Влияние стиля семейного воспитания на формирование социальной активности ребенка.
Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие предъявляют новые требования к подрастающему поколению, главными из которых становится формирование социально активной, дееспособной личности, готовой к реализации своего личностного потенциала. В этой связи формирование социальной активности ребенка приобретает особую актуальность.
Семья является первичным институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой, то есть по средствам викарного наблюдения.
В классификации непосредственного взаимодействия родителей и детей Д. Баумринд [2] выделяет 4 стиля: авторитарньтй, авторитетный, либеральный и индифферентный.
Авторитарный характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием поощрения развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетенции детей. Авторитарный отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Отличительной особенностью либерального является теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощения. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутсвуют, уровень руководства недостаточен. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком проекции.
Проведение исследования Баумринда были направлены на изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование социальной активности ребенка. Психологи и педагоги давали разное определение социальной активности ребенка. По нашему представлению социальная активность является формой диалектической связи ребенка с окружающей действительностью, в которой проявляется единство внешнего и внутреннего отношения к деятельности, завясящее от объективного положения учащегося в предметно-социальной среде, форм самоутверждения и самореализациим, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальны опытом. Формирование социального опыта у ребенка будет определяться стилем родительского воспитания. Наиболее значимым параметрами, которые можно рассматривать как зависящие от стиля семейного воспитания, можно назвать: отношения враждебности/доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм/кооперация; доминирование в общении/уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность/подчинение и зависимость;
целенаправленность/импульсивность, волевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная). По результатам исследования удалось установить следующую взаимосвязь между стилем родительским воспитанием и формированием социально-ценных качеств личности. Так, при реализации авторитарные родители в воспитании полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. В последствии формировались следующие социально значимыс качества: неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции. Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми; чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность. Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку. Такие родители снисходительны и нетребовательные неорганизованные, имеют плохо налаженный быт. При этом стиле взаимодействия с детьми относительно редко и вяло делаются замечания, не обращается внимание на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе., что особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от девиантного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.
Итак, анализ литературы по проблеме влияния стиля семейного воспитания на формирование социальной активности ребенка показал, что сам по себе стиль родительского воспитания еще не однозначно определяет формирования тех или иных личностных особенностей. Но условия воспитания играют важную роль в формировании социальной активности личности. Наиболее благоприятный стиль для общения является авторитетный. Так как результатом этого стиля становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов, также характерны высокая степень ответственности компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе.
Литература:
1. Крылов, А. А. Психология. [Текст]/ Учебник /А.А. Крылов.— М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. - 584 с.
2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: Учебное пособие/О. А. Карабанова — М. Гардарики, 2005. —320 с.
3. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учебник для студ. сред. и высш. пед. заведений/Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр Академия», 1999. —232 с.
4. Ковалев, С. В. Психология современной семьи[Текст]: Кн. для учителя/С. В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.