Тема: «Влияние внеурочной деятельности на формирование универсальных учебных действий»
Учитель: Рослякова Ирина Анатольевна
2018 год
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
По критериям давайте вспомним 4 группы УУД.
Синий – познавательные
Зеленый – регулятивные
Желтый – личностные
Красный – коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Так с момента введения стандартов второго поколения в нашем ОУ, с учётом выше обозначенных направлений, среди учащихся 1 классов проводятся занятия внеурочной деятельности по следующим долгосрочным образовательным программам:
Общекультурное направление Путешествие по стране этикета
Цель: Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи: 1.Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения. 2.Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие. 3.Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру. 4. Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству. Ценностные ориентиры содержания программы, курса освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок; оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями; личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, ; развитие мотивации к саморазвитию. Отличительные особенности программы Данная программа является результатом многолетнего труда детей, учителей и родителей. Разработана с учетом возрастных особенностей детей. Подобран актуальный объем материала. Это программа воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства воспитания культуры. Этикета. Возможности личностного роста и удовлетворение личных потребностей.
Обще интеллектуальное направление Эрудит
Целью данного направления является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, значит формирование познавательных УУД.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Спортивно-оздоровительное направление «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации рассматриваем различные задачи, по вопросам изучения самого себя, отношения к учебной деятельности, даем оценку поступкам.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
посредством внеурочной деятельности учащихся 1 классов
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в информационном источнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в дополнительной литературе или в других источниках информации. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать (работать) в паре. |
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться..