«Влияние гимнастических упражнений на развитие физических качеств и здоровья школьников»
В этой статье речь пойдет о влиянии гимнастических упражнений на развитие физических качеств и здоровья учащихся. Здоровье детей имеет огромное значение для будущего любой нации. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в последние годы происходит снижение качественных показателей состояния здоровья.
По данным детской поликлиники нашего микрорайона практически по всем классам школы №31 наблюдается рост болезни. Первое место в структуре заболеваемости удерживают заболевания органов дыхания: 50,9%, на втором – органов пищеварения 9,1%, кожные заболевания 8,5%, заболевания глаз 25,5%.
С целью улучшения состояния здоровья начато внедрение здоровье-сберегающих технологий. Опыт показывает, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания – это плохое состояние здоровья.
Одним из требований комплексной программы физического воспитания учащихся школы №31 является обязательное планирование упражнений, направленных на развитие физических качеств. Наиболее благоприятных период развития физических способностей человека приходится на школьный возраст.
С середины 2000-х годов (по материалам научно-практической конференции поликлиники №5) значительно ухудшилось физическое развитие и здоровье детей, что проявляется в снижении функциональных резервов организма. Болезни костно-мышечной системы проявляется у ¼ части подростков, что связано с травматическим, гипоксическим нарушением в раннем возрасте, ярко выраженные симптомы нарушения физического и психического здоровья.
Гимнастика на протяжении тысячелетий с момента зарождения физической культуры как системы воздействия на человека, всегда считалась её первоосновной. Гимнастические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердца, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Были проведены исследования и разработаны тесты для определения влияния упражнений гимнастики на развитие физических качеств школьников. В исследовании приняли 24 ученика 4 классов общеобразовательной школы №31, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. 12 школьников составили контрольную группу и другие 12 – экспериментальную. Школьники обеих групп в начале эксперимента прошли тестирование, к каждому тесту разработаны критерии оценки.
В исследовании проводилось наблюдение с целью направленного изучения физических качеств школьников, как показателя общей культуры; целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координацию, также на позы детей, их мимику и жесты и т.д. В результате наблюдений мы выявили то, что очень многие дети не следят за осанкой, во время выполнения упражнений, не обращает внимание на осанку, только тогда, когда им напомнит об этом учитель. Мышцы спины и живота в основном расслаблены, нет плавности и слитности при выполнении упражнений, но дети с удовольствием подражают своему учителю, когда учитель выполняет красиво и правильно упражнения.
Были проведены: тест 1 «Осанка» - ходьба по скамейке, сохраняя осанку, предварительно зафиксированную у стены; тест 2 «Пластичность» - стоя на полшага от гимнастической стенки и лицом к ней, руки вперед хватом сверху на стенке, выполняется волна туловищем из круглого полуприседа; тест 3 «Координированность» - общеразвивающие упражнения – поточно.
В процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе постепенно добавляли разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики.
Координированность определялась по критериям оценок при выполнении общеразвивающих упражнений – поточно. Оценивалось четкое выполнение упражнений и правильных переход от одного упражнения к другому, соблюдение динамической осанки. По результатам тестирования в контрольной группе получены следующие результаты отраженные в таблице (до эксперимента и после эксперимента).
Вид теста | До | После | Разница | % |
Осанка | 2,5 | 3,08 | 0,58 | 18,9 |
Пластика | 2,25 | 2,58 | 0,33 | 12,9 |
Координация | 2,25 | 2,75 | 0,5 | 18,1 |
Приведенные выше результаты показывают, что у школьников, которые составляли контрольную группу, где не проводились специальные упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, а давались упражнения, определенные программой, всё таки произошли изменения в лучшую сторону по показателям: осанка – 18,9%, пластика 12,9%, координация 18,1%. Это говорит о том, что средства физической культуры, применяемой на уроках, в любом случае положительно влияют на развитие, как осанки, так и пластики и координацию движений.
Применяя целенаправленно в экспериментальной группе на каждом уроке разнообразные гимнастические упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, мы получили следующие результаты:
Вид теста | До | После | Разница | % |
Осанка | 2,33 | 4,16 | 1,83 | 44 |
Пластика | 2,33 | 4,08 | 1,75 | 42,8 |
Координация | 2,58 | 4,0 | 1,42 | 35,4 |
Как мы видим полученные результаты в экспериментальной группе значительно больше: показатели осанки значительно лучше на 25,1%, показатели пластичности на 29,9% и координации на 17,3%. Ещё раз подчеркнем, что в процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами целенаправленно применялись специальные упражнения на осанку, развивающие пластичность и координацию движений.
Эффективность нашего исследования экспериментально доказывают эффективность влияния гимнастических упражнений на развитие физических качеств школьников.
В работе раскрыт вопрос развития физических качеств при занятии гимнастическими упражнениями, показано формирование силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости. Выявлена теснейшая связь между действиями физических упражнений на внутренние органы ребенка, показано влияние гимнастических упражнений на организм человека.
Антонова Л.Г.
Учитель физической культуры МАОУ СОШ №31
г. Улан-Удэ