СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание подрастающего поколения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

в условиях современного общества, для которого характерна высокая степень сложности протекающих в нем изменений, проблема формирования нравственной культуры приобретает особенную актуальность. Сегодня уже нет альтернативы перерастанию индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в духовной жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Поэтому особую значимость приобретают средства, способствующие формированию нравственной культуры молодежи, в частности средства массовой информации.

Просмотр содержимого документа
«Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание подрастающего поколения»



ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Воскресова А.В., Лазарева Е.Д.

МБОУ «Гимназия №7»,

Батайск

Аннотация: в условиях современного общества, для которого характерна высокая степень сложности протекающих в нем изменений, проблема формирования нравственной культуры приобретает особенную актуальность. Сегодня уже нет альтернативы перерастанию индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в духовной жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Поэтому особую значимость приобретают средства, способствующие формированию нравственной культуры молодежи, в частности средства массовой информации.

Ключевые слова: медиапространство, СМИ, нравственное воспитание, современное общество, исследование.



Современный подросток живёт в медиапространстве, которое составляет его новую среду обитания, действительность современной культуры. Средства массовой информации проникли во все сферы жизни. СМИ стали средством создания современного уклада жизни подрастающего поколения.

Информационный бум, ставший реальностью жизни нынешних школьников, привёл, с одной стороны, к включению России в масштабное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой – стал одним из важнейших факторов в формировании личных характеристик подростка.

Подрастающему поколению требуется информация для продвижения, духовного роста и установления ценностной ориентации. Эта проблема приобретает особую важность. У ребенка впервые появляется интерес к своему внутреннему миру. Этот интерес проявляется в размышлении над собственными мыслями, переживаниями, кризисе прежнего отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределённости. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию. Возникает задача создания условий для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Важная роль в её решении присуща духовно - нравственному воспитанию.

СМИ образуют систему иного образования, существенно отличающуюся от системы воспитания и обучения в школах. Из СМИ подросток берёт необходимую информацию о жизни в обществе, взаимоотношении людей и модели поведения, которые он проектирует на свою жизнь, поступки и решения, пытаясь воссоздать тот идеал, который ближе к его внутреннему «Я» или на который он стремится быть похожим в силу своих представлений о себе, жизни и его окружении [3].

Динамика использования продукции СМИ может служить показателем ценностных ориентиров молодежи. По данным социологических исследований, подростки предпочитают передачи развлекательного характера, а также посвящённые политике и бизнесу.

Расширение сферы видео культуры ведет к изменению досуга подростков. В недавнем прошлом большую роль в воспитании творческой активности и духовно - эстетических качеств молодого поколения играли дополнительные учреждения культуры, но в настоящее время стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях.

Если раньше телевизионные передачи строились в соответствии с возрастными, социальными, образовательными, профессиональными параметрами, что соответствовало ценностным структурам общества, то в постсоветский период картина, которую представляют собой наши медиа, сегодня аморфна, расплывчата, вторична.

Прежде существовал точный образ – модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура СМИ. В настоящее время нет достойного объекта для подражания в современной литературе и видеокультуре.

Засилье западных кино и видеофильмов с элементами жестокости или открытой ненависти, не даёт условий для позитивного самоутверждения молодёжи, предопределяют необходимость коррекции воспитательной политики, одной из важных задач которой должно стать формирование образа молодого героя в рамках СМИ.

За последнее время в мире было проведено много исследований, посвящённых влиянию телевидения на школьников. Результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и неодушевлённым предметам.

В.А. Сухомлинский повествовал о том, что важно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он указывал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6].

В настоящее время различия между СМИ и школой увеличиваются, поскольку потребление информации учителем и подростками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это очень серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и принадлежностью к разным слоям цивилизации. Можно ежедневно наблюдать изменения в мироощущении и речи школьников под влиянием СМИ. Но в школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением русского языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса и политики.

С точки зрения реализации функций СМИ развивающей, воспитывающей и развлекательной, преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и «мыльным операм», концертам звезд эстрады, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к чтению у старшеклассников катастрофически снижается.

Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.

В средствах массовой информации, таких как телевидение, Интернет чаще всего показана вымышленная картина жизни общества, фантастика. Преступления на экранах более жестоки и агрессивны, чем в реальном мире, и у зрителя может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасном по сравнению с действительностью. Если некоторые люди заимствуют с телеэкранов такое ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Во многих мультфильмах и кинофильмах часто отрицательные персонажи становятся героями, или негативное отношение одного героя к другому вызывает смех.

Отсюда может возникнуть склонность школьников выбирать агрессивные темы или изображать агрессивного персонажа мультфильмов в воображаемых играх.

Обратимся к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения ребенком информации. Выбор производится в соответствии с предпочтениями, потребностями, то есть личностными установками. В самом общем виде положение было сформулировано много лет назад исследователями Д. Райли и М. Райли, которые утверждали, что в условиях свободного выбора человек осознает, что он предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожиданий. [5] Кроме такого восприятия срабатывает некий барьер, обусловленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, "не дотягивающей" до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает полученные сведения, преобразовывая их под себя.

А то, как воспримет ребенок полученную информацию, зависит от нескольких факторов – окружения, обстоятельств, настроя и подтекста преподнесения информации[4].

Все эти факторы внешне воздействуют таким образом, что полученная информация может стать примером поведения для ребенка.

Характер личностных преобразований, имеющих место при активном увлечении СМИ, зависит от многих факторов. Поэтому уместно поставить под сомнение и другое широко распространенное убеждение: например, Джонатан Фридман утверждает, что имеющиеся «свидетельства не подтверждают мысль, что просмотр фильмов со сценами насилия вызывает агрессию». Другие же исследователи утверждают, что наблюдение за агрессивными действиями персонажей оказывает в лучшем случае лишь незначительное влияние на поведение наблюдателя. [1]

С целью выяснения, чем же заняты подростки в свободное время после занятий, нами был проведен опрос, в котором приняли участие ученики 9-11 классов МБОУ «Гимназия 7» города Батайска Ростовской области (142 человека).

По результатам опроса можно сделать вывод, что дети много времени тратят на компьютер, интернет, телевизор. Даже гуляя с друзьями, они часто увлечены игрой в телефонах или просматриванием страниц в социальных сетях.

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод об отрицательном влиянии СМИ на духовно-нравственное развитие детей. Чаще всего причина такого положения кроется в недостатке внимания близких и общения с ним



Библиографический список:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб, 2002г. - 247 с.

2.Дмитриева Н.В., Филь Т.А. Структура готовности к фасилитации педагога начальных классов / Журнал: Мир науки, культуры, образования, Новосибирск: Народное образование, 2013, №5 (42), С. 254-258.

3.Кордуэлл Майк Психология А-Я // Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.

4.Пятаков Е. Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки / Народное образование,

2004, N 4. - С. 242-250.

5.Романенко Н. М. Особенности восприятия телеинформации школьниками / Журнал: Педагогика, М. - 2003, №4, С. 46-48.

6.Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М: 1980, т.2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!