Выступление на педагогическом совете «Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс»
Беркимбаева Ж. А., учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия» города Гая Оренбургской области
Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
«След» Леонид Мартынов
Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для обеспечения развития интеллектуальных способности школьников, духовно- нравственного воспитания школьников, организации досуга. Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. В связи с этим была создана воспитательная модель класса.
Реализация данной модели способствует:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так И вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Некоторые педагоги оперируют лишь учебной информацией. Другие виды информации при взаимодействии урочных и внеурочных занятий ими не используются. Нередко этическая информация подменяется нравоучениями для школьников. Внеурочная деятельность должна быть неразрывно связана с учебным процессом. Поэтому учитель должен составлять рабочую программу по внеурочной деятельности с учетом учебных программ.
Моя работа с классом тесно связана с созданием условий для развития, прежде всего, духовно-нравственного начала, творческих способностей и интересов детей, способствует формированию межличностных отношений между обучающимися.
Поэтому основными формами и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются: классный час-размышление, дискуссии, диалоги, часы общения, встречи с интересными людьми. Тематические классные часы: «Настоящий друг», «Чти отца своего», «Нравственные уроки моей семьи» и т. д. затрагивает душевные струны ребёнка, помочь разобраться, где чёрное и белое. Такая работа помогает на уроке литературы при анализе художественных произведений, таких как Платонов «Юшка», Бунин «Лапти», Приставкин «Ночевала тучка золотая»; а также на уроках русского языка при написании сочинения- рассуждения.
Многолетнее сотрудничество с приютом «Островок» привело к тому, что у ребят моего класса сложились такие качества как: доброта, чуткость, понимание чужой боли, отзывчивость. Это помогает создать на уроках атмосферу доброжелательности и командного духа.
С помощью этих форм можно воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.
В урочной деятельности как учитель русского языка тщательно продумываю и подбираю наиболее интересные, подходящие по возрасту тексты изложений, заданий (карточек) на морально-этические темы.
Другая форма воспитательного процесса – дискуссия. Используя эту форму в своей деятельности, я создаю условия для успешного, культурного ведения диалога между ребятами. Подобная форма помогает на уроке русского языка и литературы при употреблении кейс метода, когда учащиеся делятся на группы и им предлагается обосновать ответы на проблемные вопросы.
Например, при изучении романа А. Фадеева «Молодая гвардия».
Кейс-задание:
1. Определите проблему сюжета телепередачи. (Проблема неофашизма.)
2. Имеет ли право мол. человек считать себя сверхчеловеком?
3. Почему некоторая современная молодёжь проповедует идеи фашизма?
4. Кого вы считаете сверхчеловеком или человеком с большой буквы?
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Кейс-задание:
1. Что такое эгоизм? Нужен ли эгоизм?
2.Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие?
3. Почему Евдокия Савельевна учит таланту человечности?
4. На каких условиях должны взаимодействовать личность и коллектив?
На таких уроках ребята проявляют такие качества, как умение слушать друг друга, рассуждать, уважительно относиться к мнению товарища
Огромную роль в формировании нравственности подрастающего поколения играет внеклассная работа по литературе. Литературные вечера, литературное краеведение, литературные представления приобщают ребят к искусству слова, делают их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее. Разыгрывание сценок по литературным произведениям были особенно любимы моими подопечными (сценка из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Участвуя в игре, дети приобщаются к театру, учатся «примерять» на себя другие характеры, в который раз радуясь, что добро побеждает зло. А значит, ненавязчиво происходит формирование нравственных убеждений.