СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние типа темперамента на обученность учащихся 5 класса.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины низкой успеваемости и низкой мотивации, дисциплины находятся не столько в предметной подготовке школьника, сколько в сфере взаимоотношений учитель – ученик и в социальных семейных условиях.

Каждый человек имеет свой темперамент. 

Для педагога важно знать, к чему обнаруживает способности ученик, и в какой мере способен ученик усваивать требования, предъявляемые деятельностью, а, следовательно, надо знать индивидуально-психологические характеристики обучающихся. В этом нам поможет знание темперамента каждого обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Влияние типа темперамента на обученность учащихся 5 класса.»

Влияние типа темперамента  на обученность учащихся 5 класса Надыкта О. Н., Педагог- психолог

Влияние типа темперамента на обученность учащихся 5 класса

Надыкта О. Н.,

Педагог- психолог

 Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

  • Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Типы темперамента. Сангвинический темперамент характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Типы темперамента.

  • Сангвинический темперамент характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе.

Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
  • Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
  • Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
  • Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Люди крайне редко обладают ярко выраженными чертами одного типа темперамента. Обычно один преобладает незначительно над другими.

Люди крайне редко обладают ярко выраженными чертами одного типа темперамента. Обычно один преобладает незначительно над другими.

Определение темперамента Немаловажным фактором, влияющем на обученность учащегося, является его активность, как свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на познавательном процессе.  В.М Русалов  Овчарова Т.И. Технологии практического психолога образования 2000г.

Определение темперамента

Немаловажным фактором, влияющем на обученность учащегося, является его активность, как свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на познавательном процессе.

В.М Русалов

Овчарова Т.И. Технологии практического психолога образования 2000г.

   Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям учебной деятельности – это формирование индивидуальной методической системы приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов обучения.

Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям учебной деятельности – это формирование индивидуальной методической системы приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов обучения.

Цели: Методы 1. Определение темперамента учащихся класса различными методами; Наблюдение на уроках и во внеурочное время; Проведение анкетирования с целью определения темперамента 2. Выявление индивидуальных особенностей личности для обоснования мер по повышению успеваемости. Создание индивидуальной методической системы каждого типа темперамента для повышения качества обученности учащихся.

Цели:

Методы

1. Определение темперамента учащихся класса различными методами;

  • Наблюдение на уроках и во внеурочное время;
  • Проведение анкетирования с целью определения темперамента

2. Выявление индивидуальных особенностей личности для обоснования мер по повышению успеваемости.

  • Создание индивидуальной методической системы каждого типа темперамента для повышения качества обученности учащихся.
№ п/п 1. ФИО Преобладающий тип темперамента Халид 2. сангвиник Анастасия 3. меланхолик Данил 4. флегматик Елизавета 5. 6. флегматик Диана 7. Алексей сангвиник Виктор 8. меланхолик 9. флегматик Наталья М. 10. Григорий сангвиник флегматик Семен 11. холерик Иван 12. флегматик Максим 13. холерик Наталья Х. сангвиник

п/п

1.

ФИО

Преобладающий тип темперамента

Халид

2.

сангвиник

Анастасия

3.

меланхолик

Данил

4.

флегматик

Елизавета

5.

6.

флегматик

Диана

7.

Алексей

сангвиник

Виктор

8.

меланхолик

9.

флегматик

Наталья М.

10.

Григорий

сангвиник

флегматик

Семен

11.

холерик

Иван

12.

флегматик

Максим

13.

холерик

Наталья Х.

сангвиник

Влияние темперамента на учебную деятельность   Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего – путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.

Влияние темперамента на учебную деятельность

  • Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего – путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.

 Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние.

  • Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние.
 Ученики–сангвиники. В качестве положительных  сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая  реакция, сметливость, быстрота перехода от одного  вида деятельности к другому. Они  жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
  • Ученики–сангвиники. В качестве положительных
  • сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая

реакция, сметливость, быстрота перехода от одного

вида деятельности к другому. Они

жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.

Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

  • Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников.

Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!