СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал полезен для внеурочной леятельности.

Просмотр содержимого документа
««Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс».»

Выступление на педагогическом совете «Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс»

Беркимбаева Ж. А., учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия» города Гая Оренбургской области


Влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс.

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

«След» Леонид Мартынов

Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для обеспечения развития интеллектуальных способности школьников, духовно- нравственного воспитания школьников, организации досуга. Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. В связи с этим была создана воспитательная модель класса.

Реализация данной модели способствует:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).

Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.

Коммуникативная - информация, необходимая школьникам Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так И вне школы.

Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Некоторые педагоги оперируют лишь учебной информацией. Другие виды информации при взаимодействии урочных и внеурочных занятий ими не используются. Нередко этическая информация подменяется нравоучениями для школьников. Внеурочная деятельность должна быть неразрывно связана с учебным процессом. Поэтому учитель должен составлять рабочую программу по внеурочной деятельности с учетом учебных программ.

Моя работа с классом тесно связана с созданием условий для развития, прежде всего, духовно-нравственного начала, творческих способностей и интересов детей, способствует формированию межличностных отношений между обучающимися.

Поэтому основными формами и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются: классный час-размышление, дискуссии, диалоги, часы общения, встречи с интересными людьми. Тематические классные часы: «Настоящий друг», «Чти отца своего», «Нравственные уроки моей семьи» и т. д. затрагивает душевные струны ребёнка, помочь разобраться, где чёрное и белое. Такая работа помогает на уроке литературы при анализе художественных произведений, таких как Платонов «Юшка», Бунин «Лапти», Приставкин «Ночевала тучка золотая»; а также на уроках русского языка при написании сочинения- рассуждения.

Многолетнее сотрудничество с приютом «Островок» привело к тому, что у ребят моего класса сложились такие качества как: доброта, чуткость, понимание чужой боли, отзывчивость. Это помогает создать на уроках атмосферу доброжелательности и командного духа.

С помощью этих форм можно воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.

В урочной деятельности как учитель русского языка тщательно продумываю и подбираю наиболее интересные, подходящие по возрасту тексты изложений, заданий (карточек) на морально-этические темы.

Другая форма воспитательного процесса – дискуссия. Используя эту форму в своей деятельности, я создаю условия для успешного, культурного ведения диалога между ребятами. Подобная форма помогает на уроке русского языка и литературы при употреблении кейс метода, когда учащиеся делятся на группы и им предлагается обосновать ответы на проблемные вопросы.

Например, при изучении романа А. Фадеева «Молодая гвардия».

Кейс-задание:

1. Определите проблему сюжета телепередачи. (Проблема неофашизма.)

2. Имеет ли право мол. человек считать себя сверхчеловеком?

3. Почему некоторая современная молодёжь проповедует идеи фашизма?

4. Кого вы считаете сверхчеловеком или человеком с большой буквы?

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Кейс-задание:

1. Что такое эгоизм? Нужен ли эгоизм?

2.Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие?

3. Почему Евдокия Савельевна учит таланту человечности?

4. На каких условиях должны взаимодействовать личность и коллектив?

На таких уроках ребята проявляют такие качества, как умение слушать друг друга, рассуждать, уважительно относиться к мнению товарища

Огромную роль в формировании нравственности подрастающего поколения играет внеклассная работа по литературе. Литературные вечера, литературное краеведение, литературные представления приобщают ребят к искусству слова, делают их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее. Разыгрывание сценок по литературным произведениям были особенно любимы моими подопечными (сценка из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Участвуя в игре, дети приобщаются к театру, учатся «примерять» на себя другие характеры, в который раз радуясь, что добро побеждает зло. А значит, ненавязчиво происходит формирование нравственных убеждений.