Пояснительная записка к контрольной работе
Оценочные и методические материалы
Предмет: право
Класс:10 А
Тема: входной контроль по теме "Право"
Пояснительная записка
Предметные знания:
- понятия: право, Конституция, юридическая ответственность, права и свободы граждан, трудовые, семейные, административные, гражданские уголовные правоотношения;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Умения:
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера.
.
Метапредметные
- познавательные: анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- регулятивные: использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.;
- коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).
Диагностическая работа охватывает содержание курса обществознание 9 класса по теме "Право". Задания КИМ охватывает широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания о различных отраслях права, о поведении личности в различных ситуациях, о Конституции и её содержании.
Диагностическая работа состоит из заданий базового и повышенного уровня сложности. К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 10 класса предлагается выполнить операцию узнавания факта и т. п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающихся требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых в типичных ситуациях..
Форма контроля: контрольная работа
Время выполнения контрольной работы: 40 минут
Количество вариантов: 2
Количество заданий в каждом варианте: 20
Система оценивания.
Правильно выполненная работа оценивается 24 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 2,6,7,9,10,12,13,16 оценивается 1 баллом. Задание 3,5,14,15,17,18 оценивается в 2 балла по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задание 1,4, 8, 11, 19,20 предполагают развернутый ответ: 1, 4 задания 2 балла, 8 – 3 балла, 11 – 4 балла. Задания 19, 20 – 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 35. Отметка «2» за работу выставляется, если набранный десятиклассником первичный балл составил менее 14, за 15-22 баллов выставляется отметка «3», за 23-29 – отметка «4», за 30-35 балл – отметка «5».
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
0-14 балла – «2»;
15-22 баллов – «3»;
23-29 баллов –«4»;
30-35 баллов – «5».
Входная контрольная по праву 10 класс.
Вариант 1
1.Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при
описании право?
Мораль, юридическая ответственность, Конституция, свобода, акция.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного
из них. Запишите развёрнутый ответ.
2. Верны ли следующие суждения о семейном праве?
А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.
Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3.Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
4.Прочитайте высказывание.
«Преступление редко остается скрытым; тот кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть».
(Эпикур)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора. Запишите
развёрнутый ответ.
5. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранение исторического и культурного наследия
2) уплата законно установленных налогов и сборов
3) защита Отечества
4) участие в управлении делами государства
5) выбор рода деятельности и профессии
6.Правонарушением является
1) наложение взыскания начальником на подчинённого
2) разглашение государственной тайны
3) коллекционирование старинных монет
4) нарушение слова, данного другу
7.Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40−часовая рабочая неделя.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. На фотографии изображена ситуация
Какая отрасль права регулирует подобные правоотношения?
Используя знания, сформулируйте две особенности этих правоотношений и кратко поясните каждую из них.
Запишите развёрнутый ответ
9.Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) административного права
2) трудового права
3) уголовного права
4) гражданского права
10.Верны ли следующие суждения об органах власти РФ?
А. Правоохранительные органы РФ формируются путём всенародных выборов на основе равного и прямого избирательного права.
Б. Судебные органы РФ входят в систему исполнительной власти РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. Запишите развёрнутый ответ.
12. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?
1) гражданский проступок
2) дисциплинарный проступок
3) административный проступок
4) уголовное преступление
13.Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Б. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14.Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ
А) судимость
Б) выговор
В) лишение свободы
Г) предупреждение
1) преступление
2) проступок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15.Степану – 14 лет, Ивану – 12 лет. Какие из приведённых действий Степан
вправе осуществлять, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению
места жительства при разводе родителей
3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными
родителями для свободного распоряжения
4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
16. Верны ли следующие суждения о международных документах?
А. Основополагающим документом международного права, где впервые были перечислены права и свободы человека, является Всеобщая декларация прав человека.
Б. Почти весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и Международных пактах об экономических, социальных, культурных правах, вошёл в Конституцию РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17.Саше — 13 лет, Вале — 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) право совершать мелкие бытовые сделки
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) право распоряжаться своими доходами
4) возможность получить наследство
Черты сходства Черты отличия
18.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОТРАСЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКА
... право Регулирует брачно-семейную сферу общественных отношений
Гражданское право Регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные отношения
С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.
(По С. С. Алексееву)
С 2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
Вариант 2
1.Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при
описании право?
Политический режим, демократия, закон, фондовая биржа, кодекс.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного
из них. Запишите развёрнутый ответ.
2. Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам человека.
Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) государственная поддержка материнства и детства
3) отсутствие государственной обязательной религии
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам РФ
5) курс на постепенное укрепление национальной валюты
4. Прочитайте высказывание.
«Уговор дороже денег». (русская поговорка)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль высказывания. Запишите развёрнутый ответ.
5. Согласно Конституции РФ‚ наша страна является правовым государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) верховенство закона
2) взаимная ответственность государства и граждан
3) обеспечение государственной поддержки семьи
4) укрепление обороноспособности страны
5) равноправие и равенство всех граждан перед законом
6. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»? Укажите цифру, под которой находится верный ответ.
1) деяние, виновность, общественная опасность
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба
4) правовой обычай, судебный прецедент
7. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?
А. Права человека присущи всем людям от рождения.
Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. На фотографии изображена ситуация
Какая отрасль права регулирует подобные правоотношения?
Используя знания, сформулируйте две условия этих правоотношений и кратко поясните каждое из них. Запишите развёрнутый ответ
9. Сергей Николаевич живет в одной квартире уже много лет. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью?
1) В этой квартире раньше жили его родители.
2) В этой квартире живет вся его семья.
3) В любой момент он может её продать.
4) Он зарегистрирован в этой квартире.
10. Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?
А. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.
Б. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. Запишите развёрнутый ответ
12. Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?
1) к нотариусу
2) к мировому судье
3) в органы внутренних дел
4) к адвокату
13. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Установите соответствие между мерами и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕРА | | ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) увольнение за систематическое неисполнение обязанностей без уважительных причин Б) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения В) выговор за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей Г) лишение специального права Д) предупреждение | | 1) дисциплинарная 2) административная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15. Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта
16. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление
2) применяется компетентными органами государства
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
18. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... право | Регулирует отношения между работником и работодателем |
Административное право | Регулирует отношения в сфере государственного управления |
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак — это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии — для женщин и мужчин — 16 лет, во Франции — 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
(А.Ф. Никитин)
С 2. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.