СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние позитивных эмоций на когнитивные процессы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние позитивных эмоций на когнитивные процессы»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая часть. ………………………………………………………………………4

    1. Понятие когнитивных процессов. …………………………………………………….....….….4

    2. Классификация когнитивных процессов………………………………………………..…..…5

    3. Когнитивно-поведенческая теория. ………………………………………………..……….….7

Глава II. Практическая часть…………………………………………………………….………….8

2.1 Методики, используемые в работе. …………………………………………………………….8

2.2 Результаты и их обсуждение. ……………………………………………………………….….9

Выводы……………………………………………………………………………………..……….11

Список использованной литературы……….…………………………………………………….12





Введение

Когнитивные процессы-это то, без чего в целом невозможно существование человека. Это процессы, которые отвечают за обработку сведений, полученных из окружающего мира.

Когнитивные процессы помогают нам принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию. Они помогают нам понимать окружающий мир, других людей. Так же когнитивные процессы можно совершенствовать, что упрощает жизнь ещё больше.

Гипотеза: интенсивность и продуктивность когнитивных процессов можно увеличить, если создать индивидуально благоприятные звуковые или ароматические условия среды.

ЦЕЛЬ: Изучить влияние факторов окружающей среды на качество реализации когнитивных процессов.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить понятие «когнитивные процессы», их классификацию.

  2. Определить место «когнитивных процессов» в психологической науке.

  3. Изучить когнитивно-поведенческую теорию.

  4. Экспериментальным путём установить влияние позитивных эмоций (возникающих при прослушивании музыки, ощущение любимых ароматов на качество запоминания информации)

Предмет исследования: изменение качества когнитивных процессов

Объект исследования: когнитивные процессы (память, внимание).

Методы: поисковый, экспериментальный.







Глава I. Теоретическая часть.

    1. Понятие когнитивных процессов.


Когнитивные процессы представляют собой психические явления, которые необходимы для рационального изучения и осознания окружающего мира. К ним можно отнести восприятие, ощущение, воображение, мышление и память. Каждый из них является самостоятельным, но, работая совместно, они обеспечивают познавательную деятельность человека. (1)

Уильрик Найссер­ отстаивал подход в изучении проблемы познания и когнитивной психологии.

Джером Брунер один из пионеров когнитивной психологии в Соединенных Штатах, которая начала свое собственное раннее исследование ощущений и восприятия как активных, а не пассивных процессов.

Поль Фресс французский психолог, изучавший влияние эмоций на когнитивные процессы, сформулировал теорию ожидания и формирования когнитивных процессов.

Сергей Леонидович Рубинштейн советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР считал, что два основных положения, определяющие подход к проблеме мышления, - это диалектико - материалистический принцип детерминизма и положение о процессе мышления как исходном предмете психологического исследования.

Алексей Николаевич Леонтьев, советский психолог, занимался изучением проблем общей психологии и методологией психологического исследования. Основная его заслуга состоит в том, что он внес огромный вклад в изучения теории личности.

Жан Пиаже-швейцарский психолог, выдвинул теорию о том, что когнитивное развитие - это всеобъемлющая теория о природе и развитии человека интеллекта.

В. М. Бехтерев развивал направления психологической мысли в дореволюционной России, выдвигая практические методологии для психологии. Описание психики как связного целого, состоящего из взаимодействующих сознания и бессознательного, с подвижной, «плавающей» границей между ними, осуществлено В.М.Бехтеревым с позиции стороннего наблюдателя, находящегося вне изучаемой реальности 

Гербертом Саймоном работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии. - Читайте подробнее на




    1. Классификация когнитивных процессов

Когнитивные процессы дают людям полноценную жизнь. С их помощью мы воспринимаем и обрабатываем информацию, а позже применяем для решения какой-либо задачи.

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.


п/п

Когнитивный процесс

Его суть

Значение в жизни человека

Условия формирования

1

Ощущение

отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов

играют важную роль в профессиональном обучении

для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора

2

Восприятие

отражает целостные образы объектов

играют важную роль в профессиональном обучении

происходит при участии первичной и вторичной сенсорной коры

3

Память

служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий

память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности

принимают участия как и высшие корковые центры,так и подкорковые

4

Внимание

позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды

важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности

Развитие внимания в онтогинезе происходит по направлению от более простого

5

Речь

обеспечивает передачу и усвоение информации

широкая возможность в получении информации

Возникает в подкорковом слое

6

Мышление

осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений.

благодаря мышлению человек познает законы природы и общества, способен планировать свою деятельность, сознательно управлять техникой, воздействовать на природу, сознательно управлять своей деятельностью и действиями других

развитие мышления происходит при условии овладения тремя формами мышления

7

Воображение

процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, т. е. прошлого опыта субъекта

воображение — основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий

Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений





Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо: Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами; Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование; Отмечать свои успехи; Развивать мышление критического плана; Читать. Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.







    1. Когнитивно-поведенческая теория.

Джордж Келли - американский психолог является основоположником когнитивной теории.

Согласно когнитивной теории, личность-это система организованных личностных конструкторов, в которых перерабатывается личный опыт человека.

Базовая концепция когнитивно-поведенческой теории отражается в том, что то, о чем мы думаем и чувствуем, играет фундаментальную роль в построении нашего поведения.

Например, если человек часто думает о всяческих катастрофах и авариях, летая на авиатранспорте, ощущает дискомфорт в то время, когда приближается к взлетно-посадочной полосе, и при этом он избегает полетов на самолете, в таком случае может помочь когнитивно-поведенческий подход. То есть, по своей сути к этой категории относится любой страх (зачастую придуманный нами), так называемый невроз навязчивости или обсессивно-компульсивное расстройство как микробофобия, дромофобия, арахнофобия и т.п. И если в советские времена неврозы навязчивости невроз навязчивостиявлялись признаком шизофрении и лечились в основном специальными препаратами – нейролептиками, то в настоящее время широко применяется когнитивно-поведенческая терапия (метод экспозиции).

Цель такой терапии - обучение пациентов саморегуляции мыслительных процессов. Конечно, человек не может контролировать каждый аспект в мире вокруг себя, но зато можно взять под контроль то, как он понимает и воспринимает этот аспект.

Глава II. Практическая часть

2.1 Методики, используемые в работе

В рамках проведения тестирования был исследован уровень развития когнитивных процессов обучающихся 8-11 классов МБОУ СОШ № 18 г. Белгорода. Для решения экспериментальных задач мог быть использован методический инструментарий:

Методики тестирования памяти

1. Десять слов
Испытуемому зачитывают десять простых слов, после чего он должен повторить их в любом порядке 5 раз. Полученные результаты экспериментатор вносит в таблицу. Спустя 20–30 мин испытуемого снова просят воспроизвести эти слова. Результаты также вносятся в таблицу.

2. Метод пиктограмм

Испытуемому предъявляется 15 слов для запоминания. Для облегчения этой задачи он должен сделать карандашом зарисовки. Записей или буквенных обозначений делать не разрешается. Испытуемого просят повторить слова после окончания работы, а затем – еще раз через 20–30 мин. При анализе особенностей запоминания обращают внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно и сколько не воспроизведено вообще. Модификацией данного метода может служить тест А. Н. Леонтьева. Этот метод предполагает не рисование, а выбор предмета из предложенных готовых картинок. Методика имеет несколько серий, различных по степени сложности. Тест А. Н. Леонтьева можно использовать для исследования памяти у детей, а также у лиц с невысоким уровнем интеллекта.

3. Исследование зрительной памяти (тестА. Л. Бентона).

Для проведения этого теста используется пять серий рисунков. При этом в трех сериях предлагается по 10 карточек одинаковой сложности, в двух – по 15 карточек. Испытуемому в течение 10 с показывают карточку, а затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Анализ полученных данных проводится с помощью специальных таблиц Бентона. Этот тест позволяет получить дополнительные данные о наличии органических заболеваний головного мозга.
При проведении патопсихологического эксперимента, направленного на исследование нарушений памяти, обычно выявляются особенности непосредственной и опосредованной памяти.(4)

2.2 Результаты и их обсуждение

В тестировании участвовало 30 человек разных возрастных категорий. В качестве тестовой методики была выбрана «Десять слов». В качестве факторов, вызывающие положительные эмоции были предложены: шоколад, любимая песня, любимый аромат.

Результаты проведения тестирования представлены в таблице:

№ испытуемого

Результат первого тестирования

Результат после употребления шоколада

Результат после любимой музыки

Результат после использования эфирного масла с любимым ароматом

1

6

8

4

7

2

7

9

9

5

3

4

6

7

6

4

10

7

5

6

5

5

4

6

9

6

8

8

7

8

7

4

6

10

5

8

7

8

7

7

9

7

7

5

5

10

4

6

7

4

11

9

9

6

6

12

4

6

4

4

13

10

9

7

7

14

4

6

4

4

15

3

6

4

3

16

8

8

6

4

17

10

7

7

7

18

5

9

5

8

19

6

7

9

5

20

9

10

10

9

21

4

6

10

5

22

7

5

7

7

23

7

7

5

5

24

4

6

7

4

25

9

9

6

6

26

4

6

4

4

27

7

9

7

7

28

4

6

4

4

29

3

8

4

5

30

8

9

6

4



Из представленных результатов можно сделать вывод о том, что когнитивные процессы взаимосвязаны с переживанием различных эмоций.

При употреблении шоколада способность запоминать информацию увеличивается у большинства респондентов (63%), что вероятно связано с быстрым переходом глюкозы в кровь и насыщением головного мозга энергией. Однако у 15% респондентов произошло снижения уровня качества запоминания слов. У 22% респондентов не произошло изменений качества запоминания после употребления шоколада.

Музыкальное сопровождение усиливает эффективность запоминания лишь у 36,7%, а 33,3% респондентов демонстрируют снижение качество запоминания. Вероятно, это связано с тем, что прослушивание музыки обладает отвлекающим эффектом, подключая ассоциативные процессы.

Любимые ароматы всего у 23% респондентов возымели положительный эффект, в то время как 44% снизили свой результат по сравнению с эталонным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что факторы окружающей среды оказывают прямое влияние на качество когнитивных процессов.



Выводы

  1. В ходе выполнения проектной работы было изучено понятие когнитивных процессов как неотъемлемой части человеческой жизни. С точки зрения сути когнитивных процессов выделяют несколько видов: ощущение, восприятие, память, внимание, речь, мышление, воображение.

  2. Исследование когнитивных процессов занимает в науке одну из ведущих позиций ввиду своей актуальности. Благодаря изучению данной темы возможно лучше разбираться в психологии поведения человека, что облегчает взаимодействие с другими индивидами.

  3. Особенности когнитивно-поведенческой теории заключаются в том, что личность рассматривается система организованных личностных конструкторов, в которых перерабатывается личный опыт человека. Базовая концепция когнитивно-поведенческой теории отражается в том, главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. 

  4. Качество когнитивных процессов взаимосвязано с переживанием различных эмоций и активно подвержено влиянию факторов окружающей среды.

  5. В ходе выполнения проектно-исследовательской работы поставленная гипотеза нашла частичное подтверждение.







Список использованной литературы:



  1. Т.Н. Ушакова, Н. И. Чуприковой: «Психология высших когнитивных процессов»

  1. Л.П. Баданина: «Психология познавательных процессов»

  2. У. Нейссер: «Познание и реальность»

4. С. Сломан: «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве»

5. Л. Фестингер: «Теория когнитивного диссонанса»

6. Ж. Пиаже: «Речь и мышление ребёнка»

7. Л. Крон: «С первой фразы: Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!