СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние тревоги на психическое и физическое здоровье школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Актуальность исследований по психологическому здоровью старших школьников определяется наличием целого ряда факторов, присущих образовательной среде и неблагоприятно влияющих на физическое и психическое состояние. Рост психологического стресса в выпускных классах, ожидание предстоящих экзаменов, неопределенность будущего, трудности социальной адаптации в период личностного самоопределения и другое приводят к эмоциональному напряжению среди школьников. Переживаемое напряжение и его последствия представляют собой серьезную угрозу психическому и психологическому здоровью старшеклассника.

           Изучение этой проблемы в теоретическом и экспериментальном аспектах, на мой взгляд, будет способствовать более эффективной практике образовательно-воспитательной среды отечественной системы образования с точки зрения сохранения и развития основных компонентов психологического здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Влияние тревоги на психическое и физическое здоровье школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области








ПРОЕКТ

по направлению: Биология и обществознание


Влияние тревоги на психическое и физическое здоровье школьников


Тип проекта: практико-ориентированный




Выполнил(а):

Епишева Варвара Дмитриевна

Класс: 11

Руководитель:

Епишева Елена Владимировна,

учитель биологии



Работа допущена к защите:

«_____»_______ 20_____г

Работа защищена:

«_____»_______ 20_____г

Председатель АК

______________________


2023-2024 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ…………………………………………………………...6

1.1 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…………......6

1.2. Проблемы и причины школьной тревожности……………………………......9

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………………………………………………………….11

2.1 Организация и методики исследования тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников…………………………………..11

2.2 Анализ результатов исследования тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников…………………………………..11

2.3 Коррекционно-развивающая программа по нивелированию тревожности старшеклассников…………………………………………………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..16

Приложение1………………………………………………………………………..18



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в сложных экономических и экологических условиях проблема психологического здоровья выходит на первый план в начале наступившего тысячелетия. Трудность обсуждаемой темы заключается в том, что в менталитете россиян термин «здоровье» однозначно связан с медициной, а его нарушения с различными направлениями традиционной и нетрадиционной медицины.

Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется повышенным вниманием к человеку, как особой целостной системе, которая должна характеризоваться не только физическим и психическим здоровьем, но и благосостоянием в познавательной, личностной, социальной сферах жизни.

Актуальность исследований по психологическому здоровью старших школьников определяется наличием целого ряда факторов, присущих образовательной среде и неблагоприятно влияющих на физическое и психическое состояние. Рост психологического стресса в выпускных классах, ожидание предстоящих экзаменов, неопределенность будущего, трудности социальной адаптации в период личностного самоопределения и другое приводят к эмоциональному напряжению среди школьников. Переживаемое напряжение и его последствия представляют собой серьезную угрозу психическому и психологическому здоровью старшеклассника.

Изучение этой проблемы в теоретическом и экспериментальном аспектах, на мой взгляд, будет способствовать более эффективной практике образовательно-воспитательной среды отечественной системы образования с точки зрения сохранения и развития основных компонентов психологического здоровья.

На сегодняшний день наиболее распространенными заболеваниями являются невротические расстройства. Эта проблема особенно остро стоит в подростковом и юношеском возрасте.

В ряду предневротических расстройств особое место занимает высокая тревожность личности. Большинство исследователей считают высокий уровень тревожности серьезным симптомом личностного неблагополучия и низкого уровня психологического здоровья.

Известно, что тревожность, закрепившись, становится довольно устойчивым образованием. Поэтому очень важно вовремя «разглядеть» тревожного старшеклассника за нехарактерными внешними поведенческими проявлениями и предотвратить развитие тревожности в невротическое расстройство.

В этой связи сегодня особое внимание уделяется изучению тревожности с целью разработки эффективных программ психокоррекции повышенного и высокого уровня тревожности, что, в свою очередь, не только становится одной из центральных проблем практической психологии, но и приобретает статус социально значимого фактора в стабилизации общественной жизни.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия и дезадаптации личности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в школьных условиях.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня школа признана социально неблагоприятным фактором. Следствием таких побочных эффектов часто является нарушение психологического здоровья учащихся.

Одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Необходимость решения этой проблемы сегодня особенно возрастает, когда число детей, испытывающих эмоциональные проблемы, связанные со школой, быстро растет. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.

Поэтому проблема высокой тревожности в школе, как показатель эмоционального неблагополучия учащихся, влияет не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успех образовательной деятельности и является весьма актуальной.

Таким образом, актуальность исследования объясняется необходимостью изучать тревожность с целью сохранения и поддержания психологического здоровья старшеклассников.

Цель исследования: на основе теоретического и практического изучения тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников, составить программу по нивелированию общего уровня тревожности у учащихся и научить их справляться со стрессом с помощью специальных полу-игровых упражнений.

Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников 9-11 классов.

Предмет исследования: тревожность, как компонент психологического здоровья старшеклассников.

Была сформулирована следующая гипотеза:

Я предполагаю, что у старшеклассников повышенный уровень тревожности, который проявляется в эмоциональном напряжении, стрессовом состоянии, и неуверенности в себе, а разработанная и внедренная система коррекционно-развивающих мероприятий будет эффективна, если будет направлена на коррекцию вышеуказанных проявлений.

Для достижения поставленной цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность основных понятий исследования;

2. Провести изучение уровня психологического здоровья и тревожности старшеклассников;

3. На основе результатов исследования составить программу по снижению общего уровня тревожности у учеников.

4. Создать продукт (программа и буклет для педагогов и родителей)

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические (анализ, сравнение), эмпирические (тестирование).

Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологического здоровья старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в работе психологических служб образовательных учреждений со старшеклассниками, имеющими высокий уровень тревожности. Также, разработанное мною комплексное мероприятие может использоваться в дальнейшей деятельности педагогов и педагогов-психологов.



















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК КОМПАНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе

На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, беспокойство, волнение, нервозность и переживается в виде чувства беспомощности.

Психологический словарь дает следующее определение: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным тревожным переживаниям, а также к низкому порогу его возникновения».

Тревожность считается переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неприятностей, предчувствием непосредственной опасности.

Определенный уровень тревожности – естественная и незаменимая особенность активной деятельности человека. У каждого человека есть свой оптимальный или желательный уровень тревоги – это так называемая полезная тревога. Оценка человеком его состояния в этом отношении является важной составляющей самоконтроля и самовоспитания. Тем не менее, повышенный уровень беспокойства может способствовать плохому личностному развитию в целом.

В различных ситуациях проявления тревожности неодинаковы. В некоторых случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других – они находят свое беспокойство только время от времени, в зависимости от обстоятельств, которые складываются.

Ситуативно-устойчивые проявления тревоги обычно называются личными и связаны с наличием соответствующей индивидуальной черты человека (так называемая «личностная тревожность»).

Это устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает, что он имеет тенденцию воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них с определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется, воспринимая определенные раздражители, воспринимаемые человеком как опасные, связанные с конкретными ситуациями, угрозы его престижу, самоуважению, самооценке. Ситуативно-изменчивые проявления тревожности называются ситуативными, а особенность человека, проявляющего такое беспокойство, называется «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно пережитыми эмоциями: стрессом, беспокойством, напряжением, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может отличаться по интенсивности и динамике с течением времени. Человек с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий его мир как опасный в гораздо большей степени, чем человек с низким уровнем личностной тревожности.

Анализируя психологические исследования, которые существуют до настоящего времени, я пришла к выводу, что тревожность рассматривается в таких источниках, как классические теории эмоций, психоанализ, неофрейдизм, теория научения.

В классических теориях эмоций тревожность рассматривается как:

1 - форма страха (Джемс-Ланге),

2 - эмоциональное состояние, которое сочетает в себе страх, негодование, чувство вины и т. д. (К. Изард).

В психоанализе она рассматривается как переживание человеком отрицательных эмоций; бессилие, неясность и растерянность. Зигмунд Фрейд считал, что тревожность имеет такие особенности, как: уникальное восприятие негативной ситуации, психосоматические реакции, которые соответствуют ощущениям, и осознание этого чувства. Фрейд также выделял типы тревожности: 1) объективную - угроза в окружающей среде человека; 2) невротическую - угроза, которая неясна и незнакома человеку; 3) моральную - «тревожность совести», состоит из угрозы в окружающей среде и неопределенной опасности.

Анна Фрейд, как и ее отец, выделяла типы тревожности: объективную; страх перед Супер-Эго, личными инстинктами, их силой. Тревожность, по словам А. Фрейд, является основной причиной невроза, из-за чего появляются защитные реакции.

В неофрейдизме Карен Хорни ввела понятие «базальной тревожности», которая служит для обозначения переживания глубокой нестабильности и неясного страха. Для ребенка это чувство отчуждения и смятения в окружающем его мире, который кажется ему недоброжелательным по отношению к нему.

Тревожность и снижение ее уровня в теории научения имеет базовое положение в социализации ребенка. Под влиянием тревожности ребенок может развивать как положительные личностные качества, так и негативные, например, агрессию, неуверенность в себе, зависимость (Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, Р. Уолтерс).

Впервые определение тревожности было выделено Дж. Тейлором, которое также используется сегодня многими психологами-исследователями. Он понимает тревожность, восприятие нейтральной ситуации как опасную и, соответственно, желание избежать воображаемой опасности.

Тревожность в отечественной психологии делится на эмоциональное состояние и устойчивую черту личности. Ю.Л. Ханин говорит, что беспокойство как состояние является реакцией на различные стрессоры, характеризующиеся непостоянством во времени, насыщенностью, наличием сознательного переживания опасности, вызывающее беспокойство, которое активизирует вегетативную нервную систему. Тревожность как стабильная черта личности определяется Ханиным как склонность человека испытывать беспокойство - низкий уровень появления реакции тревоги.

Как уже упоминалось, тревожность делится на ситуативную и личностную, проявляющуюся в предрасположенности к многочисленным и интенсивным переживаниям. Наряду с этими видами существует постоянная (устойчивая) тревожность в любой области деятельности - общая тревожность. Она своеобразная и индивидуальная для каждого человека, изменяющаяся в зависимости от степени значимости для человека.

Психологи-практики в повседневной профессиональной жизни используют термины «тревога» и «тревожность» как идентичные, но в психологической науке определения этих терминов различны. Разделение этих понятий присутствует как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке (Н. Д. Левитов, 1969, А. М. Прихожан, 1977, 1998, Ч. Д. Спилбергер, 1983, Я. Л. Ханин, 1976, Хекхаузен, 1986 и др.).

Определение «тревога» в «Кратком психологическом словаре» означает эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятных событий.

Тревога – это волнение, которое возникает, когда опасности подвергаются его ценности, его представления о себе, его социальный статус. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью расстройства социальных потребностей.

Термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий и физиологической активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает определенный стимул или ситуацию как несущий в себе фактические или потенциальные элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и по времени в зависимости от уровня стресса, которому подвергается индивид.

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется, как склонность человека испытывать беспокойство, характеризующееся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно стабильных (устойчивых) индивидуальных различий в тенденции индивидуума испытать определенное состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить на основе того, насколько часто и насколько интенсивно человек испытывает тревогу. Человек с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий его мир как угрозу и опасность в гораздо большей степени, чем человек с низким уровнем тревожности.

1.2. Проблемы и причины школьной тревожности

Школьная тревожность – это очень широкое понятие, которое включает в себя все неблагополучные аспекты в школьной жизни. Сюда входят отношения с педагогами, качество освоения программы, отрицательные оценки со стороны окружающих, неблагоприятные ситуации, возникающие в учебном пространстве. Всё это вызывает у подростка тревогу, растерянность и беспокойство.

Тревожность в школьные годы не избежать, так как обучающиеся постоянно находятся в поле познавательной деятельности. А любая познавательная деятельность – это постижение чего-то нового и неизведанного. Отсюда можно сделать вывод, что этот процесс напрямую связан с тревожностью учеников.

Устранить тревожность невозможно, так как без этого компонента невозможна успешность освоения новых знаний и умений. Оптимальная учёба, по сути, должна состоять из правильного распределения тревожности на всем пути обучения. Единственное, что нужно правильно распределять эту самую тревожность, руководствуясь использованием индивидуального подхода к обучающимся. Важно найти золотую середину. Если значение тревожности преувеличить, то можно перейти на дезорганизующую тревожность, которая не приносит пользу обучающимся, а только останавливает на достигнутом.

Исходя из темы моей работы, оценочно – экзаменационная ситуация является причиной тревожности старшеклассника.

Проверка уровня интеллекта является одним из наиболее дискомфортных факторов, присутствующих в жизни обучающегося. Здесь большую роль играет стремление к престижу, социального одобрения в глазах родителей, друзей, педагогов.

Бойко В.В. считает, что главной причиной такой тревожности является неопределенность представлений об исходе данной ситуации. Те дети, тревожность которых является устойчивой личностной особенностью, проще воспринимают письменную форму ответа на экзамене.

Ведь такие беспокоящие факторы, как контакт с учителем и публичность ответа невозможны в такой форме ответа. Чем выше тревожность, тем труднее воспринимаются те ситуации, которые оказывают влияние на собственную самооценку. А значит и большой процент срабатывания дезорганизующей тревожности.

Однако, тревога, связанная с экзаменами, охватывает и тех детей, которые не обладают тревожными чертами личности. В этом случае она объясняется только экзаменационными факторами и может обернуться дезорганизующейся тревожностью. А такая тревожность помешает раскрыться с лучшей стороны на экзамене. А также окажет отрицательное воздействие на тот материал, который был на «отлично» освоен ребёнком.

Тревожность делает весьма резкий скачок именно к 9-11 классу. До этого времени подросток проявляет безразличие к оценкам, мнению взрослых и успешности освоенного материала. Но с приближением к экзаменационному этапу тревожность вырастает до огромных размеров. Данные Дубровиной И.В. показывают, что до 14-15 лет у подростков преобладает межличностная тревожность. А к 16-17 годам доминирует самооценочная тревожность. Это можно объяснить тем, что подходит время профессионального самоопределения и определения жизненного пути. И результаты экзаменов напрямую связаны с этими компонентами. Поэтому экзамены очень тревожат старшеклассников и многим не дают спать по ночам.

Экзаменационный стресс сопровождает бесконечными вариантами выбора дальнейших действий, которые постоянно подкрепляются родителями и друзьями. Каждый старшеклассник переживает ответственность совершаемого выбора. Ведь в этот период не только нужно готовиться к экзаменам, но и одновременно думать и решать, как поступить в следующей взрослой жизни. Но прежде всего, нужно успешно сдать экзамены, переживая и беспокоясь о результатах.

Школьная тревожность старшеклассников проявляется отчетливыми формами поведения. Одни начинают старательную подготовку и очень внимательно относятся к процедуре экзамена. А другие наоборот демонстрируют полный отказ от подготовки. Последние относятся к детям с «выученной беспомощностью». Этот год ставит серьезные задачи перед каждым выпускником, и такие ребята показывают полное безразличие к своему будущему и ко всем вопросам, касающимся его.







2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ КАК КОМПАНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТРАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1.Организация и методики исследования тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников

В данном исследовании приняли участие обучающиеся 9-11 класса МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа». Общий размер выборки - 45 человек.
Цель данного исследования: выяснить уровень тревоги среди респондентов.

2.2 Анализ результатов исследования тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников

Рис.1. Результаты диагностики уровня тревожности у старшеклассников

Наличие у старшеклассников высокого уровня тревожности является показанием к проведению психолого-педагогической коррекции с целью стабилизации эмоционального состояния на пороге вступления ребят, во взрослую самостоятельную жизнь.

Современная психологическая наука обладает огромным методическим инструментарием для коррекции высокого уровня тревожности. Но при всем многообразии подходов, выявлена общая тенденция, коррекционная работа должна осуществляться в четырех основных направлениях: повышение самооценки, обучение умению снимать мышечное напряжение, отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях, развитие рефлексии.

Наиболее приоритетной формой проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение уровня тревожности старших школьников, является работа в группе, так как именно в группе проявляются все механизмы психологического воздействия.

2.3 Коррекционно-развивающая программа по нивелированию тревожности старшеклассников

На основе результатов констатирующего исследования была подобрана программа занятий и упражнений психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у старшеклассников.

Цель программы: снижение уровня тревожности старших школьников.

Задачи программы:

1. Повысить уровень компетентности учащихся в ситуациях межличностного взаимодействия.

  • Отработать приемы, позволяющие старшеклассникам справиться с тревогой.

  • Формировать устойчивую положительную самооценку и развить навыки саморегуляции старшеклассников.

  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение учащихся 9-11 класса.

  • Помочь старшеклассникам лучше узнать себя свои сильные стороны.

  • Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.

  • Научить старшеклассников наиболее полно реализовывать себя в общении и деятельности.

  • Развить средства самопознания старших школьников.

Программа предусмотрена для работы с людьми юношеского возраста от 15 до 20 лет.

Продолжительность занятия от 1 до 1,5 часа. Численность участников в группе 10-20 человек.

В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного типа, а также психогимнастика.

Родителям учащихся с высоким уровнем тревожности и педагогам, работающим с данными старшеклассниками, были даны следующие рекомендации по осуществлению взаимодействия с ними.

Тревожность представляет собой субъективное переживание дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние, характеризующееся как ситуативная тревога и тревожность как устойчивое свойство, черту личности. Некоторый уровень тревожности является необходимым, он характеризуется как мобилизующий, это так называемая полезная тревожность.

На возникновение тревожности в старшем школьном возрасте оказывают влияние: изменения, происходящие во внешности подростка, сомнения здесь продиктованы мнимым несоответствием, декларируемым в средствах массовой информации, эталонам красоты; характер взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми; тип взаимоотношений с родителями; школьная успеваемость, но главное это необходимость личностного и профессионального самоопределения старшеклассника.

Тревожность проявляется в изменении уровня притязания личности, в снижении самооценки, нерешительности, неуверенности в себе. Наблюдается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как социальная активность, принципиальность, стремление к лидерству, решительность, уверенность, работоспособность и другими. Поэтому наличие у старших школьников высокого уровня тревожности, является показанием к проведению коррекционных мероприятий, направленных на ее снижение.

Наиболее приоритетной формой проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение уровня тревожности старших школьников, является работа в группе, так как именно в группе проявляются все механизмы психологического воздействия.



Заключение

В результате работы я познакомилась с тревожностью и психологическим здоровьем, выявила причины возникновения тревожности у старших школьников.

С помощью теоретического анализа мне удалось выяснить, что тревожность – психическое свойство, которое имеет эмоциональную окраску и свою специфику поведения. Я определила формы тревожности – мобилизующая и дезорганизующая.

Также мне удалось установить взаимосвязь этих форм и соотнести их со старшим возрастом.

Тревожность начинает свой сенситивный период в старшем подростковом возрасте. В возрасте бурном и противоречивом. Старшеклассник, входя во взрослую и осознанную жизнь, всё больше начинает тревожиться из-за факторов, действующих на него. Это отношения с социумом, переоценка ценностей, поиск своего «Я», профессиональная профориентация и приближающиеся экзамены.

В настоящее время общественность выделяет данную проблему, как одну из острых проблем образования. Как нивелировать тревожность старшеклассников? Как помочь безболезненно пройти подготовку к экзаменам? Ответы на все эти вопросы ищут педагоги, родители, психологи. От внутреннего психологического состояния старшеклассника очень зависит положительный исход экзамена.

В то же время как результат экзамена зависит от будущей жизни: поступление в колледж либо в ВУЗ. В ходе практического исследования мне не только удалось выявить уровень тревожности обучающихся, но и выделить виды опасений старшеклассников. В связи с этим была подобрана программа по нивелированию тревожности у старшеклассников в период подготовке к ГИА.

Выводы:

1.Поставленная цель исследования была достигнута.

2. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы тревожности у старших школьников во время подготовки к экзаменам были выполнены.

3. Была проведена диагностика и подобрана программа по нивелированию тревожности у старшеклассников, которая дала положительную динамику изменений.

4. Эмпирическое исследование показало, что старшие подростки имеют высокий уровень тревожности перед экзаменами. Это связано с опасениями отрицательных оценок, груза ответственности за своё будущее и желание быть социально – желаемым.

5. В ходе проведенного эмпирического исследования было выявлено, что программа «Нивелирование тревожности старшеклассников » оказывает положительное влияние на снижение уровня тревожности и снятию напряжения.

6. В программу нивелирования тревожности у старших школьников входили разные методы и формы работы педагога-психолога с детьми: тренинги, игры, классные часы с элементами мозгового штурма, минилекции, дискуссии, в которых дети участвовали особенно охотно. Разнообразные формы и методы работы позволили заинтересовать старших школьников, они проявляли интерес к происходящему, благодаря чему достигли нужных результатов.

7. Подтверждена гипотеза, которую выдвинула в начале работы. Составлены рекомендации для снижения уровня тревожности родителям и старшим школьникам.



СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - 8-е изд. - М.: Академич. проект, 2013, - 496 с.

2. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. — 2013. — № 2. — С. 168-175.

3. Артюхов А.В. Профориентация как процесс профессионального самоопределения школьников / А.В. Артюхов, А.Л. Колтунов // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 9. – №11.

4. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды / И. А. Баева // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – № 4.

5. Белова Л.В. Роль самооценки и самокомпенсации в саморазвитии личности старшеклассника//Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. - № 6.

6. Бородовская,Н. В. Вызовы времени и новые моделиразвивающей образовательной среды / Н. В. Бородовская // Человек и образование. –2013. – № 2.

7. Васильева, Н. Н. Психологическая безопасность - основа эффективности образовательного процесса: мониторинг в школах / Н. Н. Васильева ; интервьюер О. Галузина // Нарконет. – 2015. – № 10.

8. Вахрушева, И. Стоя на одной ноге: как подростки решают проблемы / И. Вахрушева // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. — 2014. — № 10 (143). — С. 36-37.

9. Волков Б.С., Психология подростка: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013, - 208 с.

10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 2014. 196 с.

11. Золотова Т.Н. Психология стресса. – М.: Книголюб, 2008. – 192 с. (ВУЗ: Учебно-методические материалы).

12. Иванова, И. В. Феноменология саморазвития личности / И. В. Иванова //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 4

13. Микляева А.М., Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, коррекция, развитие. М., 2015. 259 с.

14. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 c.

15. Орлова А.А. Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – №2

16. Поливанова К.Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2013. - № 1.

17. Потапов, С.; Вакса, О. Этикет для подростков, или искусство нравиться себе и другим; М.: АСТ-Пресс - Москва, 2013. - 368 c.

18. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. С. 11 - 17.

19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP-011.HTM, 2015. – C.11 – 17.

20. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

21. Садкина, Т. М. Образованность как фундамент личности / Т. М. Садкина // Человек в мире культуры. – 2014. – № 1.

22. Спилбергер Ч. [Spielberger C.], Карандышев В.Н., Лебедева М.С. Изучение оценочной тревожности. М., 2004. 80 с.

23. Федина, Л. В. Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников / Л. В. Федина // Научнопедагогическое обозрение. — 2017. — № 2 (16)

24. Фрейд З. [Freud] Истерия и страх. М., 1980. 320 с.





























Приложение 1

Программа "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Пояснительная записка

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как формы экзамена появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

При разработке программы "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ" я опирались на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.

Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ГИА, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену.

Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Цель: психологическая подготовка выпускников к основному государственному экзамену.

Методы и техники, используемые в занятиях:

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Телесно-ориентированные техники.

Диагностические методики

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приемам эффективного запоминания

8. Обучение методам работы с текстом.

Хронометраж занятий.

В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа.

Ожидаемые результаты:

• повысится сопротивляемость к стрессу;

• сформируется психологическая защищенность;

• сформируется уверенность в своих силах;

• формирование навыков поведения на экзамене;

• осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;

• развитие коммуникативных умений и навыков;

• успешная сдача основного государственного экзамена каждым выпускником;

• результаты основного государственного экзамена соответствуют потенциальным возможностям выпускников.

Занятие Как управлять негативными эмоциями?

Задачи:

1. Обучение способам избавления от негативных эмоций.

2. Снятие эмоционального напряжения

1. Приветствие. Каждый участник приветствует других любыми словами или жестами. Остальные – повторяют эти слова приветствия или копируют жест, возвращая тем самым приветствие его владельцу.

2. Разминка Упражнение "Следствия вели…

Участвуют все присутствующие. Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника, почему это хорошо. Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго участника, почему то, что сказал первый участник, плохо и т.д. (чередуя плохие и хорошие следствия) Например, исходная ситуация: "Промочить ноги"

3. Мини-лекция: "Как управлять своими эмоциями" Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжить работу, мешают собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда Вы уже испытываете эти эмоции? Можно разрядить свои эмоции, поговорив с теми людьми, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Произвести любые спонтанные звуки – напряжение может быть "заперто" в горле. Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов. А сейчас мы выполним несколько упражнений на снятие эмоционального напряжения: Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Слегка помассируйте кончик мизинца. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Аааааа". Представьте себе, что при этом из Вас "вытекает" ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук "Ааааа" все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут Вас полностью. На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже (30 сек.) Вы заметили, что сохранили свои силы?

4. Упражнение "Стряхни" Учащимся сообщается: "Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену". Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: "Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?" Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с Вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если Вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее. После проведения упражнения – обсуждение самочувствия.

5. Упражнение. "Снежки» Рабочее пространство комнаты делится на 2 равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись "на первый – второй". Газетные листы надо скомкать в "снежки". По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала "Стоп" окажется меньше снежков.

6. Подведение итогов занятия


Занятие Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания.

Задачи: • Ознакомление учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации;

• Отработка приемов сохранения самообладания, необходимым учащимся в ходе сдачи экзамена.

1. Приветствие. Упражнение "Великий мастер" Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов "Я – великий мастер…". Его задача – убедить остальных в том, что он – "великий мастер". После того, как участник убедит группу, группа награждает его аплодисментами.

2. Разминка Упражнение "Поменяйтесь местами те, кто…" Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из учащихся) говорит "Поменяйтесь местами те, кто…", а далее называет какой-нибудь признак, по которому все, соответствующие этому признаку меняются местами. Тот, кто не успел найти себе места, становится ведущим. Признаки могут касаться внешнего вида ("… те, у кого одежда красного цвета"), настроения, привычек, хобби и т.д.

3.Упражнение. "Эксперимент" (15-20 мин.) Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным, на первый взгляд, набором букв, и дается задание прочитать текст за 30 секунд. ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОнаКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГУщиХ ног. После завершения задания проводится обсуждение: Сразу ли вы справились с заданием? Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание? Как развить самообладание?

4. Мини-лекция "Экспресс-приемы волевой мобилизации" В сложных условиях учебной деятельности, например, во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, у учащихся часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу. Эти приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств. Я расскажу Вам о том, как эти упражнения выполнять, и Вы попробуете выполнить их по одному разу самостоятельно.

5. Упражнение. "Волевое дыхание" Участникам сообщают: "Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад. После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается. Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

6. Упражнение. "Приятно вспомнить" Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения похожих проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: "Я решал задачи и посложнее, решу и эту!"

7. Подведение итогов занятия.

Занятие Экзамен – это не страшно!

Необходимые материалы: «экзаменационные билеты», ватман, маркер (фломастер), скотч.

Ход занятия 1. Вступление (цель — обращение к материалу предыдущего занятия).

2. «Ответ на экзамене» (цель — создание условий для репетиции экзаменационного ответа на основе позитивного личностного эталона). Ребятам предлагается пофантазировать и представить, что экзамен будет проводиться в форме ответов на билеты. Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа вытаскивает экзаменационный билет №13.

□ Билет № 13. Расскажите об особенностях жанра «Современный детский роман»: сюжет, приемы, герои.

□ Билет № 13. Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

□ Билет № 13. Докажите теорему о равнобедренном круге.

□ Билет № 13. Расскажите об обычаях и языке племени тумба-юмба.

□ Билет № 13. Осветите вопрос о мировоззрении Бабы Яги.

Задача подгруппы: подготовить коллективный ответ (должен поучаствовать каждый),. Результаты работы представляются классу. В случае затруднений в группе ведущий может «подкинуть» пару идей ее участникам.

3. Памятка (цель — ассимиляция опыта). На основе обсуждения итогов упражнения «Ответ на экзамене» составляется памятка «Как вести себя на экзамене». Результаты фиксируются на листе ватмана, который вывешивается на стене в классном кабинете.

Занятие. Экзамен и здоровье

Необходимые материалы: бланки с контурными изображениями человека, цветные карандаши, плакат с контурным изображением человека, маркер (фломастер), скотч.

Ход занятия 1. Вступление (цель — постановка проблемы занятия). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает контурный рисунок человека и задание: цветными карандашами отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова — «перегрузка»). На плакате составляется обобщенный вариант. Некоторым группам не сразу понятно задание, им могут помочь наводящие вопросы.

2. «Первая помощь»

Цель: создание условий для осознания путей заботы о собственном здоровье в период экзаменов.

Организуется обсуждение: как помочь заштрихованным частям организма во время экзамена (например, помочь глазам — это значит читать в хорошо освещенном помещении, не читать лежа, читать в очках, если они тебе прописаны, воздержаться от длительного просмотра телевизора и работы на компьютере и т. д.). Результаты фиксируются на плакате. Готовый плакат должен получить название (в обсуждении). Он остается в кабинете класса.

3. «Значок»

Цель: психологическое завершение занятий. Каждый составляет эмблему на тему «К экзаменам готов!» Эмблемы подписываются и наклеиваются на любой из плакатов, оформленных в течение занятий.

Ведущий подводит итоги встреч, подчеркивая вклад каждого из ребят в достигнутый результат.