Педчтения на тему
«Роль литературы в духовно-нравственном воспитании российских школьников
(Из опыта работы)
Выполнила: учитель русского языка и
литературы МКОУ «СОШ№ 3» г.Поворино
Руфанова Любовь Викторовна
2021 год
1999 год. Появляется новое направление в образовательной деятельности. Оно было названо «духовно-нравственным просвещением». Примерная программа воспитания и социализации учащихся МОУ «СОШ№3» г. Поворино разработана на основе концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников
В рамках данной статьи хотелось бы поделиться опытом актуализации духовно-нравственного потенциала уроков литературы. Цель работы: ответить на вопросы: как влияет литература на духовность и нравственность? Каковы же задачи? Воспитание нравственного идеала; сотрудничество всех сфер культурно-образовательной среды: школ, кружков, храмов; чёткое представление тех ценностей, которые необходимо прививать нашим школьникам; воспитание посредством семейного чтения. Я свою задачу вижу в том, чтобы, изучая уникальные художественные произведения мастеров слова, находить те духовные ориентиры, которые смогли бы помочь моим воспитанникам найти своё достойное место в бурных волнах житейского моря, а также хотелось бы возродить многие традиции: семейное чтение, совместное воскресное посещение церкви. Мои учащиеся имеют ясное понятие о значении таких слов, как духовность и нравственность. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Нравственность – это компонент культуры. Способность человека действовать, думать, чувствовать со своим духовным началом. По словарю С.И.Ожегова, нравственность - это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Каждый школьный предмет способствует интеллектуальному и творческому развитию, а уроки литературы, кроме того, и воспитывают, и возвышают души. Вся наша литература ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса. Соединение муки о Боге с мукой о человеке делают литературу христианской даже тогда, когда писатели отступали от христианской веры. Например, А.С. Пушкин в стихотворении «Я вас любил» считает любимую божеством и желает ей счастья с другим:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно
Так дай вам бог любимой быть другим.
При изучении М.Ю. Лермонтова в 7 классе провожу уроки –диспуты. Размышляя о том, кто нравится больше: Калашников или Кирибеевич, семиклассники приходят к выводу, что истинная сила характера не в страсти, влекущей за собою грех, а в духовной стойкости, способной победить такие порывы .
Н.А. Некрасов очень любил маму, которая и заронила в его душу зерна добра. Будучи верующим человеком, автор считает, что пророк обязательно напомнит людям о Христе, что нести добро нельзя «не жертвуя собой». В стихотворении «Пророк» автор пишет:
Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
Проводы на войну Андрея Болконского, главного героя эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир", напоминают нам о следующем эпизоде. Сестра Мария вешает на шею брата образок, считая, что это в трудную минуту станет ангелом-спасителем, что духовная и нравственная вера её брата спасет его жизнь. Может быть, поэтому остался живым Андрей, рассматривая небо Аустерлица на Праценской горе. А после второго ранения связь с недосягаемым небом усиливается, происходит сближение с Богом, с которым он приобретает родство настолько, что способен отсечь от себя радости мира, столь занимавшие его совсем недавно.
А. Ахматова в трудные минуты, в минуты печали, обращается к Богу, молится, и это придает ей силы: никто не сможет убить ее любовь.
А ты теперь тяжелый и унылый:
Так дни идут, печали умножая.
Как за тебя мне Господа молить?
Ты угадал: моя любовь такая,
Что даже ты не мог ее убить.
С.А. Есенин в стихотворении «Молитва матери» пишет: «На краю деревни старая избушка. Там перед иконой молится старушка…сына поминает». Сын спасает Родину, а мать с помощью молитвы оберегает своего сыночка, помогает ему выжить в этом мире.
Современная литература дает богатый нравственный потенциал, что способствует духовному воспитанию школьников. Например, размышляя над литературными произведениями В.П. Астафьева («Конь с розовой гривой», «Пастух и пастушка») и В.Г. Распутина («Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матерой»), школьники (6,9,11 класс) пытаются находить ответы на сложные нравственные вопросы и делают серьёзные выводы, которые могут повлиять на их собственную жизнь. Эти и другие произведения помогают извлечь жизненные уроки: милосердие, доброта и прощение меняют человека, который не ищет выгоды, и старается жить бескорыстно, и быть уверенным в своей «тихой, чудодейственной силе». Итак, анализируя художественные произведения, ученики имеют четкое представление о нравственных нормах. Школьники имеют возможность высказывать свое мнение. Это формулирует веру в собственные силы. Кроме того, получая письменные и устные домашние задания, учащиеся имеют возможность вместе с родителями прочитать и обсудить интересные страницы великих мастеров слова, подобрать нужные стихи, написать проникновенные сочинения и выразительные эссе, что способствует выработке собственных нравственных взглядов и оценок. Главный результат внеклассного и семейного чтения:
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
развитие таких качеств, как честь, порядочность, доброжелательность, всепрощение;
анализ собственных поступков.
Взрослые, не учите детей своих подлости…
Грешные, научите детей состраданию.
Слабые, научите любви и вниманию.
Старые, научите терпению и кротости.
Слышите?! Оттащите детей от пропасти.
Литературные герои, примеры взрослых, традиции поколений, а также внеклассные мероприятия, дискуссии, встречи и семейные чтения - все это поможет нашим детям стать умнее, духовнее, человечнее, сильнее. Считаю, что роль уроков литературы в духовно-нравственном просвещении российских школьников велика и уникальна.