СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить умственные способности ученика – это значит точнее проанализировать, как он осуществляет учебную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей учащихся"»

Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей учащихся

Развитие умственных способностей происходит под влиянием многих факторов, таких как учебная деятельность, общение и мотивация. Выявить умственные способности ученика – это значит точнее проанализировать, как он осуществляет учебную деятельность. Ребенок, поступающий в школу, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребенка.

Что же такое учебная деятельность? Это такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).

Сущность учебной деятельности состоит в присвоении научных знаний.
В целом учебная деятельность включает в себя:

- выдвижение познавательных задач, создание и осознание проблемной ситуации;

- восприятие учащимися нового учебного материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решение проблемы;

- процесс обобщения и формирования научных понятий. Усвоение законов науки;

- закрепление знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на приобретение учащимися умений и навыков;

- практическое применение знаний и умений;

- анализ работы учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.
Эффективность управления познавательной деятельностью учащихся зависит от объема информации, поступающей по каналу обратной связи, от непрерывности и своевременности ее поступления.

Все психологи подчеркивают связь способностей с деятельностью. Способности – это индивидуально-психические свойства личности. Являющиеся условием успешного выполнения данной деятельности.


Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие умственных способностей, таковы:

- предметное содержание обучения. Содержащиеся в самом учебном материале возможности развития способностей связаны с предъявляемыми этим материалом объективными требованиями умственного развития. Поэтому вопросы взаимосвязи общего, особенного и единичного, закономерностей и фактов, сущности и явления играют существенную роль;

- выработка основных мыслительных операций и качество протекания деятельности учащихся при обучении.

Она обеспечивается реализацией следующих основных принципов и требований:

1) обучение должно строиться таким образом, чтобы умственные операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались друг на друга;

2) учебные задания должны быть такими, чтобы их выполнение включало различные умственные операции;

3) решение определенного класса задач должно опосредоваться опытом, знаниями и навыками учащихся, используемыми ими при его обосновании и проверке;

4) новые умственные действия следует сначала осуществлять на практическом предметном уровне, а затем переносить на уровень мыслительной деятельности;

5) требования к умственной деятельности должны постоянно повышаться.

Для определенной деятельности нужны определенные способности. Так, например, математические способности не сводятся к быстрому вычислению, счету. Успех в математике, как указывал академик А.Н. Колмогоров, меньше всего основан на механическом запоминании большого числа фактов, цифр, формул. Обладать такой памятью хорошо. Но большинство математиков не обладали такой памятью, «математическая память» - это память на схемы рассуждений, способы решения типичных задач, доказательства.

Прежде всего, в математических способностях нужно выделить такие качества, как:

- многообразие подходов к решению задач, стремление к наиболее ясному. Простому и экономичному решению;

- сообразительность, находчивость, изобретательность;

- «геометрическое воображение» - пространственное воображение.

Безусловно, тесты и срезы не дают основания говорить о том, какими специальными способностями владеют наши дети и как они развиты. Определить это очень сложно, даже оценки на уроках и экзаменах не в силах дать правильную картину способностей.

Так, Чехов никогда не получал за сочинения выше 3; Щедрин, написав сочинение за свою дочь, получил 2 с припиской «не знаете русского языка». Ньютон в школе слыл лентяем и тунеядцем, и даже был взят из школы домой из-за неспособности учиться. Репину при поступлении в академию художеств говорили, что с его данными «даже мимо академии нельзя ходить». Шаляпина не приняли в хористы.

Что же тогда делать? Надо стараться охватить как можно больше областей знаний. Наше время – время слияния наук, на стыке наук рождаются новые науки.

В наше время никому не придет в голову задуматься, способен ребенок к грамоте или нет. А 200 лет тому назад этот вопрос был отнюдь не праздным. Считалось, что овладеет этим делом не каждый, а лишь тот, кого «господь умудрил». Чем это объяснялось? Буквы имели сложные названия: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь… Трудно было переходить от чтения букв к чтению слогов. Позже был применен слоговой метод, церковно-славянский шрифт был заменен, облегчилось написание букв. Таким образом. Мы видим, что по мере того, как методы обучения усовершенствовались, рамки человеческих способностей все более и более расширялись.

Итак, мы выяснили, что для развития способностей необходимо, во-первых, наличие задатков, во-вторых, наличие интереса к определенной деятельности.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего ребенка.

Следовательно, целью начального образования является развитие познавательных способностей младшего школьника. Усвоение знаний, умений и навыков должно становиться средством достижения этой главной цели.

Умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предлагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области.

Общее развитие.
Леонид Владимирович Занков рассматривает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия ума, воли, чувств, нравственных представлений, в их ценностном нерасчлененном единстве. Это личностно ориентированная система обучения. Которую заботит, прежде всего. Полнота реализации духовных, интеллектуальных, физических сил ребенка, то есть внутренних факторов обучения.

Исследование показало, что высокий уровень общего развития обеспечивает прочность и богатство знаний, умений и навыков.

Обучение должно забегать вперед развития. На этом основывае6тся один из принципов занковской системы: «Обучение на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности».

Сравним два различных подхода к одному и тому же заданию. Пример из начальной школы: состав числа 5.

В а р и а н т 1.

Детям дается 5 квадратов.

-сколько в верхнем ряду белых кирпичиков и сколько черных?

-сколько всего кирпичиков в верхнем ряду?

Прочитайте пример, записанный рядом.

-как можно получить число 5?

Из приведенных разъяснений видно, что работа с заданием предполагает чисто репродуктивный характер: учитель задает короткие конкретные вопросы к рисунку, затем предлагает рассмотреть образец записи и по нему заполнить пропуски в остальных строчках. Уровень, заданный разъяснениями к заданию, доступен подавляющему большинству детей школы в дошкольном возрасте. Каковы же результаты такой работы? Дети еще раз повторят и закрепят состав числа 5 (это, конечно, полезно), но не будет движения умственных (интеллектуальных) способностей в развитии школьников.

В а р и а н т 2.

-расскажите о рисунке: что вы заметили?

-к каждому ряду квадратов запишите сумму и ее значение.

-перепишите равенства в порядке уменьшения первого слагаемого.

-какой столбик вы получили? И т.д.

То же самое задание показывает существенную разницу в подходе к работе с ним. На основе репродуктивных умений включается умственная деятельность ребенка. Также осуществляется и дифференцированный подход к ученику в зависимости от его развития. Один ребенок закрепляет состав числа, а другой идет дальше.

Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьных учебных задач. Учебная задача по своей сути отличается от частных задач тем, что при решении последних ученик овладевает частными способностями решения . лишь при длительной тренировке и выполнении серии таких задач дети усваивают некоторый общий способ. При решении учебной задачи школьники первоначально овладевают общим способом. Который затем безошибочно используют при решении частных задач подобного типа. Таким образом. Решение учебной задачи требует движения мысли школьника от общего к частному.

Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка. Ребенок должен установить связь между формой и значением слова. Для этого он усваивает общие способы действия со словом: нужно изменить слово, сравнить с вновь образованным по форме и значению; выявить связь между изменением формы и значения.

В приведенном примере содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок при решении частных задач: найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Что делает ученик, зная общий способ решения этих задач? Прежде всего, он изменяет слово так, чтобы получить его вариантные формы:

Лес-н-ой – лес-н-ая, лес-н-ые.

Сравнивает их значения и выделяет окончание в исходном слове. Затем. Изменяя слово, получает родственные (однокоренные) слова, проводит сравнение значений, выделяет корень и другие морфемы:

Лес-ник

Пере-лес-ок



Лес

Каждая учебная операция должна быть отработана.

Другим принципом занковской системы является «осознание процесса учения учащимися». Этот принцип предполагает осознание детьми не только ответов на вопросы: «Что я изучаю? Понимаю ли я то, что изучаю?». Далее происходит расширение круга вопросов: «Зачем я это изучаю? Как то, что я изучаю сейчас. Связано с тем. Что я изучал раньше? Каких знаний мне не хватит, чтобы решить стоящую задачу? Что привело меня к ошибке, и как я должен действовать, чтобы ошибки не возникли?», то есть речь идет не только о понимании изучаемого материала, но и о причине его изучения. Ребенок растет как личность.

Ответив на эти вопросы. Можно говорить об успешной учебной деятельности каждого ребенка. О дальнейшем его развитии. Учение приобретает личностный смысл. Это находит свое подтверждение в нашей школе в связи с происходящей дифференциации образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!