Влияние родительских установок на развитие детей
Педагог-психолог
МАДОУ «Ромашка»
Ольга Ивановна Дубяга
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
и вовремя исправьтесь
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
"Горе ты моё!"
"Счастье ты моё, радость моя!"
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
"Поплачь, будет легче…".
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"
"Вот дурашка, всё готов раздать…".
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
"Молодец, что делишься с другими!".
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
и вовремя исправьтесь
"Не твоего ума дело!".
"А ты как думаешь?".
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
"Ты совсем, как твой папа (мама)…".
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
"Ничего не умеешь делать, неумейка!".
"Неряха, грязнуля!".
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
и вовремя исправьтесь
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"
"Смелее, ты всё можешь сам!".
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
"Давай, я тебе помогу!"
"Всегда ты не вовремя подожди…".
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности
"Держи себя в руках, уважай людей!".
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занят (а)…
- Посмотри, что ты натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.
Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!