Входной срез по родной литературе
учени_____ 7 класса
Фамилия, имя _____________________________________________________________
Дата проведения __________________________________________________________
1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
1)Ясная Поляна — место, известное почитателям русской культуры во всём мире. (2)Это усадьба русского писателя Льва Николаевича Толстого. (3)Здесь он родился и прожил бо́льшую часть своей жизни. (4)Здесь родились его дети. (5)Отсюда ушёл он в конце жизни, решив странствовать по Руси. (6)Доро́га от Ясной Поляны до станции Щёкино. (7)В старину говорили — шоссейка. (8)Таких дорог множество на Руси — широких или узких, обсаженных тополями или берёзками. (9)Но в часы своего трагического ухода из дома, где была прожита почти вся долгая жизнь, Лев Николаевич Толстой видел именно эту щёкинскую дорогу, а не какую-либо иную. (10)Здесь, ёжась от резкого ноябрьского ветра, бросал он в предутренней мгле последний взгляд на эти деревья, вороньи гнёзда, на редкие ещё огни в избах. (11)Такой осталась в его сознании любимая, покидаемая им земля.
(12)Как не снять благоговейно шапку тому, кто проезжает здесь в наши дни? (13)«Если хочешь понять поэта, побывай у него на родине», — сказал однажды Гёте. (14)Эти мудрые слова не устарели и сегодня. (15)Родина поэта — это не только язык, на котором он пишет, не только люди, окружающие его, но и дорога, знакомая с детства, поле, деревья, дом, старинный фонарь у входа, кусты сирени, клумбы. (16)Это и скрипучая лестница, полка с книгами, печь, рабочий стол, вид из окна…
(17)Обратимся к самому Толстому. (18)Двадцатого сентября 1858 года он записал в своём дневнике: «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и моё отношение к ней. (19)Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества. (20)Но я не буду до пристрастия любить его».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. ___________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________
3. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
__________________________________________________________________________
4. Определите и запишите лексическое значение слова «язык» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(15)Родина поэта — это не только язык, на котором он пишет, не только люди, окружающие его, но и дорога, знакомая с детства, поле, деревья, дом, старинный фонарь у входа, кусты сирени, клумбы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Как ты понимаешь значение слова «усадьба» из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________
6. Замени слово «странствовать» из 5-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
__________________________________________________________________________
7. Объясните значение фразеологизма «влипнуть в историю», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Влипнуть в историю — ... __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите один правильный отвт
1. Фольклор – это …
1) письменная литература
2) устное народное творчество
3) произведения, созданные в 11-19 веках
4) сказки
2. Летопись – это…
1) историческая повесть
2) описание событий по годам
3) приключенческая повесть
4) жанр устного народного творчества
3. Что такое былина?
1)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
2)Это поэтическая биография народа
3)Это краткое изречение
4) Это рассказ об исторических деятелях.