Входная контрольная работа по обществознанию 9 класс. Вариант 1.
1. Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1) большая роль науки в развитии производства;
2) деление общества на социальные группы;
3) ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;
4) высокая социальная мобильность.
2. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. К основным экономическим ресурсам относится:
1) рынок; 2) капитал; 3)обмен; 4) налоги.
4. Примером общения не является:
1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному;
3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4) человек ведет мысленный разговор с героем прочитанной книги.
5. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей
А. Маслоу.
1) Физиологические потребности; 2) престижные потребности;
3) потребности в безопасности; 4) социальные потребности;
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1) отсутствием товарно-денежных отношений;
2) существованием свободной конкуренции производителей;
3) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
4) уравнительным распределением продукции.
7. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция; 2) закон спроса и предложения; 3) олигополия; 4) монополия.
8. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1) профицит бюджета; 2) дефицит бюджета; 3) государственный долг; 4) сбалансированный бюджет
9. Условием принадлежности к этносу является:
1) общность исторической судьбы; 2) отсутствие кровного родства;
3) отношение к средствам производства; 4) общий уровень доходов.
10. Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1) престижную потребность; 2) физиологическую потребность;
3) потребность в безопасности; 4) социальную потребность.
11. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
1) Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от нее;
2) включает в себя распределение и потребление;
3) включает помощь социально незащищенным слоям населения;
4) создает товары и услуги;
5) существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
1 | |
12. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
1) Загрязнение окружающей среды;
2) угроза ядерной войны;
3) ограниченность ресурсов;
4) кризис перепроизводства;
5) рост числа неполных семей.
Номера, под которыми указаны глобальные проблемы, выпишите в порядке возрастания.
1З. Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Этапы развития: Характерные черты:
А) Традиционное общество. 1) Машинное производство — определяющий фактор развития.
Б) Индустриальное общество. 2) Большая роль церкви и армии.
В) Постиндустриальное общество 3) В экономике преобладает сфера услуг.
14. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества.
Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
15. Прочитайте текст и выполните задания
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.
Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.
Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.
(По материалам интернет-издания)
А. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Б. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте?
В. Какую модель образования автор считает эффективной? Предположите почему.
Входная контрольная работа по обществознанию 9 класс. 2 вариант.
1. Характеристикой нации в отличие от племени является:
1) общность традиций; 2) устойчивая государственность; 3) собственный язык; 4) общность территорий
2.Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1) способы протекания конфликтов; 2) способы разрешения конфликтов;
3) процесс социализации личности; 4) причины возникновения конфликтов.
3. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Нуклеарная семья:
1) наиболее распространена в аграрном обществе;
2) включает не менее трех поколений прямых родственников;
3) является малой социальной группой;
4) не предполагает общность быта.
5) духовные потребности.
5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1) экономический прогресс; 2) технический прогресс;
3) культурный прогресс; 4) религиозный прогресс.
6. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
7. Личность в отличие от индивида:
1) является биосоциальным существом; 2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3) обладает определенными желаниями и стремлениями; 4) способна оказывать влияние на общество.
8. Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.
1) Токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок.
9. В ходе экономического кризиса 1900—1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих оказались безработными. Данный пример относится к:
1) политической и социальной сферам; 2) социальной и экономической сферам;
3) экономической и духовной сферам; 4) духовной и социальной сферам.
10. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Непроизводительным считается труд, не давший никаких результатов.
Б. Целью трудовой деятельности является создание товаров и услуг.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
11. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
1) Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от нее;
2) включает в себя распределение и потребление;
3) включает помощь социально незащищенным слоям населения;
4) создает товары и услуги;
5) существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
12. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
1) Загрязнение окружающей среды;
2) угроза ядерной войны;
3) ограниченность ресурсов;
4) кризис перепроизводства;
5) рост числа неполных семей.
Номера, под которыми указаны глобальные проблемы, выпишите в порядке возрастания.
1З. Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Этапы развития: Характерные черты:
А) Традиционное общество. 1) Машинное производство — определяющий фактор развития
Б) Индустриальное общество. 2) Большая роль церкви и армии.
В) Постиндустриальное общество 3) В экономике преобладает сфера услуг.
14. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества.
Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
15. Прочитайте текст и выполните задания
Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, все человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за нее жизнь.
Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своем патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)
А. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Б. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами?
В. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота.