СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние условий окружающей среды на здоровье учащихся

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние условий окружающей среды на здоровье учащихся»

Влияние условий окружающей среды на здоровье учащихся.

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы лучше, что

полезно для его здоровья, чем он сам.

философ Сократ

Актуальность исследования и решения проблемы охраны и укрепления здоровья детей обусловлена ​​современным состоянием общества. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, эту задачу не решить. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена ​​как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемого на них требованиями учебного процесса. С другой стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводит впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полного проявления интеллектуального и творческого потенциала личности. В связи с этим одним из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, что способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений по поддержке и укреплению здоровья. Педагогами Вахрушевского учебно-воспитательного комплекса № 2 «Берегиня» создан «Банк инновационных здоровьесберегающих технологий», а в творческой лаборатории нерешенных проблем разработаны «Требования к уроку с позиций здоровьесбережения», которых рекомендуем придерживаться педагогам .

Особенности психического развития ребенка в определенной степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя с учениками, а вот функциональные возможности и особенности состояния здоровья все еще остаются без внимания.

При оценке состояния здоровья детей принято учитывать четыре основных фактора:

-уровень достигнутого физического и нервно - психологического развития;

-уровень функционирования основных систем организма;

-наличие или отсутствие хронических заболеваний;

-степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям (которая определяет восприимчивость к различным заболеваниям, тяжесть и продолжительность их течения), а также степень социального благополучия ребенка, включая семью и школу.

Национальная доктрина развития образования в XXI веке свидетельствует, что «приоритетными задачами системы образования является обучение человека ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих как к высоким общественных и индивидуальных ценностей». Проблема здорового образа жизни волнует всех. Этим и обусловлена ​​актуальность работы, в которой исследуется заболевания учеников ГОУ ЛНР «ВУВК № 2 «Берегиня» за последние три года. Научно-исследовательская работа «Состояние здоровья учащихся ГОУ ЛНР «ВУВК № 2 «Берегиня» как показатель социально-экологических условий жизни » состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка и Интернет-ресурсов, использованных источников.

Общее впечатление от работы более чем положительное: глубоко и добросовестно обработаны исследования ученых по изучению проблемы заболеваемости учеников ВУВК № 2 «Берегиня» за последние три года в экологических условиях на основе диагностики, формирование здорового образа жизни; максимально углубились в нелегкие проблемные вопросы темы, вдумчиво совместили теорию с практическим анализом

мониторингового исследования.

В работе высказано немало свежих самостоятельных суждений, интересных наблюдений. Заслуживает, например, на одобрение отображения отдельных практических вопросов в своеобразных схемах и диаграммах, что свидетельствует об основательных знаниях и сотрудничестве с медсестрой учебного комплекса по заболеваемости учеников ВУВК № 2 «Берегиня», учителями физической культуры и ОБЖ. Наиболее положительными, на наш взгляд, есть рекомендации, направленные на улучшение здоровья обучающихся учебного комплекса.

Учителя мы рассматриваем, прежде всего как личность, уже определенным образом социально и психологически сформированным. Его личностные качества - та почва, на которой произрастает психологическая культура.

Психологи утверждают:

Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть;

Если ребенок живет во вражде - он учится агрессивности;

Если ребенка высмеивают - он становится замкнутым;

Если ребенка постоянно упрекают - он ​​начинает жить с чувством вины;

Если ребенок растет в терпимости - он учится воспринимать других;

Если ребенка подбадривают - он начинает верить в себя;

Если ребенка поощряют - он учится быть благодарным;

Если ребенок растет в честности - он учится быть справедливым;

Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя;

Если ребенок живет в понимании и доброжелательности - он учится находить любовь в этом мире.

В Вахрушевском учебно-воспитательном комплексе № 2 «Берегиня» наблюдается такая тенденция развития заболеваний:

Снижение зрения - в 1,5 раза

Нарушение осанки - в 1,5 раза

Заболевания органов пищеварения - в 1, 4 раза

Заболевания эндокринной системы - в 2, 6 раза

Психологический фактор играет основную роль в развитии любого соматического заболевания

Что нужно изменить в школе?

- Изучить психологические аспекты здоровья взрослого человека, детей, подростков

- Своевременно выявлять и лечить детские неврозы, неврозы людей, которые общаются с детьми и подростками

- Проводить профилактическую работу с учителями по восстановлению психологического здоровья учителя и тестирование учителей на выявление астенического или невротического состояния

- Не допускать к работе учителей психически неуравновешенных, с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым способствуют психологическая неуравновешенность и повышенная утомляемость

- Проводить работу вместе с учениками и родителями по вопросам психологической совместимости, психологической культуры

- Проводить психопрофилактическую работу с родителями

- Учителям предоставлять возможность отдыха и психологической поддержки для восстановления психологического здоровья и профилактики синдрома выгорания.

- Должны быть организованы санатории - профилактории с обязательным участием в лечебном процессе врачей психотерапевтов

- В программу школы ввести занятия физкультурой во внеурочное время, чтобы выработать у учащихся условный рефлекс на снятие нервного напряжения с помощью физических нагрузок












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!