Включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2)
индивидуальный учебный план
- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование
- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
В Законе установлены основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки и стимулирования:
- предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34);
- обучение по индивидуальному учебному плану , в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;
- предлагаются различные формы получения образования – обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, надомная, семейная, комбинированная, с применением дистанционных, электронных средств.
В Законе не употребляется термин «специальный (коррекционный)» применительно к школе, классу и т.д.
Согласно подп.1п.5ст.108 предусмотрено переименование специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные учреждения.
Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения
Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная образовательная программа.
Адаптированная образовательная программа-
это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2)
Рекомендации ПМПК:
обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость
и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (для инвалидов)
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации АОП
- наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума;
- согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ» ст.28 п.6
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Положение об адаптированной образовательной программе (локальный акт)
Локальные акты образовательной организации в части включения ребёнка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс
В Уставе предусмотреть основные положения, такие как:
- приём детей с ОВЗ с учётом рекомендаций ПМПК и ИПР (для детей-инвалидов) ;
- обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной или индивидуальной образовательной программы;
- создание специальных образовательных условий;
- заключение договора с родителями;
- организация сетевого взаимодействия и т.д.
Примерный (минимальный) Перечень локальных актов включает в себя:
- Положение о реализации инклюзивной практики в ОУ (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в учебном процессе;
- Договор с родителями детей с ОВЗ;
- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана;
- Положение о разработке и реализации адаптированной или индивидуальной образовательной программы (предусмотреть фразу «с последующей корректировкой»)
В приказе об утверждении локального акта необходимо отразить:
- дату введения локального нормативного акта в действие;
- указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;
- фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта.
Структура адаптированной образовательной программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Содержание программы
- Заключение и рекомендации
I . Титульный лист
Полное название образовательной организации
«Согласовано» «Принято» на заседании МС ОО
Родитель ____________________ Председатель МС _______________
Дата _________________ Дата ________________
«Утверждено»
Директор OO ______________ ___
Дата _______________
Адаптированная образовательная программа
на 2014 – 2015 уч. г.
обучающегося ________ класса
__________________________________
(фамилия, имя)
Ответственный за реализацию программы
_______________________________________
(ФИО специалиста)
Курск – 2014 г.
II . Пояснительная записка
1. Характеристика ребёнка
Ф.И.О. ребёнка
Дата рождения
Класс (со скольки лет пошёл в школу, дублировал классы, сколько раз)
Заключение и рекомендации ПМПК (по протоколу)
Анамнез (наследственность обоих родителей, сведения о протекании беременности матери и родах, период адаптации и т. д.)
Раннее развитие (сидеть, ходить, первые слова, фразы)
Перенесённые заболевания (ПЭП, черепно-мозговые травмы, хирургические вмешательства и др.)
Состояние зрения, слуха
Наличие инвалидности, по какому заболеванию (с согласия родителей)
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о свое семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)
Особенности психофизического развития (работоспособность, развитие крупной и и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, мышления, ведущая рука)
Сформированность учебных навыков:
- математика (выполнение вычислительных операций, их автоматизация, умение решать арифметические задачи, выполнять геометрические построения);
- чтение (тип чтения, темп, осознанность, возможности пересказа, характерные ошибки при чтении);
- письмо (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ, умение писать под диктовку и списывать, характер ошибок письменной речи)
Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, словарный запас, грамматическое и интонационно-выразительное оформление)
Общие трудовые умения
Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога)
Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, обучающимися, учителями
Другие особенности ребёнка, необходимые для написания адаптированной программы
2. Цели и задачи программы
Цели:
- введение обучающегося в культуру общества;
- развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;
- обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;
- создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Задачи
Задачи адаптированной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.
3. Специальные условия для получения образования (ст.79 п.3)
Это условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (тьютора);
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание ОО
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
III . Учебный план
- Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимся образования и предпрофессиональной трудовой подготовки.
- Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специальной образовательной организации соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта.
- Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.
IV . Содержание программы
1. Образовательный компонент
2. Коррекционный компонент
3. Воспитательный компонент
1. Образовательный компонент
- адаптированные рабочие программы по предметам
- критерии оценивания достижений по учебным областям
Алгоритм адаптации рабочей программы:
- Основа – рабочая программа общеобразовательного класса
- Исследование возможностей ученика, особенностей темпа восприятия информации
- Сотрудничество со специалистами
- Отбор тем
- Разработка программы
- Разработка дидактических материалов
Сравнение рабочей программы с адаптированной программой
Наименование
разделов
Рабочая программа
Адаптированная
программа
Характеристика деятельности по формированию предметных умений и навыков
Органы чувств
- Выполнение биологического рисунка «Строение органа слуха», «Строение слухового анализатора»
- Анализ строения и значения частей органа слуха (составление письменно в тетради таблицы)
- Анализ строения и значения частей органа зрения ( заполнение письменно в тетради таблицы)
- выполнение заданий на соответствие терминов и определений ( устная фронтальная работа)
- Рисунок уже есть в раздаточном материале
- Анализ строения и значения частей органа слуха (заполнение пустых ячеек в таблице)
- Анализ строения и значения частей органа зрения ( заполнение пробелов в тексте и в таблице)
- выполнение заданий на соответствие терминов и определений ( письменная работа)
«Академический» компонент рассматривается как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни.
Содержательные области образования
- Язык – знания о языке и речевая практика;
- Математика – знание математики и практика применения математических знаний;
- Естествознание – знания о мире и практическое взаимодействие с окружающим миром;
- Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;
- Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия;
- Искусство - знания в области искусств и практика художественных ремёсел;
- Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях, практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.
2. Коррекционный компонент
Направления коррекционной работы с обучающимся, её приёмы, методы и формы.
Разделы:
-учителя-логопеда;
-педагога-психолога;
-учителя, который имеет возможность реализовывать приёмы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
3. Воспитательный компонент
- содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.)
- раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
V . Заключение и рекомендации
- обоснование внесения корректив по результатам промежуточной и итоговой диагностики;
- заключение о реализации адаптированной образовательной программы в целом;
- рекомендации специалистов ПМПк на следующий учебный год.
Достижения в сфере жизненной компетенции:
1
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2
+
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, о своих нуждах и правах в организации обучения;
3
- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия ;
4
5
- осмысление и дифференциация картины мира, её временно-пространственной организации;
+
+
+
- осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
+
+