МО Иволгинский район
МОУ Гильбиринская СОШ
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция « Оздоровительная культура »
Тема:
Влияние спорта на здоровье
Работу подготовил:
Цыдендоржиев Бэлигто, ученик 10 класса
Руководитель:
Верхушина Наталья Алексеевна,
учитель ФК
2018 год
с.Кокорино
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Основная часть
2.1. Роль двигательной нагрузки на основные функции организма учащихся …...5
2.2. Процесс формирования мотивации здорового образа жизни………5-6
2.3 Собственные исследования. Приложения………………………………………7-9
4. Заключение……………………………………………………………………… 10
5. Используемая литература………………………………………………………..11
Введение
Актуальность: слабое здоровье молодого поколения
Цель работы: провести сравнительный анализ между учащимися активно занимающимися ФК и пассивно занимающимися и определить влияния физической культуры на основные функции организма.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность здорового образа жизни обучающихся 10 класса.
2. Выявить средства и методы мотивации здорового образа жизни.
3. Определить место и значение физической культуры в жизни обучающихся.
4. Определить условия влияния физической культуры на здоровье обучающихся
Объект исследования: учащиеся 10 класса
Предмет исследования: здоровье учащихся
Методы исследования: сравнительный, исследовательский, тестирование показателей физической подготовленности, анкетирование учащихся.
Гипотеза: физическая культура будет являться эффективным средством мотивации здорового образа жизни обучающихся 10 класса если:
- учащимися понимается сущность здорового образа жизни;
- учащиеся систематически посещают уроки физической культуры;
- учащиеся посещают спортивные секции
-учащиеся принимают активное участие в школьных и районных соревнованиях.
Новизна: данное исследование в нашей Гильбиринской СОШ проведено впервые.
Основная часть
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но, к сожалению, человек относится к нему как к чему - то неиссякаемому и бесконечному, особенно в юном возрасте. Существует более 300 определений здоровья. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии и отражаются на многих системах организма школьника: сердечнососудистой, мышечной, дыхательной. Проблема осложняется постоянно увеличивающимися учебными нагрузками. Сегодня нормальный день у школьника - в среднем, 6 уроков, плюс дополнительные занятия, еще 2-3 часа уходит на подготовку домашнего задания. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности у школьников при продолжительном напряженном умственном труде, - это активный отдых, организованная физкультурная урочная и внеурочная деятельность.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. Физическая культура представляет учащимся более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных способностей, и для дальнейшего развития и распространения физической культуры.
Роль двигательной нагрузки на основные функции организма учащихся.
Есть такое крылатое выражение – движение это жизнь. И это действительно так. Пока человек двигается, он живет полноценной жизнью, развивает и повышает уровень физической подготовленности, улучшает работу организма в целом.
Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей.
21 век - век компьютерных технологий, которые с каждым днем расширяются и развиваются. Дети много часов проводят за различными играми, за просмотром разного рода информации. С одной стороны это удобно, вся необходимая информация для подготовки рефератов, сообщений у школьника под рукой, с другой стороны, несмотря на то, что по требованиям САНПИНа ребенок должен проводить у монитора всего 30 минут в сутки, никак детьми не соблюдается. Это в свою очередь ведет к малоподвижному образу жизни во внеурочное время, плюс рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности детей и подростков во внеурочное время, снижение количества школьников, посещающих дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности современных школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад.
Процесс формирования мотивации здорового образа жизни
Методы мотивации здорового образа жизни – это путь достижения побуждения, вызывающего активность организма к активному существованию личности в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Средствами мотивации здорового образа жизни являются:
- систематические занятия физической культурой и спортом;
- формы внеклассной работы, то есть соревнования, туристические походы, спортивные слеты и т. д. ;
- личный пример;
- посещение спортивных секций;
- пропаганда здорового образа жизни (реклама, клубы, лектории).
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций.
«Здоровый дух – в здоровом теле» - забота о здоровье, как высшей ценности – основная категория определения содержания данного феномена.
Занятия физической культурой на уроках в школе позволяют поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие школьников. Для этого необходимы и большая частота занятий, и увеличение физической нагрузки . Сделать это можно либо путем привлечения к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий школьников физической культурой в свободное время. Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Для полноценного укрепления здоровья и всех его функций необходимо формировать потребность в самостоятельных и систематических занятиях физической культурой. Очень важно, чтобы занятия ФК и спортом были не эпизодическими, а стали потребностью человека.
Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.
Основными физическими качествами являются скорость, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).
Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого.
В нашей школе действует несколько спортивных секций: баскетбол, волейбол, национальная борьба и футбол. К занятиям в секции допускаются все желающие школьники. Данные занятия призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные обучающимися на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения, развивать личностные качества. Такие качества как упорство, умение взаимодействовать в коллективе, сила воли, целеустремленность, взаимопомощь, поддержка и другие необходимы не только на уроках и в соревновательной деятельности, но и в жизни вообще.
Собственные исследования
Для того, чтобы изучить положительное влияние занятий спортом и ФК я провел исследования своих одноклассников и себя лично. В 10 классе обучается 8 человек, 4 из них активно работают на уроках ФК, посещают секции и периодически выезжают на районные соревнования, другая же половина ребят к урокам ФК относятся с прохладцей, секции не посещают, на соревнования не выезжают.
Я провел три исследования. Для этого условно разделил класс на две группы: активнозанимающиеся спортом и ФК и пассивнозанимающиеся спортом и ФК.
а) Первое исследование - измерение мышечной силы кисти. Для оценки собственно-силовых способностей используются кистевая динамометрия. Кистевая динамометрия — это метод определения силы сгибателей кисти. Рука с динамометром отводится в сторону на уровень плеча и производится максимальное его сжатие. На каждой руке выполняется по два измерения и фиксируется лучший результат. .
При помощи нашей медицинской сестры Елены Цыреновны мы измерили силу кисти каждой группы. и увидели следующие результаты: Возрастные показатели и норма динамометрии. Так, нормы показателей силы правой кисти у мальчиков — от 12 до 15 лет варьируются – от 21, 6 до 37,6 кг.
Для девочек эти нормы имеют гораздо меньшие значения: от 12 до 15 лет норма равна от 19,9 до 28, 3. После измерения мы увидели, что в общей сложности сила правой кисти в активной группе оказалась выше чем у пассивной группы: 57.2 и 42.9, что в свою очередь отразилось на выполнении физических тестов с использованием силы. (см. Приложение I)
б) Второе исследование - измерили объем ЖЕЛ (жизненная емкость легких). Жизненная емкость легких - показатель который, определяется путем нахождения разницы между объемами воздуха, поступающего когда человек делает полный вдох и того, который получают при полном освобождении легких , т.е при максимально возможном выдохе
Показатели в группе активнозанимающихся также выше: 11.1мл и 7.4мл
в) также я провел сравнительный анализ результатов тестов по ФК, в частности в беге на 30 и 60м, (скоростные способности), в наклоне из положения стоя (гибкость), прыжок в длину с места, поднимание туловища за 1 минуту (сила)
Анализируя показания контрольных нормативов тренированных и нетренированных школьников, мы видим следующие результаты в личном зачете: Приложение I
ФИ | Прыжок | Бег 30м | Поднимание туловища | Наклон туловища | Бег 60м | Сила кисти | Жел (мл) |
Бато | 170 | 5.0 | 21 | 10 | 8.7 | 35.5 | 3.6 |
Женя | 172 | 4.9 | 28 | 7 | 8.4 | 36 | 3 |
Жанна | 189 | 5.0 | 20 | 15 | 8.9 | 22.5 | 2.2 |
Бэлиг | 215 | 5.0 | 21 | 16 | 8.6 | 33.5 | 2.3 |
Сарюна | 146 | 5.5 | 19 | 8 | 10.1 | 27 | 1.9 |
Туяна | 150 | 5.4 | 20 | 12 | 10.0 | 22 | 1.6 |
Алтана | 126 | 5.6 | 15 | 2 | 11.5 | 30 | 1.9 |
Эржена | 163 | 5.3 | 18 | 10 | 9.9 | 26.5 | 2.0 |
Прямое влияние активного спорта на здоровье можно также проследить на примере пропусков уроков по причине заболевания простудного характера. Так с начала учебного года в активной группе пропущено 0 уроков, в пассивной группе 20 уроков.
Таким образом, видно, что у продолжительно тренирующихся ребят все показатели нормативов выше, чем у нетренированных, хорошо развита иммунная система и, как правило, крепкое здоровье.
В ходе выполнения работы было проведено анкетирование, под названием «Физкультура и спорт в моей жизни» , в котором приняло участие 8 респондентов.
Результаты анкетирования также представлены в приложении.[ПриложениеII]
сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе? До 1 часа - 3 человека, 1.5 -2 часа – 0 человек, 2 и более часа- 0 человек;
выполняешь ли ты дома физические упражнения? Да - 0 человек, нет – 3 человек, редко - 5 человек;
какие игры ты предпочитаешь? Компьютерные -8 человек, дворовые – 1 человек;
во сколько ты ложишься спать? До 22 часов – 0 человек, до 23 часов - 6 человек, от 23 и более часов -2 человека.
сколько времени ты проводишь перед компьютером? До 1 часа - 6 человек, от 1 до 3 часов 2 человека, от 3 и более часов –0 человек;
как часто ты болеешь? 1 раз в год - 2 человека 1 раз в триместр -5 человек, каждый месяц – 1 человек;
посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 4 человека, нет – 3 человека, редко - 1 человек;
часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 0 человек, нет – 0 человек, редко – 2 человека;
если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни или забыл форму;
нравится ли тебе уроки физкультуры? Да – 8 человек;
сколько времени в неделю занимаешься на секции? до 1часа – 1 человек, от 1 до 3 часов – 4 человека, от 3 и более часов –;
нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные игры? Да – 8 человек;
продолжительность занятий спортом (спортивные секции)? 1 год – 1человек, 2 года – 0 человек, 4 и более лет – 4 человека;занимаются ли в твоей семье спортом? Да – 0 человек, нет – 8 человек;
почему ты занимаешься в спортивных секциях? Респонденты отвечали, что
нравится.
Анализируя данное анкетирование, делаем вывод, что спортивные секции регулярно посещают 4 человека и 1человек редко . Посещают спортивные секции более 3 лет-4 человека.
Заключение
Мы смогли изучить процесс формирования мотивации здорового образа жизни, увидели влияние физической культуры на обучающихся, смогли провести самостоятельно исследование и пришли к выводу, что для того чтобы быть в хорошей физической форме мало заниматься на уроках физкультуры, нужно также ходить на дополнительные занятия и заниматься дома. Ведь иметь хорошую физическую форму также нужно, как и вести здоровый образ жизни.
И в заключении хотелось бы обратиться ко всем участникам конференции: занимайтесь спортом, ведите активный образ жизни, гуляйте на свежем воздухе и будьте здоровы.
Используемая литература:
В.И.Лях, А.А.Зданевич, учебник по ФК 9, 10 класс.
Источник: https://neurosys.ru/diagnostika/instrumentalnie-metodi/dynamometriya
9