СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Входная тестовая работа за курс биологии "Человек и его здоровье"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа составлена в  двух вариантах. Каждый вариант включает 21 задание: с выбором одного правильного ответа, трёх правильных ответов, на установление соответствия, в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов и работу с текстом биологического содержания.

Просмотр содержимого документа
«Входная тестовая работа за курс биологии "Человек и его здоровье"»

Человек и его здоровье.

Вариант 1.

Часть 1.

При выполнении заданий 1-16 выберите один правильный ответ.

1.Какой из приведённых ниже терминов переводится с греческого «вне» и «рассекать»

1) анатомия; 2) физиология; 3) генетика 4) зоология.

2. Сформулировать гипотезу — значит

 1) собрать имеющиеся факты 2) выдвинуть предположение 3) подтвердить объективность полученных данных 4) провести эксперимент

3.К древнейшим людям учёные относят

 1) австралопитека 2) неандертальца 3) питекантропа 4) кроманьонца

4. Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?

 1) выделительная 2) дыхательная 3) иммунная 4) эндокринная

5. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

6. Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рабочий орган

4) двигательный нейрон


7. Переваривание бел­ков в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка начинается под действием

 1) веществ, име­ю­щих­ся в самой пище 2) выделений бак­те­рий тол­стой кишки

3) ферментов желудка 4) ферментов ки­шеч­но­го сока

8. Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 1) угнетение дыхательного центра 2) возбуждение дыхательного центра

3) раздражение дыхательных путей 4) сужение капилляров лёгочных пузырьков

9. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

 1) Она улучшает всасывание питательных веществ. 2) Она способствует выработке антител.

3) Она усиливает кровообращение. 4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

10. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в

 1) желудочках сердца 2) венах малого круга кровообращения 3) капиллярах малого круга кровообращения 4) артериях большого круга кровообращения

11. Пластический обмен в организме направлен на

 1) удаление продуктов распада из организма

2) сбор и использование организмом поступающей информации

3) биологическое окисление с освобождением энергии

4) синтез веществ, специфичных для данного организма

12. Где в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние вто­рич­ной мочи?

1) в мо­че­ис­пус­ка­тель­ном канале 2) в мо­че­вом пузыре 3) в мочеточниках 4) в почках

13. Часть глаза, меняющая свою преломляющую способность в зависимости от степени удалённости рассматриваемого предмета, — это

 1) хрусталик 2) передняя камера 3) роговица 4) зрачок

14. У наркоманов в первую очередь наблюдаются нарушения в

 1) выделительной системе 2) дыхательной системе 3) кровеносной системе 4) нервной системе

15.Процедуру оказания первой помощи утонувшему следует начать с

1) доставки пострадавшего в ближайшую больницу

2) наложения марлевой повязки на область рта и носа

3) удаления воды из дыхательных путей

4) проведения процедуры искусственного дыхания

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о мы­шеч­ных тканях человека?

 А. Во­лок­на сердечной мышцы имеют кон­такт­ные участки, бла­го­да­ря которым сиг­нал от одной клет­ки быстро передаётся со­сед­ним клеткам.

Б. Глад­кая мышечная ткань об­ла­да­ет способностью к быст­ро­му сокращению.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответом к заданиям 17-20 является последовательность цифр.

17.Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для ске­ле­та человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) сводчатая стопа 2) прямой по­зво­ноч­ник без изгибов

3) позвоночник с S-образным изгибом 4) широкий ча­ше­вид­ный пояс ниж­них конечностей

5) сжатая с боков груд­ная клетка 6) массивные челюсти

18.Установите соответствие между структурой и отделом нервной системы, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



  

СТРУКТУРА

 

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) 

черепно-мозговой нерв

Б) 

нервное сплетение

В) 

головной мозг

Г) 

нервный узел

Д) 

спинной мозг

Е) 

спинно-мозговой нерв



   

1) 

центральная нервная система

2) 

периферическая нервная система





19. Расположите в правильном порядке анатомическое усложнение организации

нервной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите

соответствующую последовательность цифр.

1) вставочный нейрон 2) нервная система 3) дендрит 4) головной мозг

5) центральная нервная система 6) мозжечок

20. Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В ___________ (А) тканях хорошо развито межклеточное вещество. В ___________ (Б) и лимфе — межклеточное вещество ___________ (В). В ___________ (Г) тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани образуют покровы тела и выстилают полости внутренних органов.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) эпителиальные 2) соединительные 3) покровные 4) образовательные 5) кровь

6) жидкое 7) прочное 8) эластичное

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г




Часть 2.

21. Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Синдром Дауна», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 1. С чем свя­за­но воз­ник­но­ве­ние син­дро­ма Дауна у ребёнка?

2. Что вли­я­ет на ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с син­дро­мом Дауна?

3. Воз­мож­но ли пре­одо­леть от­ста­ва­ние в ум­ствен­ном раз­ви­тии ребёнка с син­дро­мом Дауна?


Синдром Дауна

 Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

 Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

 Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

 Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

 Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

 Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

 Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.





 

 





















Человек и его здоровье.

Вариант 2.

Часть 1.

При выполнении заданий 1-16 выберите один правильный ответ.

1. Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние кле­ток пе­че­ни человека?

 1) ге­не­ти­ка 2) эм­брио­ло­гия 3) цитология 4) физиология

2. Каким методом воспользовался И. П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

 1) описание 2) наблюдение 3) эксперимент 4) моделирование

3. Современный человек — это прямой потомок

 1) кроманьонцев 2) неандертальцев 3) синантропов 4) питекантропов

4. Какая регуляция осуществляется с помощью химически активных веществ, разносимых кровью ко всем клеткам тела?

1) нервная 2) автоматическая 3) гуморальная 4) централизованная

5. Основой какой си­сте­мы является изображённая на ри­сун­ке клетка?

1) мышечной

2) кровеносной

3) выделительной

4) нервной


6. Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?

 1) двигательный нейрон 2) вставочный нейрон 3) рецептор 4) рабочий орган

7. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?

 1) прямая кишка 2) пищевод 3) глотка 4) желудок

8. Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в

 1) диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры

2) осуществлении вдоха и выдоха

3) выделении энергии при окислении органических веществ в клетках

4) присоединении кислорода к молекулам гемоглобина

9. Что может обес­пе­чить человеку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным болезням на дли­тель­ное время?

 1) вакцины 2) эритроциты 3) антибиотики 4) поливитамины

10. В ор­га­низ­ме человека пре­вра­ще­ние артериальной крови в ве­ноз­ную происходит в

 1) же­лу­доч­ках сердца 2) ка­пил­ля­рах большого круга кровообращения

3) венах ма­ло­го круга кровообращения 4) ар­те­ри­ях большого круга кровообращения

11. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство

1) процессов синтеза и распада веществ 2) процессов возбуждения и торможения

3) свойств наследственности и изменчивости 4) процессов роста и развития организма

12. Где в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной мочи?

 1) в почках 2) в мочеточниках 3) в мо­че­вом пузыре 4) в мо­че­ис­пус­ка­тель­ном канале

13. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется

 1) сетчаткой 2) сосудистой 3) роговицей 4) радужной

14. Перерождение клеток печени в клетки жировой ткани под воздействием алкоголя приводит к

 1) прекращению жирового обмена 2) нарушению минерального обмена в организме

3) уменьшению размеров печени

4) снижению функции печени по обезвреживанию ядовитых веществ

15. Почему нельзя долго находиться на солнце?

1) происходит сужение кровеносных сосудов 2) образуется избыток витамина D

3) может произойти тепловой удар 4) происходит разрушение пигментов в сетчатке

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о нерв­ной ткани человека?

 А. Ко­рот­кие отростки — аксоны — силь­но ветвятся.

Б. Дви­га­тель­ные нейроны пе­ре­да­ют нервные им­пуль­сы от спин­но­го и го­лов­но­го мозга к мыш­цам и внут­рен­ним органам.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны



Ответом к заданиям 17-20 является последовательность цифр.

17.Что из пе­ре­чис­лен­но­го не ха­рак­тер­но для ске­ле­та человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) сводчатая стопа

2) прямой по­зво­ноч­ник без изгибов

3) позвоночник с S-образным изгибом

4) широкий ча­ше­вид­ный пояс ниж­них конечностей

5) сжатая с боков груд­ная клетка

6) массивные челюсти

18. Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



  

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

 

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) 

произвольные движения

Б) 

непроизвольные движения кишечника

В) 

интенсивность обмена веществ

Г) 

работа внутренних органов

Д) 

сокращение скелетной мускулатуры



   

1) 

соматический

2) 

вегетативный





19. Укажите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав сыра. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)тонкий кишечник

2)ротовая полость

3)пищевод

4)кровь

5)желудок

6)клетки и ткани

20. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ткань

2) часть тела

3) нервы

4) кишечник

5) желудок

6) почки

7) продукт обмена

8) непереваренные остатки пищи

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Часть 2.



21. Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Синдром Клайнфельтера», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 1. Чем вы­зы­ва­ет­ся син­дром Клайнфельтера?

2. Ка­ко­вы про­яв­ле­ния син­дро­ма Клайнфельтера?

3. Ка­ко­ва так­ти­ка ле­че­ния боль­ных с син­дро­мом Клайнфельтера?


Синдром Клайнфельтера

 Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.

 Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний. Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: XXY, XYY, XXXY, XYYY, XXYY, XXXXY и XXXYY. Наиболее распространён синдром Клайнфельтера с удвоением Х-хромосомы (XXY). Общая частота его колеблется в пределах 1 на 500−700 новорождённых мальчиков.

Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона. Преобладает патология мейоза; в 2/3 случаев нерасхождение имеет место при материнском овогенезе и в 1/3 − при отцовском сперматогенезе. Фактором риска возникновения синдрома Клайнфельтера является, по-видимому, возраст матери; связь с возрастом отца не установлена. В отличие от многих других анеуплоидий синдром Клайнфельтера не ассоциирован с повышенным риском выкидыша и не является летальным фактором.

 Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удаётся отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.

 К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учёбе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.

 Ранее больные с синдромом Клайнфельтера считались бесплодными, однако при современном уровне развития технологии экстракорпорального оплодотворения (искусственного зачатия) появилась возможность получать здоровое потомство от таких больных. Другие клинические проявления купируются постоянной замещающей терапией препаратами тестостерона.