Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Читы
Исследовательская работа
по психологии на тему:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
или влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся
Выполнила:
Бутырская Лиза
3 «а» класс
Руководитель:
Ширибазарова
Наталья Юрьевна
Чита 2016 г.
Введение
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только бело-серым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получается! Наступил бы цветовой или сенсорный голод – массовое тяжелое заболевание, вызванное единообразием среды. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Человек живет в мире цвета и воспринимает его посредством цвета.
У цвета есть эмоциональная сила, вызывающая настроение, которое влияет на человека, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, может вызвать или подавить желание работать. Цвет помогает людям общаться друг с другом. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.
Настроение учащихся играет большую роль в учебном процессе. Испытывая «подавленное» настроение ученик не может в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не полностью усвоит учебный материал, будет пассивным и вялым.
Мы попытались рассмотреть вопросы, касающиеся необычных свойств цвета, его влияния на самочувствие и настроение человека.
В связи с этим целью нашего исследования является изучение влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся и разработка рекомендации по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.
Исходя из выше изложенного, была выдвинута гипотеза – цвет оказывает значительное влияние на настроение учащихся и их поведение.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:
Определение понятия «что такое цвет?»;
Что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека;
Проведение анкетирования и эксперимента среди учащихся для определения особенностей восприятия ими цвета и осуществление анализа данных полученных в ходе исследования;
Разработка рекомендаций по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.
Организация и методы исследования состояли из двух этапов диагностического и аналитического. Для определения эмоционального состояния использовались анкетирование и эксперимент.
Практическая ценность работы – разработаны рекомендации по созданию условий обучения детей путем подбора цветового дизайна помещения и школьной формы.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №52 с учащимися 3 «а» класса в количестве 26 человек.
1. История цвета, понятие о цвете
Цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным.
Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на физиологические системы всего организма, цвет создает настроение. Цвет может влиять и на наше настроение, рассказать многое о нашем характере.
Первой научной систематизацией цветов и их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный. Сам спектр был открыт Исааком Ньютоном (1643-1727 гг.), при помощи преломления солнечного луча треугольной призмой и стеклом.
Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и телом – цвет воздействует не только на наше настроение, но и на наше самочувствие, здоровье и организм в целом. Цветолечение применялось с давних времен.
Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.
Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний.
2.Влияние цвета на здоровье людей
Ученые выделили физиологические и психологические составляющие воздействия цвета на человека.
Например:
Красный цвет:
стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне;
обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке;
стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость;
убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы;
в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение;
расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание;
стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит.
Желтый цвет:
Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги;
освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пассивности;
способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память;
очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете;
положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени, запорах;
лечит некоторые кожные заболевания.
Синий и голубой цвет:
снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу;
способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуиции;
в больших количествах вызывает сонливость и грусть;
помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности;
сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами;
усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах;
уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть.
Зеленый цвет:
порождает чувство любви, помогает быть ближе друг к другу, создает ощущение гармонии как внутри человека, так и в его отношениях с окружающими;
поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека;
мобилизует мышцы и повышает работоспособность, помогает при неуравновешенности, злобе, грубости, эмоциональном возбуждении;
оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие;
помогает при заболеваниях сердца, болезнях легких и гриппе.
3. Анализ и результаты исследовательской работы
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №52 с учащимися 3 «а» класса в количестве 26 человек.
Для проведения исследования была составлена анкета, которая выявляет какому цвету отдают предпочтение учащиеся.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1 .Твой любимый цвет?
2.Твой любимый овощ или фрукт?
3.В какой цвет ты бы покрасил школьный кабинет? Почему?
4.Какой цвет должен быть в одежде ученика, для того чтобы он хорошо учился?
5.Веришь ли ты в то, что цвет может вылечить человека от заболеваний?
Анкета выявила следующие результаты:
Предпочтение в большинстве случаев ребята отдают зеленому, красному и синему цвету. Предпочитающие синий цвет 6 человек - склонны к спокойствию, меланхолии, самопожертвованию, преданны своим друзьям, любят порядок и чистоту.
Красный цвет (4 ребенка) выражает у учащихся активность, энергию, жизненные силы, силу воли. Зеленый (6 детей) - стремятся к самоутверждению, уважению, превосходству, испытывают уверенность и независимость.
Ответ на вопрос «Твой любимый овощ или фрукт?» говорит о том, что именно любимые овощи и фрукты, которые мы часто едим, дают нам понять – какого цвета действительно не хватает. Результаты анкетирования показали, что в классе у 12 детей недостаток желтого цвета, у 6 – красного цвета, у 5 – зеленого цвета, у 3 – оранжевого цвета, у 2 детей недостает коричневого цвета и у 1 ребенка фиолетового цвета.
Диаграмма 2. Результаты выбора на вопрос
«Твой любимый овощ или фрукт?»
Предпочтения цвета в интерьере школы у детей разошлись: 6 человек предпочитают белый цвет; желтый – 5 человек; синий и его оттенки – 4 человека, красный цвет выбрали 3 человека, зеленый 4 выбора; черный 2 выбора, оранжевый 1 выбор. На вопрос «Почему?» все ребята ответили, что данные цвета очень нравятся. Например: синий, белый – не раздражает глаза, белый, зеленый, голубой, желтый – приятные, успокаивают и создают комфорт.
Диаграмма 3. Результаты выбора на вопрос
«В какой цвет ты бы покрасил школьный кабинет?»
16 человек не верят, что цвет может излечивать человека.
Я решила проверить свою гипотезу, оказывает ли цвет влияние на настроение и поведение детей?
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при оформлении класса, а также организации учебной деятельности. Для этого мы устроили разноцветные дни «красный», «зеленый» и «желтый».
5 декабря 2015 г., устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, в классе присутствовали только красные цвета. Весь учебный день провели в этом кабинете.
С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым, красный цвет дал бодрость и уверенность в себе.
С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к появлению раздражения у детей и даже агрессии. Ученики с повышенной активностью крутились, бегали, прыгали, кричали с места, были очень возбужденные и те дети, которые всегда были спокойные. В связи с этим возможно использование красного цвета в интерьере класса, но не в больших количествах.
11 декабря 2015 г.«зеленый день»:
Отмечалась спокойная обстановка, дети не шумели, но активность на уроке была не такая как обычно. Зеленый цвет способствовал желанию больше отдохнуть, чем работать. Общее настроение в классе хорошее. Преобладают положительные эмоции. Возможно использование зеленого цвета в окраске класса, но в сочетании с другими цветами.
18 декабря 2015 г. организовали «желтый день»:
В связи с тем, что у ребят отмечается недостаток желтого цвета, был проведен «желтый день», для того, чтобы посмотреть общее настроение класса и его работоспособность, а также поведение ребят.
Было выявлено, что желтый цвет способствовал не только организации благоприятной, спокойной атмосферы в классе, но и повысил активность и эффективность мыслительной деятельности. У ребят появилось желание работать. Присутствовали положительные эмоции. Это говорит о том, что все-таки в интерьере школы необходимо присутствие желтого цвета или его оттенков.
Вывод: наша гипотеза, что цвет оказывает значительное влияние на настроение учащихся и их поведение подтверждается.
Выводы
В результате исследования мы выяснили, что предпочтение дети отдают зеленому, красному и синему цветам. Также у ребят в классе отмечается недостаток желтого цвета. Это цвет, который оказывает благоприятное влияние не только на самочувствие, но и на активность умственной деятельности, поведение.
В цветовой гамме интерьера школы ответы детей расходятся. Это связано с индивидуальными предпочтениями ребят и особенностями характера детей.
Все это было подтверждено проведением «цветных дней» в классе.
Рекомендации по подбору цветового дизайна
помещения и цвета школьной формы.
Цвет окрашенных поверхностей влияет на учебную деятельность учащихся. И это было подтверждено нашим исследованием.
По результатам исследования можно рекомендовать:
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки жёлтого (бежевый, кремовый). Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания. При окраске классов, работа в которых происходит с длительным напряжением внимания и зрения, выбор цветовой гаммы приобретает особое значение. Оптимальными цветами для отделки таких помещений являются зеленый, желтый, а также белый. Для стимуляции мозговой деятельности и снятия сонливости у школьников возможно в интерьере использовать красный цвет, но не в больших количествах. Это может быть картина в красных тонах, цветок, стенд и т. д. Также красный цвет убивает вирусы. Учитывая возрастные особенности восприятия цвета, желательно применять для младших классов более теплые, для средних и старших — более холодные цвета.
Оптические особенности цвета в интерьере:
темные цвета в интерьере – делают комнаты меньше, потолки ниже;
светлые цвета в интерьере – оптически расширяют пространство, комната кажется просторнее, потолки – выше;
желтый цвет в интерьере – делает помещение просторным;
зеленый цвет в интерьере – нейтральный;
голубой цвет в интерьере – расширяет объем, помещения кажется более просторными.
синий цвет в интерьере – уменьшает, помещение визуально становится ниже;
красный цвет в интерьере – приближается к наблюдателю, но может действовать подавляюще;
оранжевый цвет в интерьере – сужает помещение;
коричневый цвет в интерьере – сужает помещение, создаёт ощущение замкнутого пространства;
черный цвет в интерьере – сильно сужает помещение;
белый цвет в интерьере – расширяет помещение;
серый цвет в интерьере – нейтральный.
Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого. Это самый тонизирующий, самый весёлый цвет. И спортивная одежда у детей может быть ярких цветов, что оказывает положительное влияние на активность детей.
В основе окраски школьной столовой должны лежать светло-жёлтые и бежевые оттенки: тёплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу пищеварения.
Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание светло-зелёных и золотисто-жёлтых оттенков.
Лестничные проёмы могут быть зелёными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зелёный будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Школьная форма должно быть темных оттенков: черный, серый, темно-синий, бордовый. Все цвета могут быть разбавлены белыми, светло-желтыми или молочными цветами. Данная цветовая гамма способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию
ЛИТЕРАТУРА
1. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год.
2. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г.
3. Фрилинг Г., Аузр К. Человек — цвет — пространство. М., 2007.