминов для нормального питания была доказана русским врачом Н. И. Луниным в 1880-1881 годах. В чем же суть его опытов?

Группа животных (мыши) получала искусственно приготовленные из молока компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, а также дополнительно минеральные соли и воду. Но на таком рационе животные жить не могли – гибли. А если в эту искусственно приготовленную пищу добавлялось немного натурального молока, то они оставались здоровыми. Так Н. И. Луниным экспериментально было доказано, что, кроме известных пяти компонентов пищи, в ней должны быть еще какие-то! Однако работа Лунина в то время не получила достаточного признания и оставалась в сущности забытой.

Воспитатель. А теперь перенесемся в далекую от России Индонезию, на остров Ява.

Воспитанник. (2 сообщение) В 1890 году на этот вечнозеленый тропический остров приехал голландский врач Эйкман. Но эта красота природы начала бледнеть для молодого доктора, когда он поближе узнал тяжелую жизнь местных жителей, впервые для себя столкнулся с новой странной болезнью, которую местные жители называли “бери-бери”, что в переводе обозначает “ножные оковы”. И в самом деле, начиналась болезнь с онемения ног, потом наступали судороги, возникали параличи. Болезнь не поддавалась лечению, происхождение ее оставалось неизвестным. Врач был в отчаянии, пока не помог ему счастливый случай. Эйкман заметил, что куры, находящиеся в курятнике, тоже страдают “бери-бери”, как и люди. Вместе с тем куры, свободно разгуливавшие по двору, этой болезнью не страдали. И тех и других кур кормили очищенным рисом, но для обитателей курятника рис был единственной пищей, а свободно живущие птицы получали приправу в виде червячков, гусениц, зерен и тому подобное. Позднее Эйкман сам научился вызывать эту болезнь, кормя плиц только очищенным рисом, а так же лечить заболевших, добавляя шелуху от риса но в чем все ж таки причина болезни, что за вещество ее вызывает, почему шелуха оказывает лечебное действие, узнать Эйкману не удалось.

Воспитатель. И теперь обратимся непосредственно к тому, кто открыл это таинственное вещество и дал ему имя.

Воспитанница (3 сообщение) Польский ученый Функ проводил исследования с белым, очищенным рисом. Птицы ели очищенный рис, и страшная судорога запрокидывала их головы назад, сводила лапки. Но стоило больному голубю ввести совсем немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из отрубей, как он начинал поправляться, а после повторных введений препарата становился здоровым. И тут Функу стало ясно, что он владеет тем таинственным веществом, без которого невозможна нормальная жизнь. Он дал веществу вполне достойное его свойствам название – витамин, соединив в одном слове латинское “вита”, что означает жизнь, и греческое “амин”, указывающее на то, что оно имеет отношение к аминокислотам. А так как к открытию этого вещества его привели поиски причин, вызывающих “бери-бери”, то и назвал он первый витамин витамином Б, или в латинской транскрипции В.Функ считал, что болезнь “Бери-бери” не то, что иное как авитаминоз, т. е отсутствие витамина, (греческая приставка “а” равнозначна русской “нет”).

Воспитатель. С тех пор сделано много открытий в изучении витаминов: известно их количество в отдельных продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности в витаминах для отдельных групп населения. Но многое еще не стало ясно до конца. Например, все ли витамины могут накапливаться в организме, каковы последствия избытка витамина (гипервитаминоз) и недостатка (гиповитаминоз) Эти проблемы изучает специальная наука – витаминология, над ними работают в научно-исследовательских институтах и лабораториях.

. Витамины – это вещества органического происхождения, необходимые для жизнедеятельности организма.

Воспитатель. Как вы понимаете определение витаминов?

Воспитанники. Высказывают свои мнения.

Воспитатель. Дайте точное определение витаминов. Витаминология – наука о витаминах.

Физпауза. Гимнастика для глаз.

Вторая станция - “Фармацевт”

Воспитатель. Витамины – чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. В большинстве случаев – это различные органические вещества. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них, проведем анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов.

Самостоятельное заполнение таблицы “Значение витаминов для организма”.

Работа в группах. Задания для групп заранее положены на столы воспитанников.

Каждой группе необходимо в дополнительной литературы найти источник, суточную потребность каждого витамина, какие заболевания вызывает отсутствие (авитаминоз), недостаток (гипервитаминоз), избыток (гиповитаминоз) витамина.

Значение витаминов для организма

Витамин

Источник

Сут потрмг

Авитаминоз

Гиповитаминоз

Гипервитаминоз

А

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 


Просмотр презентации

Авитаминоз – отсутствие витамина.

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.

Большое значение имеют жирорастворимые витамины:

А – для развития организма и нормального зрения;

Д – для формирования скелета (рахит);

К – для нормального свертывания крови.

Водорастворимые витамины:

С – усиливает сопротивляемость организма к инфекциям;

В1 – для нормальной деятельности нервной системы;

В2 – для тканевого дыхания;

В6 – для нормальной функции нервной системы, кожи, органов кроветворения;

В12 – для кроветворения;

РР - для нормальной нервно-психической деятельности.

4. На экране таблица, заполненная правильно.

Значение витаминов для организма

Витамин

Источник

Сут потрмг

Авитаминоз

Гиповитаминоз

Гипервитаминоз

А

Печень, яйца,

морковь, сливочное масло,

1

“Куриная слепота”, замедление роста, нарушение слизистых и кожи

Нарушение слизистой и глаз

Головные боли, малокровие, изменение слизистых оболочек

В

Хлеб грубого помола, дрожжи, капуста, печень, молоко, шпинат, гречка, овощи, фрукты, геркулес

2-3

Болезнь “Бери-бери”, катаракта, нарушение слизистых глаз, ротовой полости, желудка, кишечника, малокровие

Нервные и сердечные недомогания, раздражительность, бессонница, трещинки в уголках рта, ухудшение зрения.

Аллергия

С

Овощи, фрукты, шиповник, черная смородина, клюква, капуста, лимон

50-100

Цинга

Подверженность инфекциям, кровоточивость десен,

Повреждение почек, поджелудочной железы.

Д

Рыбий жир, печень, яичный желток, образуется в организме при ультрафиолетовом излучении

2,5

Рахит

Нарушение кальциевого и фосфорного обмена, снижение иммунитета, замедление роста у детей.

Нарушение центральной нервной системы, вымывание кальция из костей, повышение содержания его в крови.

Физпауза. Упражнения подвижного характера.

Воспитатель. Вы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например: все они влияют на организм в ничтожно малых количествах; многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток или избыток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.

Третья станция – “Диетолог”.

На этой станции нас ознакомят с суточными нормами потребления витаминов, нормами рационального питания, о здоровом образе жизни.

Воспитанница. (4 сообщение) Чтобы вырасти красивым, сильным, здоровым необходимо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. Потребляемые нами продукты в целом, за некоторыми исключениями, удовлетворяют потребностям человека в витаминах. Если пища разнообразна и продукты правильно кулинарно обработаны, организм получает вполне достаточное количество витаминов.

Надо ежедневно есть всевозможные салаты, гарниры и вторые блюда из свеклы, капусты, тыквы, репы, лука, укропа и других овощей.

Воспитатель. Помня, что витамины разрушаются при длительной варке, необходимо соблюдать такую последовательность закладки продуктов: капуста квашенная варится 1-1,5 часа, свежая – 20-25 минут; морковь – 15-25 минут; картофель, нарезанный кубиками 12-15 минут. При варке овощей в открытой кастрюле теряется до 20% витаминов, а в закрытой – 3-5%.

Если же с пищей не удается восполнить количество витаминов, то по рекомендации врача принимают специальные препараты. К сожаленью, некоторые подростки сладкие шарики или таблетки – витаминные препараты едят как конфеты. Но надо иметь в виду, что избыток витаминов может быть так же опасен, как и недостаточное их потребление.

С точки зрения биохимиков шизофреники и алкоголики являются близнецами. В экстремальных условиях у них появляются разительно схожие галлюцинации, имеющее аналогическое химическое происхождение. Врачи обнаружили, что сочетание нормальной диеты и многовитаминной терапии успешно помогает шизофреникам и столь же эффективно для алкоголиков. Доктор Хоккинс сообщил, что во время антиалкогольного лечения пациенты придерживались диеты, а также получали один грамм витамина В3, 1 грамм витамина С, 200 единиц витамина Е, все по 4 раза в день после еды, по 50 миллиграммов витамина В6 один раз в день. 71 % алкоголиков и шизофреников вылечились от своих заболеваний, хотя в прошлом они до 20 лет находились в своих клиниках.

Шведские врачи доказали, что витамины, которые дают перед приемом алкоголя, уменьшают потребность человека в спиртном. Сочетание оптимальной диеты и терапевтических доз витаминов позволяет устранить дефицит витаминов и минеральных солей, вызванный употреблением алкоголя.

Закрепление знаний.

1. Какие витамины содержатся в изображенных на рисунке продуктах?

2. Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Проверка знаний.

Внимательно прочитайте 3 и 4 графы таблицы. Определите, о каких витаминах идет речь. В графе “Названия витамина” напишите их буквенные обозначения. (Таблица – для каждого воспитанника).

№ п/п

Название витамина

В каких продуктах содержится

Значение

1

2

3

4

1

 

В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, баранине

Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, предохраняет от болезни “Бери-бери”.

2

 

В рыбьем жире, печени

Принимает участие в процессе образования костной ткани, предохраняет от рахита.

3

 

В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке

Обеспечивает нормальный рост и зрение, предохраняет от “куриной слепоты” и шелушения кожи.

4

 

В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце

Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, предохраняет от цинги.

Проверка. На экране

№ п/п

Название витамина

В каких продуктах содержится

Значение

1

2

3

4

1

В

В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, баранине

Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, предохраняет от болезни бери-бери.

2

Д

В рыбьем жире, печени

Принимает участие в процессе образования костной ткани, предохраняет от рахита.

3

А

В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке

Обеспечивает нормальный рост и зрение, предохраняет от куриной слепоты и шелушении кожи.

4

С

В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце

Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, предохраняет от цинги.

Без витаминов жить нельзя!

Они- надёжные друзья.

Они спасают от болезней:

Простуды, группа и цинги.

Нет ничего вкусней, полезней,

Чем апельсины, яблоки.

Когда мы бегаем, иль ходим,

Физически мы устаем,

И тут на помощь к нам приходит

Веществ полезных батальон:

С- витамин в цветной капусте,

В укропе, свежих овощах;

Он снова в действие запустит

Уставщик бодрый ряд.

А- витамин хранится в жире,

В сырах, икре и молоке,

Расти поможет выше, шире,

Улучшит Ваше зрение.

Е- витамин найдешь ты в масле,

В салате, свежих овощей-

Больные клетки восстановит,


Чтоб боль прошла в твоих мышцах.

Надеюсь, я Вас убедила,

И Вы, идя в торговый зал,

Вдруг вспомните о витаминах

И купите продуктов вал.

Я напоследок Вам желаю

Болезней никогда не знать!

(Да, говорят о витаминах,

Что ещё можно пожелать?!)