Византийский стиль изобразительного искусства сформировался в III-V веках и стал значительной частью мирового культурного наследия. Одной из ключевых особенностей византийского искусства является его система построения пространства, которая отличается от ренессансной и средневековой.
Историки выделили четыре этапа развития византийского искусства – по временным периодам, ключевым датам и стилистическим особенностям.
Ранневизантийский период III-VII в.в. стал «золотым веком» императора Юстиниана и подарил потомкам монументальную купольную архитектуру дворцов и храмов, украшенных фресками и мозаиками. Образ Иисуса Христа занял главное место в изобразительном искусстве - византийские художники подчеркивали нравственное совершенство Сына Божия, победу духа над телом.
В VIII-IX веках наступили «темные времена» Иконоборчества. Император Лев III Исавр издал Эдикт о запрещении икон и представители власти подвергали творчество мастеров жесткому регламентированию. Борьба между приверженцами идеи о «невозможности изображения Бога в человеческом образе» и почитателями икон длилась два века. В это время в византийском обществе развивалось изысканное светское искусство и художественные ремесла: обработка драгоценных металлов и слоновой кости, эмали, работы из цветного стекла.
Период Македонского возрождения середины IX – конца XI веков стал вершиной расцвета византийского стиля. Мастера черпали знания о духовном и материальном мире из Библии и произведений античных авторов, создавали шедевры живописи, иконописи, скульптуры и архитектуры. Константинополь стал источником многочисленных икон византийского стиля, ювелирных изделий и живописных изображений.
Изобразительное искусство Византии дошло до потомков в трех видах. Книжные миниатюры украшали древние пергаменты и послужили основой для становления европейского и русского книжного искусства. Мастера византийской монументальной живописи создавали фрески и мозаики: строгие, пропорциональные, с преобладанием темных красок и тяжеловесных форм, наполненные религиозным символизмом. Иконы заслужили звание жемчужин византийского стиля. Главными особенностями иконописи стали строгие каноны; плоские и симметричные фигуры; лики – суровые и скорбящие; аскетизм цветовой палитры центрального изображения в окружении золотых нимбов, орнаментов и драгоценных украшений. Византия пала под натиском турок, но элементы византийского стиля сохранили актуальность в архитектуре и декорировании интерьеров вплоть до конца XX века.
Византийская живопись канонична и имеет ярко выраженный религиозно-церковный (православный) характер, поэтому ее главным видом является иконопись (в его византийском понимании термина – изображение святых).
Церковный иконописный канон включает несколько положений/компонентов:
А. Общая композиция иконы чаще всего имеет треугольную форму. Причем в треугольник выстраиваются не сами фигуры, и даже не их головы, а нимбы над их головами. При этом следует помнить, что видов и форм треугольников множество (прямоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные и пр.)
Главные персонажи иконы, наполненные большей благодатью, как правило, увеличены в размерах и расположены в центре. Их фигуры располагаются фронтально (анфас). Хорошо зная эту особенность фронтального изображения, иконописцы даже подчеркивают/усиливают необходимое выражение лица и увеличивают глаза главного образа – ему есть что сказать людям.
Наоборот, в профиль изображают отрицательных персонажей: предающего и кающегося Иуду, попираемого Сатану и др. Их лица становятся плоскими, существующими в одном им присущем измерении. Так от них до зрителя доходит минимум информации.
Остальные фигуры изображаются вполоборота.
Б. Поскольку иконописец/живописец/мозаичист изображает на иконе/фреске/мозаике образ духовного, идеального, а не реального мира; не святых людей, а их идеальные образы; не реальные события, а их отражение, то пространство иконы/фрески/мозаики – особое, духовное и оно имеет особые свойства.
Светская живопись после достаточно долгих поисков выбрала и использует в основном прямую перспективу как наилучший способ изображения реальной картины мира. В прямой перспективе изображение картины выстроено так, что линии, по которым скользит глаз зрителя, сходятся в одной точке (в пределах или за пределами картины). Поле зрения постоянно сужается и заканчивается. Человек как бы смотрит в окно и видит довольно большой кусок мира, но сам он ментально и чувственно остается в комнате.
В обратной перспективе, которую выбрала и использует религиозно-церковная, православная живопись лучи зрения постоянно расходятся
В. Время – икона/фреска/мозаика не передает реального времени. Время духовного мира – вечность. Здесь всегда в наличии прошлое, настоящее и будущее – они сосуществуют. Все уже есть, ничего не становится. Это позволяет иконописцам/живописцам/мозаичистам изображать разновременные события в одном пространстве. К тому же фоном для фигур чаще всего служит весьма условное изображение архитектуры или пейзажа. Интерьер, его детали практически никогда не изображаются, что позволяет уйти от привязки к конкретному времени.
Отношение фигур, тел к земле тоже весьма условно. Это ведь не реальные тела, а их нематериальные образы парят над землей. Этому же служит и предельная статичность предметов и фигур.
Г. Система света.
На произведениях светских художников объемы и пространство создается светотенью, изменением освещенности разных пространственных планов.
При отображении духовного пространства используется иная система света.
Византийскими церковными художниками были выработаны три источника особого освещения пространства идеального мира.
Во-первых, это золотой фон, часто покрывающий все свободное пространство. Таковы мозаичные иконы православных храмов, которые буквально светятся этим «внутренним» золотым светом. Золото, золотой фон здесь не показатель материального богатства, а символ чистого света в идеальном, духовном мире. Не диск солнца, не видимые лучи света, а сам свет, разлитый в пространстве, само светящееся пространство.
Второй источник света – нимбы над головами изображенных фигур. Они светятся особенно ярко, выражая духовную сущность человека.
Третий источник света – лики, особенно глаза. Их выделяют размером и наделяют особым внутренним свечением.
. Система цвета, используемая в ромейско-византийской живописи также условна и канонична.
Пурпурный цвет – важнейший. Это цвет божественного и императорского достоинства. Кроме Христа, только Богоматерь в знак особого почтения изображали в пурпурных одеждах. Только алтарное евангелие было в пурпурном переплете. Из людей только император (василевс) мог подписываться пурпурными чернилами, восседать на пурпурном троне, носить пурпурные одежды и сапоги.
Красный цвет – цвет пламенности, мученичества, огня, как карающего, так и очистительного, символ огня Святого Духа, которым Господь крестит избранных своих.
Белый цвет – чистота и добродетель, святость, отрешенность от мирского, устремления к духовному миру
Черный цвет – символ ночи, горя, мрака, знак конца, смерти. Но черное – это земля и потому это цвет любви и плодородия.
Часто в иконописи используют противопоставление белого и черного цветов: один из канонов Успения Богоматери изображает ее в белых пеленах на фоне черной пропасти могилы.
Коричневый цвет – тоже цвет земли, но неплодородной, мертвой, символ праха (из праха сотворен был человек, в прах он обращается после смерти). Кроме того, коричневый и серый цвета были в средневековье цветами простолюдинов, отношение к ним было негативным – они означали нищету, безнадежность, убогость. Поэтому неслучайно после смерти и омовения мертвое тело Иисуса (форма наказания преступника возомнившего себя царем, сыном бога) было облачено в хитон коричневого цвета (икона «Положение во гроб»).
Желтый цвет – солнце, золото и Слово, цвет устойчивой связи с потусторонним миром, траура и печали.
Зеленый цвет – цвет юности, цветения, развития и роста, надежд, незрелости, несовершенства, но также уравновешенности и спокойствия. Это типично земной цвет, поэтому успокаивает без погружения в мистическое.
Синий, голубой и фиолетовый – символы трансцендентного мира, духовной чистоты, возвышенных чувств и мыслей, а также холода, тайны, вечности. Причем, чем темнее и насыщеннее оттенок, тем более глубокое погружение в потустороннее пространство он изображает. Самый слабый – голубой цвет, самый сильный – фиолетовый.