Разработала Бурмистрова Ольга Николаевна
Тема: "Витамины нам нужны - для здоровья всем важны".
Цель:
познакомить детей с понятием "витамины", главными источниками витаминов - фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма.
Задачи:
*сформировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека;
*рассказать о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
*развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
*воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Интеграция образовательных областей:
Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.
Ведущая образовательная область: Познание.
Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций, муляжей, натуральных овощей, фруктов и ягод;
2) Разгадывание загадок о фруктах, овощах, ягодах;
3) Рисование по трафаретам и раскрашивание овощей, фруктов и ягод;
4) Дидактические игры: "Что где растёт?"; "Разложи на группы"; "Отгадай по описанию" и т.д.
5) Составление рассказа описания по плану;
6) Чтение художественной литературы: Л. Толстой "Корешки или вершки"; По Я. Понясову "Хитрый огурчик"; Л. Толстой "Косточка", В. Сухомлинский "Внучка старой вишни".
Материалы:
1) Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, ягод.
2) Муляжи и натуральные овощи, фрукты и ягоды.
3) Карточки к дидактической игре.
4) Корзина.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I. Организационный момент:
(Звучит песенка Красной Шапочки из кинофильма "Красная шапочка и серый волк").
- Ребята, слышите? Какая замечательная песенка. А кто же её напевает? (ответы детей)
II. Основная часть:
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?
- Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?
Красная Шапочка: Буду очень благодарна.
- Действительно иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням - каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.
- Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).
- Почему мы называем их полезными? (ответы детей).
- Да, действительно ягоды, овощи и фрукты - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи - источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
- Давайте поиграем в игру "Подарки Красного солнышка". (дети отгадывают загадки и выкладывают на солнечные лучики отгадки-подарки.)
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться,
Отгадать их потрудиться.
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ... (ананас).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус - кислейший он,
А зовут его ... (лимон).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин -
Это спелый ... (апельсин).
Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ... (виноград).
Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа ... (груша).
Вот стручок - огромный дом,
Поселились братцы в нем.
Каждый братец - скоморох,
А стручок этот - ... (горох).
Под землей живет семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни ее немножко -
Вмиг появится ... (картошка).
Спит на грядке под листом,
Да еще храпит притом.
Видит пятый сладкий сон
Лежебока - ... (патиссон).
Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф де Жан,
А по-русски - ... (баклажан).
Кто разлегся среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Вот Емеля - простачок,
Белобокий ... (кабачок).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней ... (помидора)
- Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть. Давайте и мы с вами немного отдохнём и представим что мы все одно большое солнышко. (Дети берутся за руки, образуют большой круг, выполняют команды педагога. Вытянули ручки-лучики вверх, дотянулись, обняли друг друга и т.д.)
- Молодцы, ребята. А теперь, закроем глаза, вместе скажем: "Красное солнышко ярко свети, нам подарки принеси". (Педагог выносит разнос с овощами, фруктами и ягодами).
- Вот посмотрите на это блюдо - здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. А вот корзины, в которых живут витаминные продукты. (Педагог рассказывает и раскладывает продукты по корзинам в зависимости от содержания витаминов)
Первая корзина - Витамин А: полезен для кожи, зрения, зубов, костей и встречаюсь в моркови, свекле, картофеле, красном сладком перце, красном томате, зеленом луке.
Вторая корзина - Витамин В: укрепляет организм, необходим для работы нервной системы, встречаюсь в капусте, моркови, кукурузе, банане, груше, гранате, тыкве, зеленом горошке, землянике, луке.
Третья корзина - Витамин С: закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости, встречается в апельсинах, мандаринах, лимоне, смородине, клюкве, капусте, облепихе, малине, рябине, шиповнике, землянике, киви, лимоне, чесноке.
- Вот и разбежались все продукты по своим корзиночкам. А корзинка Красной Шапочки ещё пуста, так давайте каждый из вас положит в корзинку тот гостинец для бабушки, который он считает самым полезным и назовет нам витамин, который в нём содержится. (ответы детей, например: "Я кладу морковь - это овощ, в ней содержится витамин А, он полезен для зрения, кожи, зубов и костей").
- Молодцы ребята, как много витаминных гостинцев вы приготовили для бабушки.
Красная Шапочка: Какие вы умные ребята, теперь и я знаю про полезные витаминные продукты, и всегда буду приносить их бабушке, чтобы она не болела.
- А ещё Красная Шапочка, наши ребята расскажут тебе, что ты можешь приготовить из этих продуктов для бабушки. Правда, ребята?
- Скажите ребята, что можно приготовить из овощей? (ответы детей).
- Что можно приготовить из фруктов? (ответы детей).
- Что можно приготовить из ягод? (ответы детей).
- Молодцы ребята! Сколько полезных и вкусных блюд назвали. Ваши мамы, участвуя в "Неделе здоровья", принесли нам много замечательных вкусных, полезных, витаминных рецептов. Сегодня мы попробуем приготовить витаминные напитки по их рекомендациям.
Игра: "Витаминные напитки".
- Мальчики-силачи будут готовить сок из апельсинов, мандаринов, лимонов. А девочки-красавицы приготовят ягодный морс. (дети готовят витаминные напитки, угощают друг друга).
- Вкусные напитки у нас получились? Давайте и бабушке нальём наши напитки, пусть быстрее выздоравливает.
III. Заключительная часть:
- Ребята, давайте ещё раз напомним Красной Шапочке всё, что сами узнали на занятии о витаминных продуктах. (ответы детей).
Красная Шапочка: Большое спасибо вам ребята, от меня и моей бабушки. А вот вам гостинцы из нашего сказочного леса. (Дарит детям грецкие орехи). Орехи тоже очень полезный продукт.
- Спасибо, Красная Шапочка. Но о том, чем богаты разные орехи мы узнаем на следующем занятии.