СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние семьи и внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была представлена на мартовских городских пед.чтениях

Просмотр содержимого документа
«Влияние семьи и внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. Саяногорска










Влияние семьи и внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка



Автор:

учитель начальных классов

Якубович Ольга Викторовна













Саяногорск, 2018





Наши дети – это не случайные гости в нашем доме. Они предоставлены нам как бы на время, взаймы, для того, чтобы мы любили их и внушали им основы тех человеческих ценностей, на которых будет строиться их будущая жизнь. А нам, родителям, придется давать отчет перед Богом в том, как мы исполнили эту свою обязанность. (Д. Добсон)



Как только ребёнок появляется на этот свет, он начинает обучаться, а значит, накапливать знания и умения. О том, что роль семьи в формировании личности ребёнка является основополагающей и фундаментальной, споров нет и быть не может. Этот факт доказан научно и неоднократно был подтверждён не только экспериментами, но и самой жизнью. Дети с младенческих лет впитывают в себя энергетику и атмосферу, которая их окружает, они на подсознательном уровне всё понимают и дают ответную реакцию.

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей – нового поколения. Это влияет на существующие в с семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребёнка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Любови и забота, доброта и безусловное принятие своего ребёнка является самыми важными и беспроигрышными методами в воспитании. В первую очередь каждый малыш должен ощущать и чувствовать безоговорочно, что он любим и очень нужен своим близким.

Дети рождаются в разных семьях, больших и маленьких, полных и неполных, но в каждой из них есть люди, которые будут находиться рядом с малышом и оказывать вольно и невольно влияние на его воспитание, способствовать формированию его личных качеств, нравственных и духовных ценностей в его душе. Человеком, влияющим на развитее внутреннего мира и на принятие жизненных позиций ребёнком, может быть не только кто-то из родителей, но и все, кто с ним проживает. Это могут быть братья, сёстры, бабушки и дедушки, тёти и дяди, иными словами, все, кого он наблюдает в своей повседневной жизни.

В семьях, где есть старшие дети, и они относятся к младшим с любовью и добротой, малыши растут радостными и более уверенными в себе.

Семью стоит рассматривать, как микросоциум, в котором детям предстоит научиться моделям взаимодействий с другими людьми на примере внутрисемейных отношений. Всё это влияет на формирование личностных качеств ребёнка.

Семья играет роль социального института, в котором детьми получаются знания и убеждения о нормах жизни в обществе, нравственном поведении, духовно-ценностных ориентациях, и происходит становление личности. Все эти знания и внутренние убеждения остаются и сохраняются на всю жизнь, именно понятия, полученные в детстве от значимых людей, имеют очень устойчивую позицию.

В случае безусловной родительской любви ребёнок находится в безопасности, получает удовлетворение своих потребностей и понимает свою самоценность, а значит, чаще здоров.

Влияние внутренних отношений на личность ребёнка основано на феномене родительской любви, которая невозможна без принятия ребёнка, т.е. признания его самоценности. От степени принятия зависит эмоциональная близость или дистанция между взрослым и ребёнком.

Стоит рассмотреть и понять, как же происходит влияние семьи на формирование личности ребёнка.

Согласно выводам американской писательницы Э. Галински, автора многих книг по воспитанию детей, в детско-родительских отношениях существует шесть стадий. Каждая из них оказывает огромное влияние на ребёнка, для которого семейные отношения – залог будущего психического здоровья.

  1. Формирование образа ребёнка. Стадия начинается в момент зачатия и является основной для выработки позиции родителя. Она становится основой для влияния семейных отношений на личность ребёнка, а также представлений о воспитании, образе родителей, ребёнке и способах взаимодействия с ним.

  2. Выкармливание младенца. Стадия продолжается от рождения до конца первого года жизни. Семья учится взаимодействию, и хотя развитие личности ребёнка в этот период минимально, между родителями вырабатывается привязанность, формируется структура ценностей, и распределяются роли в семье.

  3. Стадия авторитета. Приходится на 2-5-й годы жизни ребёнка. Родители обучают ребёнка многим навыкам, общению, правилам поведения в семье и обществе. В этот период они дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

  4. Стадия интерпретации. Совпадает с младшим школьным возрастом ребёнка. Функции семьи в развитии личности ребёнка и подходы родителей к воспитанию в этот период пересматриваются.

  5. Взаимозависимость. Ребёнок находится в подростковом возрасте. Влияние семейных отношений на развитие личности ребёнка в этот период максимально. В семье происходит изменение структуры власти, т.к. родителям приходится считаться с его самостоятельностью и независимостью. В этот период взрослые становятся для подростка либо старшими друзьями и партнёрами, либо между ними возникают противоборства и конфликты.

  6. Расставание. Взрослые понимают, что дети выросли, стали независимыми, и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь и определяют то, какими были родителями.

Родители с безусловной любовью проходят через все 6 стадий воспитания ребёнка. В семьях с нарушенными отношениями взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений, а значит, не могут перейти и к последующим. В таких семьях ребёнок не получает истинной любви, не может полноценно развиваться как личность, находится в постоянном нервно-психическом напряжении и заболевают.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с помощью которых он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у них патологических черт личности.

Вот типичные ошибки воспитания.

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте.

Может случиться так, что целью воспитания ребенка оказывается удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. В качестве примеров можно рассматривать обоих родителей, по тем или иным причинам испытывающих затруднения в общении с другими людьми, и одиноких матерей, которые посвящают все свое время любимому чаду и буквально «душат» его своей любовью. Результатом такого воспитания является неспособность ребенка налаживать контакты за пределами семьи, чрезмерные застенчивость и робость.

Воспитание и потребность смысла жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать и отец могут считать, что смысл их существования заключается в воспитании ребенка. Если ребенок, вырастая, уходит от родителей, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл» (синдром «опустевшего гнезда»). Такие родители очень часто делают за ребенка все то, что он в состоянии сделать сам. В результате они получают требуемое чувство своей необходимости, а любое проявление самостоятельности и независимости ребенка преследуют с поразительным упорством. Если говорить о школьном возрасте, то родители делают за ребенка домашние задания.

Воспитание и потребность достижения.

Цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок смог добиться того, что не удалось родителям. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с «запланированными» целями. Подобное родительское поведение не осознается самими родителями: «они – то знают, что ребенку необходимо!»

Воспитание как реализация определенной системы.

Встречаются семьи, в которых родители забывают о главном принципе «воспитание для детей, а не дети для воспитания». Обычно это очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени. Такие родители не считаются с возможностями ребенка, находящегося на определенной стадии развития.

Воспитание как формирование определенных качеств.

В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

А как в семье влияет на формирование личности ребёнка каждый из её членов?

В психологии разделяют понятия материнской и отцовской любви, т.к. они различаются по происхождению, содержанию и особенностям проявления. Отец в семье влияет на социализацию личности ребёнка как источник правил, норм, он вправе требовать и контролировать их исполнение. Именно поэтому дети старшего возраста и подростки более спокойно воспринимают наказание от отца, чем от матери. Роль отца в воспитании включает также поощрение активности ребёнка, направленной на освоение нового, получение знаний, достижение успехов. Он помогает ребёнку развиваться, становиться самостоятельным и преодолевать комплекс неполноценности. Для этого отец своим примером показывает, как ставить перед собой цели, преодолевать трудности, находить способы выхода из разных ситуаций.

Мать учит ребёнка любви и умению проявлять заботу по отношению к другим. Наказание от неё дети всегда воспринимают как отторжение, враждебность, проявление нелюбви. Между тем, мать играет большую роль в формировании у ребёнка чувства принадлежности к социуму, осознанию себя в этом мире. Именно от неё ребёнок ждёт безусловной любви и нежности, от неё он усваивает модели определённого поведения в семье и обществе. Взаимоотношения с ней влияют на формирование дружеских и других связей. Однако мама не должна полностью сосредотачиваться на ребёнке, т.к. отношения с другими членами семьи и другая социальная деятельность тоже имеют большое значение.

На взаимоотношения родителей и детей влияют разные факторы, например возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности взаимоотношений между супругами также оказывают воздействие на отношения их как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в согласии, то отец полноценно занимается воспитанием детей, он способствует развитию у дочери женских качеств и поведения, а сыну помогает вырабатывать мужество, ответственность, самостоятельность, настойчивость. Если между супругами нарушается гармония, то между членами семьи могут возникать различные противодействующие группировки, например, мать и дочь объединяются против отца или отец настраивает сына против матери. Влияние семейных конфликтов на ребёнка настолько высоко, что дети часто страдают от недостатка любви и неврозов.

Нарушение супружеских отношений может вызвать у одного из родителей эмоциональную холодность к ребёнку противоположного пола. Иногда в сыне-дочери один из родителей пытается найти недостающие качества своего партнёра по браку.

Если в семье несколько детей, то отец чаще всего уделяет больше внимания старшему. Он связывает с ним свои надежды и ожидает значительных успехов. Мать чаще более привязана к младшему ребёнку, поэтому относится к нему более снисходительно, делает поблажки, а иногда и во всё потакает. Это серьёзные ошибки семейного воспитания, их влияние на развитие ребёнка может оказать немалое воздействие.

Для отца и матери принятие ребёнка большое значение имеет его послушание. Обычно ребёнок растёт дисциплинированным при сформированной позиции отца в семье. Дети с трудным характером чаще растут в проблемных семьях и чаще отвергаются матерями.

Неполная семья, к сожалению – это довольно частое явление. Как правило, она характеризуется тем, что воспитывает, заботится и проживает с ребёнком только один из родителей, чаще всего это мама. В этом случае есть ряд нюансов, о которых стоит знать, в особенности они важны для воспитания мальчиков. Для гармоничного развития ребёнку нужен пример, образец для подражания, идентичного с ним пола.

Если папа отсутствует в жизни ребёнка или же он далёк от подходящей модели для подражания, то маме стоит позаботиться и перенаправить это чувство на нужный объект. Таким человеком может стать дедушка, дядя или же старший брат. На подсознательном уровне ребёнок знает, что с этим человеком есть родственная связь, он чувствует, что уже наделён некоторыми из его качеств.

Воспитание крепкой, здоровой личности с сильным характером в неполной семье очень даже возможно. Но это стоит огромных усилий со стороны близких.

То, как сложатся отношения между родителями и детьми, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье. Существует три стиля родительского поведения — авторитарный, попустительский и демократический.

Авторитарный стиль воспитания - вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, у них почти нет общепринятых ценностей. Чаще всего, такой стиль воспитания можно встретить в неполной семье, когда мать или отец (чаще всего мать) вынуждены проводить на работе большую часть своего времени, для того, чтобы обеспечить безбедное существование своим детям или заработать деньги на их образование, либо все свое свободное время тратят на достижении каких- то своих целей (карьера, поиск нового партнера, самоактуализация) и детей рассматривают, как помеху.

Демократичный стиль семейных отношений в наше время можно назвать самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Не ущемляя прав, они одновременно требуют выполнения ребенком своих обязанностей.

И, конечно же, нельзя упустить такой стиль воспитания, как противоречивое воспитание. Такой тип воспитания характеризуется противоречивым воспитательным подходом к ребенку со стороны матери или отца (др. близких родственников). Те формы поведения, которые запрещены ребенку одним из родителей, находят одобрение другого. Ребенок в результате усваивает противоположные формы поведения (в зависимости от того, кто является на данный момент «другим значимым»).

Таким образом, гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Главное чего нужно придерживаться при воспитании ребенка- это последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в воспитательных действиях или обусловленность этих действий, и, конечно же, признание уникальности своего ребенка.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.