СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние компьютера на развитие речи ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребёнка и уровень его познания.

Просмотр содержимого документа
«Влияние компьютера на развитие речи ребенка»

Влияние компьютера на развитие речи ребенка.

Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребёнка и уровень его познания.

Вот, например, по словам мамы ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, играя всего лишь на детском компьютере, за пару недель выучил весь алфавит, в то время, как стандартные занятия с букварём не принесли должного результата.

Н о влияние компьютера на ребёнка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробнее.

  • Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.

  • Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии (нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц).

  • Вредное влияние компьютера на ребёнка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьёзные последствия.

  • Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребёнка.

Утомляемость. Когда ребёнок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребёнка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Учёные пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребёнок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребёнка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребёнку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Негативное влияние компьютера на ребёнка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребёнок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого японские исследования показали, что влияние компьютера на ребёнка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои э моции.

Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх всё наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трёх способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребёнка приводит к серьёзному нарушению психики. Ребёнок, постоянно щёлкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д. Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щёлканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. То, что видит ребёнок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребёнка советуют родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

Детский эгоизм. Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребёнка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадываются, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основана на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».

Неправильное восприятие мира. Негативное влияние компьютера на ребёнка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребёнок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать. В своё время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира» (Автор книгиМарина Николаевна Миронова – кандидат психологических наук, зав. кафедрой Калужского областного института повышения квалификации работников образования). Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов. Не желали общаться с реальными людьми.

( См. рис. 1 испытуемый, не увлекающийся компьютерными играми, рис.2, испытуемый, играющий в компьютерные игры)







Последствия негативного влияния компьютера на ребёнка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребёнок, который имел определённые трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РЕБЁНКА ЛИШАЕТ ЕГО НАСТОЯЩЕГО ДЕТСТВА.

Учёные провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и читать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.

Уменьшение живого общения между детьми продолжается, и как следствие неграмотность растёт!

На заметку родителям

Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера и смартфона.

Негативного влияния компьютера, смартфона на ребёнка можно избежать, если помнить следующее:

  • Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером, смартфоном.

  • Следите за тем, во что играет ребёнок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету.

  • Установите на компьютере, телефоне полезные программы, которые будут учить ребёнка хорошему и нужному.

  • Проводите с ребёнком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.

  • Чаще играйте с ребёнком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.

  • Помогите ребёнку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.

  • Не оставляйте ребёнка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей). Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.

Развитие вашего ребёнка зависит от правильности ваших действий. Не пускайте знакомство малыша с компьютером на самотёк. Контролируйте этот процесс!

Конечно, совсем запретить пользоваться компьютером, телефоном не выход и нужно делать всё постепенно и с умом, а не просто запретить и всё. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние.

ВОТ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ КАК ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ.

  1. Больше общайтесь с ребёнком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.

  2. Войдите в доверие ребёнка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете плавно рассказывать ему о негативном влияние таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него. Ведь существуют много разных интересных не компьютерных игр. Например, мне в детстве очень нравилось строить замки из огромного специального конструктора. В нем было очень много разных деталей (стены, башни, лестницы, ворота, домики, человечки и т.д.), с помощью которых, можно было построить все что угодно – на сколько хватит фантазии.

  3. Больше уделяйте внимания ребёнку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное побольше общения, внимания. Возможно, ребёнок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера и затуманивание разума ослабнет.

  4. Станьте лучшим другом для своего ребёнка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребёнок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания – не помогут, а только навредят. Лучший выход из этой ситуации – стать другом своему ребёнку. Как это сделать думаю Вам известно и понятно. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребёнка, и ни в коем случае не вините его ни в чём. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребёнком, то он будет вам всё рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д.

  5. Разнообразьте жизнь ребёнка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребёнку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребёнком всё понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребёнка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция – футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души – пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребёнок сам выберет. Дайте ребёнку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора.

Постарайтесь оградить ребёнка от 3 до 5 лет от компьютерных игр, так как это наиболее ответственный период развития психики ребёнка. Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребёнка со сверстниками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!