СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Витамины в нашей жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является проектом для учащихся 8 класса. Работают по группам ("бюро"). Используют текст учебника, дополнительный материал. В конце урока представляют свои результаты.

Просмотр содержимого документа
«Витамины в нашей жизни»

МОБУ «СИНЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА»

Учащиеся 8 класса







Витамины в нашей жизни

исследовательский проект по биологии









Руководитель:

Кисурина Вера Владимировна,

учитель биологии



















с.Синельниково-2

1.Историческое бюро( пункт 1 параграфа 37 и доп. сообщение)

Вопросы для изучения:

1.История открытия витаминов. Кто ввёл термин “витамины”?(сообщение)

2.Что такое витамины? Каково значение витаминов в организме человека?

3.Для нормальной жизнедеятельности человека нужно около 20 витаминов. Как обозначают витамины?

4.На какие две большие группы делятся витамины?


2.Медицинское бюро

Задания:

1.Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. (стр. 137 п.1)

2. Расскажите о роли в организме человека витаминов: В, С

3 . Назовите болезни и их симптомы , связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.

Синтезируются кишечной палочкой- К, В12, В1

Накапливается- А, Д, Е, В1

4. Гипервитаминоз (дополнительная литература.)


3.Оздоровительное бюро “Кладовая природы”

Задания:

1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (С , В). Используйте таблицу .

Витамин К- 1 мг, витамин Е- 5 мг

2.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: В, С?


3.Оздоровительное бюро “Кладовая природы”

Задания:

1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (А, D). Используйте таблицу .

Витамин К- 1 мг, витамин Е- 5 мг

2.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: А, D?

























2.Медицинское бюро

Задания:

1.Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. (стр. 137 п.1)

2. Расскажите о роли в организме человека витаминов: А, D

3 . Назовите болезни и их симптомы , связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.

Синтезируются кишечной палочкой- К, В12, В1

Накапливается- А, Д, Е, В1



1 человек Как сохранить витамины? стр. 240













































Лозунги:

«Для здоровья и силы принимайте витамины»

«Чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!»

«Мал золотник, да дорог».



Актуальность исследования

В наше время очень важно быть успешным человеком, найти своё место в жизни. Для достижения целей нужно уметь преодолевать трудности.

Чтобы идти вперёд важно обладать крепким здоровьем. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье - это то богатство ,которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой.

Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание.

Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест».

В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие

укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К

незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками,

жирами и углеводами относятся витамины.

Все, вероятно, знают, что витамины – это необходимая часть пищи. Часто

говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов».

Проблема

Ребята, посмотрите на овощи и фрукты, что их объединяет?

( Они вкусные, красивые, полезные)

А почему овощи и фрукты полезны для человека?

( Фрукты и овощи содержат много витаминов)

А что такое витамины?

( Витамины – это какие-то полезные для здоровья человека вещества.)

Если витамины – полезные для здоровья человека вещества, то наверно мы должны быть с ними хорошо знакомы. Давайте посмотрим, что вы уже знаете о витаминах. Какие ассоциации возникают у вас со словом витамины?

(Учитель записывает на доске ассоциации детей и делает вывод о том, что они кое-что уже знают о витаминах)

-Как вы думаете, полные и точные ли ваши сведения о витаминах?

Предлагаю проблему: Что такое витамины? Как влияют витамины на здоровье человека? Правы ли те , кто думает, что если они питаются овощами и фруктами, то никаких проблем со здоровьем быть не должно.

Объект исследования

витамины.

Предмет исследования

необходимость употребления витаминов в современном обществе.

Тема: Витамины в нашей жизни

Гипотеза: мы думаем, что витамины действительно влияют на здоровье человека.


Цель работы: формирование общего представления о витаминах;

ознакомление с их классификацией, представителями и значением;

с важнейшей ролью витаминов для здоровья человека;

с понятиями авитаминозы и гипервитаминозы на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.



Задачи:

1.Узнать историю открытия витаминов

2. Познакомиться с важнейшими представителями витаминов

3. Показать значимость витаминов для здоровья человека

.4.Узнать приёмы сохранения витаминов в продуктах.

5.В каких количествах они необходимы человеку?

6. Провести опрос среди учащихся класса на тему «Есть ли у меня авитаминоз?»

7.Дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов


Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме

2. Метод наблюдения

3. Проведение опытов

4. Беседа

тестирование, анализ.


Новизна исследования:

В ходе исследования мы выяснили, что витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, D. Мы выяснили, какие продукты более богаты витаминами. Мы доказали, что витамины влияют на все системы человеческого организма: они важны для работы сердца, делают крепкими наши кости, улучшают зрение, помогают быстрее справиться с простудой.

Таким образом, наша гипотеза верна.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

составлять план действий по достижению поставленной цели;

пользоваться справочной литературой и Интернет - источниками;

наблюдать, анализировать, обобщать, решать творческие задачи;

составлять анкету и проводить опрос по проблеме;

соблюдать бережное отношение к своему здоровью;

соблюдать культуру правильного питания





Основная часть

Заранее: анкета «Медицинское бюро»

блюда и сохранение витаминов «Кулинарное бюро»

история открытия витаминов ( историческое бюро)

таблица «Витамины» «Оздоровительное бюро»

Витамины и поливитамины купить в аптеке.

Теоретическая часть.

Круг наших интересов мы обозначили. Давайте договоримся о порядке работы. Как вы считаете, любую проблему легче решать в одиночку или сообща? (Дети приходят к выводу, что работать на уроке мы будем группами)Итак, работать мы будем по группам, как вы сидите. Каждая группа - проектное бюро будет готовить к защите проекта определенный блок вопросов, одну из страничек. У нас сформировано 4 проектных бюро: “Историческое”, “Медицинское”.  «Оздоровительное бюро: «Кладовая природы», “Кулинарное”, «Исследовательское».

Сводную таблицу, которую я вам предлагаю, начертите в тетрадь и заполняйте в процессе работы.

У вас на столах лежат конверты, где вы найдёте свои проектные задания, дополнительную литературу, бумагу, клей, маркеры. Всё это - материалы, которые вам помогут подготовиться к защите проекта. Обратите внимание на то, что в конвертах имеются некоторые заготовки для схем, но они не полные, поэтому используйте маркеры при доработке схем там, где это необходимо. Ознакомьтесь с проектными заданиями. Посмотрите всё ли понятно. Свою работу, я вам советую, начать с распределения заданий в группе. Затем, начинайте создавать схемы, таблицы, которые пригодятся вам при защите проекта. Итак, если вопросов нет, то начнем работу. На подготовку к защите вам даётся 5-7 минут. (Учитель не громко включает спокойную классическую музыку)

Работа в группах по проектным заданиям (Учитель при необходимости оказывает консультативную поддержку).



Проектные задания

1.Историческое бюро (2 человека)

Вопросы для изучения:

1.История открытия витаминов. Кто ввёл термин “витамины”?(сообщение-дом. задание)

2.Что такое витамины? Каково значение витаминов в организме человека?

3.Для нормальной жизнедеятельности человека нужно около 20 витаминов. Как обозначают витамины?

4.На какие две большие группы делятся витамины?

К защите проекта подготовьте сообщения по данным вопросам, доработайте предложенные схемы. При подготовке к защите проекта используйте предложенную вам схему и пункт 1 параграфа37.


2.Медицинское бюро ( 4 человек)

Задания:

1.Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

2. Расскажите сообщения о роли в организме человека витаминов: А, В, С, D и др.Ю используя таблицу (дополнительная литература)

3 . Назовите болезни и их симптомы , связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.

Синтезируются кишечной палочкой- К, В12, В1 (стр 209)

Накапливается- А, Д, Е, В1

4. Гипервитаминоз (дополнительная литература.)

5.Результаты анкеты. (дом. задание)

3.Оздоровительное бюро “Кладовая природы” (3 человека)

Задания:

1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (А, В, С, D). Используйте таблицу (школьную) и дополнительный материал:

Витамин К- 1 мг, витамин Е- 5 мг

2.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: А, В, С, D?

При рассказе используйте для демонстрации продукты с выставки.

Реклама препаратов витаминов. Зачитать дополнительную литературу по использованию искусственных витаминов.

4.Кулинарное бюро ( 3 человека)

Задания:

1. Приготовьте к защите проекта рекомендации по приготовлению пищи, обеспечивающие сохранение витаминов. (сообщение :дом.задание)

2. Предложите витаминизированные блюда для школьной столовой. Оформите меню (используйте энциклопедии по кулинарии, лист формата А4, фломастеры, клей, готовые иллюстрации)

5.Исследовательское бюро. (2 человека)

1 ученик : провести наблюдения за растворимостью витаминов разных групп с целью правильного их применения.

2 ученик : установить наличие витаминов в некоторых пищевых продуктах.

Наблюдения за растворимостью витаминов С и А

Опыт 1 Провести наблюдения за растворимостью витаминов разных групп с целью правильного их применения.

Витамин С (порошок аскорбиновой кислоты) растворился в воде. Значит витамин может распространяться в человеческом организме с обычной жидкостью. Человеческий организм не может сам вырабатывать витамин С и накапливать его, следовательно очень важно включать в

каждодневный рацион как можно больше продуктов питания, которые содержат витамин С.

Опыт 2

Витамин А (в гранулах).

Гранулка

растворилась в воде, после того, как я помешал воду, образовав на поверхности воды пленку с маслеными жирными кружочками. Таким образом, витамин А лучше усваивается с жиром (маслом) и не растворим в воде.


Определение витаминов в некоторых продуктах.

Опыт 1 Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, яблочным соком.

Обнаружение витамина С в яблочном соке.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).

Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления

устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника

определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко

окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту,

следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в

синий цвет.

Опыт 2. Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.


Опыт 3 . Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При

наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

Опыт 4 Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.

Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.










Практическая часть:


Защита проекта с поэтапной рефлексией

В начале этого этапа учитель раздаёт рабочие листы с таблицей и рекомендует её заполнять по ходу выступлений учащихся.

Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 


Защита проекта проходит в виде презентации, схем, таблиц, меню, продуктов с выставки. На доске к концу защиты вывешены все наработки по проекту.


По ходу защиты медицинского бюро, учитель открывает слайды.



Каждая группа в конце своей защиты анализирует свою работу, отвечает на вопросы:

1. Какой опыт приобрели в ходе работы над проектом?

2. С какими трудностями столкнулись?

3. Что особенно понравилось?

4. Что хотели бы изменить при будущей работе над проектом?
























Приложение

Как сохранить витамины в продуктах? (Кулинарное бюро)


Рекомендуется хранить продукты при отсутствии доступа воздуха и света, в сухом и прохладном месте. Например, витамин С легко окисляются кислородом воздуха. При хранении молока в светлой стеклянной посуде разрушаются витамины С и В2. Кипячение молока в посуде с открытой крышкой уменьшает содержание в нем витаминов. Мясные продукты рекомендуется варить в соленой воде, в которую их следует класть после

закипания воды. При варке овощи надо класть в кипящую жидкость, а не в холодную, не солите их, чтобы уменьшить потерю витамина С. В яйцах

есть витамины В1, B2, A, D. Эти витамины при варке сохраняются.

Чем меньше срок хранения, тем больше витаминов останется. Например: в 100 г. молодого картофеля содержится 20 мг витамина С , а через 3-4 месяца всего 10 мг.

Витамины, особенно группы В и С, разрушает не только тепловая обработка, но и соприкосновение их с металлом. Используй нож из нержавеющей стали. Вари в алюминиевой или эмалированной посуде, плотно закрыв крышку.

По возможности помойте овощи и ешьте их прямо с кожурой.

Варить и парить овощи также рекомендуется в неочищенном виде, в «мундирах». При таком способе приготовления овощи теряют меньшее количество полезных веществ, чем при готовке без кожуры.

Даже при правильной варке овощей (их нужно закладывать уже в кипящую воду и варить в “мундире”) разрушается до 60 % витаминов. При варке овощей, как ни странно, большинство полезных веществ остается в воде, поэтому некоторые эксперты даже рекомендуют выбрасывать сваренные овощи, а в пищу употреблять получившийся отвар .

Очищать и нарезать овощи и зелень нужно незадолго до приготовления из них блюд. По возможности, ешьте только сырыми и свежесобранными .

При варке варенья из различных ягод витамин С разрушается, а вот при квашении продуктов витамин С сохраняется .

Интересно! Замороженные овощи часто не уступают по своим пищевым свойствам свежим, а и иногда даже превосходят их.


Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В

Никотин - Разрушает витамины А, С, Е.

Кофеин – Убивает витамины В.

Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А.

Антибиотики – Разрушают витамины группы В






ПШЕНКА С ТЫКВОЙ


В тыкве содержится много витаминов, жиров, белков и углеводов, а также глюкозы и микроэлементов. Оранжевая красавица особенно полезна тем, кто придерживается вегетарианской диеты.


Мякоть тыквы (примерно 400 г) натрите на крупной терке. В толстостенной кастрюле нагрейте 0,5 стакана молока, добавьте 2-3 ст. ложки масла, тертую тыкву и тушите на медленном огне примерно 20 мин.


Затем положите в кастрюлю промытое пшено (2-3 ст. ложки), 1 ст. ложку меда, горсть изюма, щепотку соли. Все перемешайте и варите под крышкой около 20 мин.


Кастрюлю с готовой кашей заверните в полотенце и подержите в теплом месте около 1 ч.


САЛАТ «ФАРАОН»


Витамин D вырабатывается в нашем организме под действием солнечных лучей, поэтому в конце осени — начале зимы особенно ощущается его нехватка. Восполнить дефицит этого витамина поможет печень трески.


Две луковицы нарежьте полукольцами и жарьте с консервированными нарезанными шампиньонами (400 г) на растительном масле до тех пор, пока лук не станет хрустящим. Затем посолите, поперчите и приправьте измельченным чесноком (2-3 зубчика).


На дно салатницы выложите печень трески (1 банка) и разомните ее вилкой. Сверху уложите слой мелко нарезанной вареной картошки (2 шт.). Посолите и посыпьте зеленью. Следующий слой — пара измельченных маринованных или соленых огурцов, затем — нарезанные отварные яйца (3 шт.), и сверху — грибы с луком.












История открытия витаминов.(историческое бюро)

В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”

Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.





















Бюро «Медицинское» (анализ результатов анкеты)


ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет


За каждый ответ «А» - 1 балл,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас

следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод

налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ

жизни












Дополнительная литература бюро «Оздоровительное»

Но даже летом и осенью витамины, содержащиеся в свежих продуктах, не могут обеспечить потребности организма.

При использовании препаратов витаминов необходимо руководствоваться суточными дозами с учётом пола, возраста, общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача

Искусственный витамин – это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина. Как правило лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина. «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению.



































Бюро Медицинское

Таблица. Витамины.


Витамин

Функции

Источники витамина

С

Участвует в составе ферментов в синтезе белков соединительной ткани и антител

Плоды шиповника, черной смородины, лимон, капуста.

В1

Участвует в работе окислительных ферментов

Хлеб, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупа.

В2

Входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия. Участвует в кроветворении.

Молочные продукты, яйца, печень, гречка.

В12

Участвует в образовании ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге.

Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты.

Витамин РР – никотиновая кислота

Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра.

Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие.

арахис, рис, отруби, зерна ячменя.

А

Необходим для роста эпителиальных тканей, для образования зрительного пигмента родопсина.

Печень, сливочное масло, сыр. Каротин - желтый пигмент, содержащийся в моркови, красном перце, абрикосах, тыкве.

D

Участвует в кальциевом и фосфорном обмене

Рыбий жир. Образуется в коже под влиянием ультрафиолета.

Е

Влияет на функции половых и эндокринных желез.

Яичный желток, рыбий жир, печень.

К

Регулирует свертываемость крови ( в каскаде свёртываемости крови) При недостатке – носовые кровотечения.

Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста.







Бюро Медицинское

Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.


































Заключение




Перспективы работы

В будущем я хочу понаблюдать за влиянием витаминов на моё здоровье. Составлю вместе с родителями меню питания на месяц, включив в питание продукты, богатые витаминами. Буду следить за своей работоспособностью, настроением, здоровьем. Результаты представлю одноклассникам. Проведу беседы с ровесниками о здоровом образе питания.

Это, надеюсь, поможет ученикам нашего класса и мне стать более здоровыми и выносливыми и любознательными.












Библиография


1.Энциклопедия для детей.

2.Лучшие рецепты. Издательство «Аркаим»


















Учитель: Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием. Видно, что вы усвоили материал о витаминах. Наверное, у вас появились и новые ассоциации со словом “витамины”. Попробуйте дополнить тот список, который был у нас вначале урока. (Дети называют свои новые ассоциации) Посмотрите, насколько расширился круг ваших познаний о витаминах.

Мне кажется, вы сегодня заслуживаете высоких оценок. Заполните, пожалуйста, оценочные листы и передайте мне их через 30 секунд. (Учитель выставляет оценки с учетом самооценки и оценки группы).

И в заключении хочется попросить поднять руку тех, кто считает, что приобрел сегодня опыт и знания, которые пригодятся ему в жизни. (Дети поднимают руки) Я рада, что сегодня вы сделали еще один шаг по пути своего развития. Думаю, что все вы убедились в том, что витамины - действительно чудесные вещества, которые оказывают большое влияние на здоровье человека. А здоровье – это самая большая ценность, которая имеется у человека и одна из составляющих счастья. Еще известный немецкий философ Шопенгауэр говорил, что “Здоровый нищий счастливее больного короля”. И если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

Будьте здоровы и счастливы! Спасибо вам за работу на уроке. С учетом того, что сейчас у нас в разгаре весна, а в это время года у большинства людей наблюдается авитаминоз, у меня для всех присутствующих маленькое витаминное угощение.(Учитель угощает всех яблоками)


7. Домашнее задание

Ваше домашнее задание – параграф 37, по желанию можете выполнить творческую работу – составить кроссворд или создать компьютерную презентацию по данной теме. Урок окончен. Всего вам доброго.


Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной.

























Задача

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной?

(Витамин А)

2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои?

(Витамин С)

3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной?

(Витамин А)

4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту?

(Витамин С)

5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему?

(Витамин К)


Тест (Учащиеся отвечают при помощи табличек А, В, С, D).

1.Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

2.Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).

3.Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

4.Витамин, участвующий в работе пигмента родопсина.(А)

5.Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

6.Шиповник – это кладовая витамина (С).

7.Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

8.Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D).

9.Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).

10.Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).

11.В моркови содержится очень много витамина (А).

12.Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).

13Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А).

14.Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом (С).

15Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).

















.

1 вариант

1. Витамин А относят к:

а) водорастворимым б) жирорастворимым;

2. Витамины В относят к:

а) водорастворимым; б) жирорастворимым;

3. Заболевание, связанное с недостатком витамина Д:

а) цинга; б) «бери-бери»;

в) рахит; г) «куриная слепота».

4. Заболевание, связанное с недостатком витамина С:

а) цинга; б) «бери-бери»;

в) рахит; г) «куриная слепота»

5. Источники витамина С:

а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, цитрусовые;

б) печень, дрожжи, хлеб, гречка, овсяная крупа;

в) морковь, плоды облепихи;

г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток.

6. Источники витамина Д:

а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеная капуста;

б) печень, дрожжи, хлеб, гречиха овсянка;

в) морковь, плоды облепихи;

г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток;

7. Недостаток витаминов вызывает;

а) гиповитаминоз; б) гипервитаминоз; в) поливитамином.

8. Фамилия ученого, впервые обнаружившего витамины в продуктах питания:

а) Павлов И.П. б) Лунин Н.И. в) Функ К.


1 вариант

1. Витамин А относят к:

а) водорастворимым б) жирорастворимым;

2. Витамины В относят к:

а) водорастворимым; б) жирорастворимым;

3. Заболевание, связанное с недостатком витамина Д:

а) цинга; б) «бери-бери»;

в) рахит; г) «куриная слепота».

4. Заболевание, связанное с недостатком витамина С:

а) цинга; б) «бери-бери»;

в) рахит; г) «куриная слепота»

5. Источники витамина С:

а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, цитрусовые;

б) печень, дрожжи, хлеб, гречка, овсяная крупа;

в) морковь, плоды облепихи;

г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток.

6. Источники витамина Д:

а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеная капуста;

б) печень, дрожжи, хлеб, гречиха овсянка;

в) морковь, плоды облепихи;

г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток;

7. Недостаток витаминов вызывает;

а) гиповитаминоз; б) гипервитаминоз; в) поливитамином.

8. Фамилия ученого, впервые обнаружившего витамины в продуктах питания:

а) Павлов И.П. б) Лунин Н.И. в) Функ К.


Тест

1.Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота

2.Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери

3.Рахит возникает у детей при отсутствии витамина

4.Витамин, участвующий в работе пигмента родопсина.

5.Витамин, отсутствие которого вызывает цингу

6.Шиповник – это кладовая витамина

7.Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения

8.Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман

9.Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей

10.Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески

11.В моркови содержится очень много витамина

12.Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом

13.Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей

14.Польский учёный ввёл понятие “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.




Тест

1.Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота

2.Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери

3.Рахит возникает у детей при отсутствии витамина

4.Витамин, участвующий в работе пигмента родопсина.

5.Витамин, отсутствие которого вызывает цингу

6.Шиповник – это кладовая витамина

7.Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения

8.Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман

9.Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей

10.Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески

11.В моркови содержится очень много витамина

12.Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом

13.Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей

14.Польский учёный ввёл понятие “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.




Тест

1.Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота

2.Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери

3.Рахит возникает у детей при отсутствии витамина

4.Витамин, участвующий в работе пигмента родопсина.

5.Витамин, отсутствие которого вызывает цингу

6.Шиповник – это кладовая витамина

7.Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения

8.Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман

9.Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей

10.Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески

11.В моркови содержится очень много витамина

12.Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом

13.Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей

14.Польский учёный ввёл понятие “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.



Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 



Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 





Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 






Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 






Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 






Таблица "Витамины"

Витамин

Функции в организме

Гипо- и авитаминозы

Источники витамина для организма

 

 

 









Помни истину простую — Лучше видит только тот.

Кто жует морковь сырую

Или пьёт морковный сок.

Витамин В:

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам-

И не только по утрам.

Витамин С:

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин Д:

Рыбий жир всего полезней!

Хоть противный — надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней — лучше жить!

Ребенок:

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины. А В С

































1.Историческое бюро (2 человека)

Вопросы для изучения:

1.История открытия витаминов. Кто ввёл термин “витамины”?(сообщение-дом. задание)

2.Что такое витамины? Каково значение витаминов в организме человека?

3.Для нормальной жизнедеятельности человека нужно около 20 витаминов. Как обозначают витамины?

4.На какие две большие группы делятся витамины?

К защите проекта подготовьте сообщения по данным вопросам, доработайте предложенные схемы. При подготовке к защите проекта используйте предложенную вам схему и пункт 1 параграфа37.


2.Медицинское бюро ( 4 человек)

Задания:

1.Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

2. Расскажите сообщения о роли в организме человека витаминов: А, В, С, D и др., используя таблицу (дополнительная литература)

3 . Назовите болезни и их симптомы , связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.

Синтезируются кишечной палочкой- К, В12, В1 (стр 209)

Накапливается- А, Д, Е, В1

4. Гипервитаминоз (дополнительная литература.)

5.Результаты анкеты. (дом. задание)


3.Оздоровительное бюро “Кладовая природы” (3 человека)

Задания:

1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (А, В, С, D). Используйте таблицу (школьную) и дополнительный материал:

Витамин К- 1 мг, витамин Е- 5 мг

2.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: А, В, С, D?

При рассказе используйте для демонстрации продукты с выставки.

Реклама препаратов витаминов. Зачитать дополнительную литературу по использованию искусственных витаминов.

4.Кулинарное бюро ( 3 человека)

Задания:

1. Приготовьте к защите проекта рекомендации по приготовлению пищи, обеспечивающие сохранение витаминов. (сообщение :дом.задание)

2. Предложите витаминизированные блюда для школьной столовой. Оформите меню (используйте энциклопедии по кулинарии, лист формата А4, фломастеры, клей, готовые иллюстрации)













Ко второй половине ХIХ века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Наблюдения и опыты врачей указывали на существование ряда болезней, непосредственно связанных с продуктами питания. Даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищала от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина.

Учащиеся слушают сообщения об истории открытия витаминов (работы В. Н. Лунина, Х. Эйкмана, К. Функа).

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу:

·  Н. И. Лунин в 1880г. в опыте с искусственным кормлением мышей впервые доказал, что в состав пищи входят жизненно важные вещества, которые необходимо исследовать и изучить их значение для питания. Опыты Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны. Они были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты были те же, правильность и точность опытов подтвердились.

·  Голландский врач Х. Эйкман в1896г. выяснил, что рисовыми отрубями можно вылечить заболевание «Бери-бери».

·  Польский биохимик К. Функ в 1911г. впервые получил из рисовых отрубей вещество, которое вылечивало заболевание «Бери-бери».Он дал ему название витамин (от лат. «виталис»-животворный».[3]







При изучении всех тем курса биологии в 8-м классе, нужно уделить особое внимание формированию понятия о целостности человеческого организма, раскрывая взаимосвязи и взаимодействия органов, тканей и клеток организма в процессе онтогенетического развития. В этих целях необходимо уделить большое внимание на формирование представлений и понятий учащихся об обмене веществ, так как благодаря ему каждый организм поддерживает свое существование, растет и развивается. Обмен веществ определяет цикличность жизни: рождение, рост и развитие, старение и смерть. [2]

Теме «Обмен веществ и энергии» по программе отводится 3 часа. После первого урока «Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни» логически правильно перейти к изучению темы «Витамины». Такая последовательность изучения связано с тем, что обмен веществ в организме протекает при непосредственном участии витаминов. Они входят в состав более ста ферментов, запускающих огромное число химических реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к всё ухудшающейся экологической обстановке.[6] Но немногим точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве. Таким образом, изучение темы «Витамины» в школе наиболее актуальна в наши дни.

При изучении темы «Витамины» решаются важнейшие образовательные, воспитательные и практические задачи. Полноценное питание, богатое витаминами – неотъемлемая часть нормального протекания процесса обмена веществ в организме. Поэтому, в ходе урока необходимо доказать, что витамины играют важную роль в нормальной жизнедеятельности организма человека, содействовать осознанию учащимися ответственности за сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих. Материал урока связан с использованием приобретенных знаний для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а так же других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.[8]

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

 Приложение 2.

Витамин С

         Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

 

 Приложение 3.

Витамин D.

       Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Приложение 4.

Витамин А

     Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Приложение 5.

Витамин В

       Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.      Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.





6. Подведение итогов урока, выставление оценок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!