СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние ЗОЖ на здоровье школьников и подростков

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный исследовательский проект

"Влияние ЗОЖ на здоровье школьников и подростков"

Просмотр содержимого документа
«Влияние ЗОЖ на здоровье школьников и подростков»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхний Булай











Индивидуальный исследовательский проект





«Влияние здорового образа жизни на здоровье школьника»









Автор: Кащук Антон,

ученик 9 А класса

Руководитель: Федотова Наталья Александровна,

Учитель физической культуры





















с. Верхний Булай

2023год

Паспорт проекта

Тема проекта

Влияние здорового образа жизни на здоровье школьника

Цель

– показать значимость здорового образа жизни для детей и подростков

Задачи

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2.Доказать значимость и важность соблюдения здорового образа жизни.

3.Провести социологическое исследование среди обучающихся 8-9 классов.

4.Обобщить результаты собранного материала, сделать выводы.

5.Разработать рекомендации, которые помогут обучающимся начать вести здоровый образ жизни.


Объект исследования

формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Предмет исследования

составляющие здорового образа жизни

Методы и приемы исследования

1. Теоретические

2. Эмпирические

3. Аналитические

Анализ и обобщение теоретического материала по данной теме проекта; проведение анкетирования и его анализ; создание наглядного образца для информирования учащихся о здоровом образе жизни

Гипотеза

соблюдение правил здорового образа жизни напрямую зависит от теоретических знаний по вопросам ЗОЖ.

Гипотеза проекта: учащиеся могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Проблема исследования

Здоровье и формирование здорового образа жизни среди подростков. Многие школьники не задумываются о своем здоровье в таком возрасте, и у них отсутствует мотивация вести здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат


повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;

Практическая значимость проекта

Данный продукт. Привлечет внимание школьников на особенности здорового образа жизни и на само здоровье.

















































Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………………………….………… 5

I. Основная часть…………………………………………………………………………………7

1.1. Здоровье и его компоненты…………………. ……….……………………….. ………….7

1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у школьников………………….13

II. Практическая часть …………………………………………………………………………14

2.1 Результаты анкетирования…………………………………………………………………14

2.2. Вывод к практической части…………………………………………………………...…17

Заключение…………………………………………………………… ………………………..18

Список использованной литературы………………………………………………………….19

Приложение 1………………………………………………...…………………………………20

Приложение 2…………………………………………………...………………………………21

Приложение 3…………………………………...………………………………………………25

Приложение 4……………………………………………………………………….

Приложение 5……………………………………………………………………….





















Введение

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.

Некоторые люди прекрасно чувствуют себя до старости, а некоторые к тридцати годам неизлечимо больны. Несмотря на возможности медицины, многое зависит от самого человека. Образ жизни, который ведет человек, придает или отнимает силы, лечит или губит. Здоровый образ жизни – это совокупность привычек, которые помогают людям быть здоровыми и счастливыми.

Особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы школьной молодежи.

А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Человек не должен много сидеть. На перемене нужно двигаться, но так, чтобы не мешать другим. По утрам важно делать зарядку, чтобы разогреть тело.
Не обязательно заниматься серьезным спортом, достаточно два раза в неделю ходить на танцы, кататься на лыжах, санях, коньках, летом играть на улице. Ученые советуют в день проходить 10 тысяч шагов.

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с перегрузками.

Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Я считаю, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое.

Мой индивидуальный проект посвящен тому, как современный школьник оценивает свое здоровье и придерживается ли он здорового образа жизни.


Актуальность проекта: обусловлена низким уровнем побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми.

Цель работы: – показать значимость здорового образа жизни для детей и подростков.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2.Доказать значимость и важность соблюдения здорового образа жизни.

3.Провести социологическое исследование среди обучающихся 8-9 классов.

4.Обобщить результаты собранного материала, сделать выводы.

5.Разработать рекомендации, которые помогут обучающимся начать вести здоровый образ жизни.


Объект исследования: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Предмет исследования: составляющие здорового образа жизни

Методы исследования:

- Поисковый

- Исследовательский

- Анализ полученных данных

Гипотеза: соблюдение правил здорового образа жизни напрямую зависит от теоретических знаний по вопросам ЗОЖ.



I. Основная часть

1.1 Здоровье и его компоненты.

В настоящее время специалисты насчитывают от 80 до 300 определений здоровья. Наиболее часто в литературе используется определение сформулированное Всемирной Организации Здравоохранения еще в 1948 г. согласно этому определению, здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков [1,3].

Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения [4].

Принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья [3].

Физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок [12,7].

Психическое здоровье – состояние психической сферы (состояние душевного комфорта) .

Социальное здоровье – комплекс характеристик, отражающий систему ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде .

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития организма. [5]

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». [ 8]

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровье неразрывно связано с ведением здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это оптимальный индивидуальный режим дня; закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек.

Формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной организации здравоохранения:

здоровье человека зависит:

 на 50% от образа жизни;

 на 20% от наследственности;

 на 20% от окружающей среды;

 на 10% от развития системы здравоохранения.[1]

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Компоненты здорового образа жизни:

 Правильное питание.

 Занятие физкультурой и спортом.

 Правильное распределение режима дня.

 Закаливание.

 Личная гигиена.

 Отказ от вредных привычек

Рассмотрим компоненты здорового образа жизни подробно [18].

Правильное питание

Правильное питание в жизни человека составляет важную часть его жизни. С пищей человек получает все важнейшие вещества для работы, роста и развития организма. Основную функцию выполняют углеводы, жиры и белки, при их помощи человек пополняет затраченную энергию. Так же немаловажную роль в жизнедеятельности организма имеют витамины и минералы, они так же нужны для развития и роста организма.[2,15]

Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ.[1,8]

Основные принципы правильного питания:

Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.

Правильный режим питания:

Прием пищи в одно и тоже время.

4-5 разовое питание.

Интервалы в приеме пищи должны составлять не менее 3-х и не более 5 часов.

Интервал между ужином и началом сна должен составлять 3-4 часа.

Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Анализ исследований проблемы формирования двигательной активности показывает, что однозначного взгляда на понятие «двигательной активности» нет.

В научных трудах А.И.Быковой, А.В.Кенеман, показано, что двигательная деятельность - естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира ,а также условием всестороннего развития и воспитания [6,3].

По мнению ряда ученых регулярная двигательная деятельность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечнососудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни [13].

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды[6].

Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний [3].

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека [16].

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость. [6]

Таким образом, проанализировав понятие «двигательная активность», представленное отечественными исследователями и его значение для развития и жизнедеятельности личности, нам удалось определить, что двигательная активность – это совокупность произвольно регулируемых движений, имеющих условно-рефлекторную основу, и может развиваться в результате научения и обучения.

Личная гигиена

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, влагопроводность, электроизуемость, воздухопроницаемость, теплопроводность. [2,4].



Отсутствие вредных привычек

Однако рациональное питание и физически активный образ жизни не дадут полного эффекта, если при этом человек не избавляется от вредных привычек, которые патологически влияют на общее состояние организма и деструктивно влияют на сам здоровый образ жизни и его составляющие.

Однозначно вредят здоровью человека курение, употребление наркотических препаратов, алкоголь. Поэтому для сохранения своего здоровья от этого следует отказаться. 

Вредные привычки, являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье.

Прежде всего, от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.

Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно - сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям. [4]

Важными направлениями профилактики табакокурение являются повышение нравственности, общей и медицинской культуры.
Вред алкоголя.

Алкоголь разрушающе действует на все системы и органы, так как хорошо растворяется в крови и разносится ею по всему организму.

Злоупотребление спиртными напитками приводит к тяжелым нарушениям в деятельности желез внутренней секреции, прежде всего поджелудочной и половой [16].

Особенно страдает от алкоголя головной мозг, в результате чего нарушается координация движений, изменяются речь и почерк, снижается моральный и интеллектуальный уровень человека, а в дальнейшем происходит социальная деградация личности. [7,9]

Закаливание

Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. В. Даль считал, что закаливать человека - это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».

Закаливание - обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. [11]

Виды закаливания:

1. аэротерапия — закаливание воздухом (прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны).

2. гелиотерапия — закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом. При закаливании данным видом повышается устойчивость нервной системы, улучшается работа нервной системы, кровообращение.
3. хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым, так как на стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма;

4. закаливание водой .Данный вид можно разделить на несколько групп:

1) обтирание 2) обливание 3) душ, 4) лечебное купание и моржевание.

На основании исследований были установлены следующие основные гигиенические принципы закаливания:

  • систематичность,

  • постепенность,

  • учёт индивидуальных особенностей,

  • разнообразие средств и форм,

  • активный режим,

  • сочетание общих и местных процедур,

  • самоконтроль.

Режим дня

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

Соблюдение режима труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека [10].

Распорядок в действиях и в их выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине. Человек, соблюдающий режим дня, всегда бодрый, энергичный и жизнерадостный.


1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у школьников

Формирование здорового образа жизни складывается из знаний о здоровом образе жизни, из отношения к здоровому образу жизни, из потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, из находящего одобрения и поддержки в семье и среди сверстников.

Основными особенностями формирования здоровья должны быть: добровольность, затрата некоторых физических сил, ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей. [16]

Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни является широко доступным, не требующим значительных материальных затрат, способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продление активной жизни.



















II Практическая часть

Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни учащиеся школы МКОУ СОШ с. Верхний Булай, я провел анкетирование на данную тему с целью опровержения или принятия гипотезы проекта (Приложение 1). Я предложил учащимся ответить на вопросы анкет, включающих в себя вопросы, охватывающие все аспекты здорового образа жизни. Мною было опрошено 20 человек из 6-11 классов в возрасте от 13 до 16 лет.



Рис.1 85 % опрошенных знают, что такое здоровый образ жизни, а 15 % не знают.



Рис. 2 35 % опрошенных соблюдают режим дня, 65 % не соблюдают

Рис. 3 из числа опрошенных 75% ребят на уроки физической культуры ходят с удовольствием, 25% опрошенных ответили отрицательно



Рис. 4 50% опрошенных ребят соблюдают здоровое питание, 35% иногда, 15 % не соблюдают здоровое питание. Вывод: требуется больше информации о правильном режиме питания.





Рис. 5 К сожалению большая часть ребят 70% не делают утреннюю зарядку, лишь 20% делают, а иногда 10% ребят

Рис. 6 40% ребят считают, что здоровье зависит от образа жизни, ещё 40% считают , что от наследственности, и 20% считают что от окружающей среды.

76% ответили, что «нет» не имеют вредные привычки , 24% ответили «да». Однако, я считаю, что если бы было больше информации о здоровых привычек, скорее всего люди поменяли свои взгляды.

Вывод: По результатам данных анкеты, мы можем увидеть, на какие моменты следует обратить особое внимание и постараться улучшить результаты на протяжении всей работы с учащимися.

Мы можем наблюдать, что учащиеся обладают невысоким уровнем знаний о соблюдении режима дня, о правилах личной гигиены, о правильном питании. На эти моменты в ходе работы следует уделить наибольшее внимание.

Кроме этого нельзя оставлять и без внимания то что, для формирования здорового образа жизни необходимо формировать знания у школьников и ценностное отношения к своему здоровью.

На основании выводов мною были разработаны и подобраны: буклеты, памятки, рекомендации , упражнения по составляющим здорового образа жизни для школьников, с целью повышения качества знаний о ЗОЖ (Приложения 2-…) .







Заключение

Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учиться беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что школьники будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Для пропаганды здорового образа жизни, со школьниками мной были проведены упражнения «Мы выбираем жизнь!», вручены буклеты и памятки по пропаганде здорового образа жизни.

В ходе работы наша гипотеза полностью оправдалась. Соблюдение правил здорового образа жизни напрямую зависит от теоретических знаний по вопросам ЗОЖ.





























Список используемой литературы

1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев. - СПб. Питер, 2002г.

2. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1.

3. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физиологическая активность и сердце. - К., 2013. – 216

4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2012. - 412 с.

5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.:Фи С, 2010г.

6. Быковой А.И., Кенеман А.В.Основы здоровья / Е.В. Мостовая. - М., 2004г.

7. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010.

8. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. - М.: Медицина, 2005.

9. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. Очищение организма.

10. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе /Л.Б.

Дыхан. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

11. Лаптев, А. П. Азбука закаливания / А.П. Лаптев. - М.: Физкультура и спорт.

12. Лищук В.А. Обзор основ здоровья / В.А. Лищук, Е.В. Мостовая. - М., 1994

13. Муравов И.В. Физическая культура и активное долголетие. - М., 2010. - 396 с.

14. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта.

Интернет источники:

15. http://zozhnik.ru/

16. http://www.takzdorovo.ru/

17. https://rcmp-nso.ru/profila/info/videolink.php

18. https://naturae.ru/zdorovyi-obraz-zhizni/



















Приложение 1

























Анкета «Здоровый образ жизни»

1.Знаете ли вы что такое ЗОЖ? (ДА, НЕТ)

2.Придерживаете свой режим дня? (ДА, НЕТ)

3.С удовольствием ли выходите на уроки физической культуры? (ДА, НЕТ)

4.Соблюдаете ли вы здоровое питание? (ДА, НЕТ, иногда)

5.Делаете ли вы утренею зарядку? (ДА, НЕТ, иногда)

6.Как вы считает отчего зависит здоровье? (Образ жизни, наследственность, окружающая среда.)

7. Имеете ли вредные привычки?







Приложение 2

Упражнения: «Мы выбираем жизнь!»

Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей.

Здоровье – самая большая ценность человека. От того насколько бережно мы к себе относимся, зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни. Основы здорового образа жизни закладываются в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой, избегать вредных воздействий окружающей среды, соблюдать режим дня и выполнять другие повседневные правила должна войти в привычку. Именно на формирование таких навыков направлены наши упражнения.

Мудрая пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?
Мы знаем, как хранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?

Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.

1.Упражнение «Мозговой штурм»

Распределите эти слова на две группы. Первая группа «Да», вторая группа «Нет». (Спорт, жизнь, алкоголь, курение, книги, наркотики).
 Чему мы ещё можем сказать «ДА!»? (Движению, хорошему настроению, режиму, правильному питанию, закаливанию).

 Все слова, собранные под словом «НЕТ!», называются дурманом. Дурман - это то, что туманит сознание, отупляет ум.

 Перечислите  преимущества людей, которые не курят, не употребляют алкоголь и наркотики. (Крепкое здоровье, ясный ум, не надо обманывать , белые зубы, уверенность в себе, хорошее настроение)

2. Интеллектуальный марафон.

Цели: обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни.

У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия какого вещества это зависит? (Это вещество - кальций, он придаёт костям твёрдость.)

В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой - тёплой. Кто из них реже болеет простудой?  (Холодная вода - средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын.)

Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? (При  голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача. А красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь.)

«Обжора  роет себе могилу зубами»,- говорит народная пословица. Почему? ( Люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом.)

Весна. Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? (Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно. Первое пребывание на солнце должно длиться 5-10 минут. Загорать необходимо, так как в коже образуется витамин Д.)

Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение и уходит из организма соль. Чтобы восстановить солевой баланс, человеку нужна вода.)

  Послушайте, как наука характеризует здоровый образ жизни: активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

3. «Рецепт здоровья»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья  учащихся.

Учащиеся разбиваются на шесть групп, каждая из которых представляет свой рецепт здоровья (привести жизненные ситуации которые способствуют сохранению здоровья по направлениям: правильный отдых, двигательная активность, умение правильно одеваться (по погоде), рациональное питание, закаливание, полноценный сон) .

Первый рецепт здоровья Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д.

Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких.

Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться.

Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям.

Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности.

Пятый рецепт здоровья – закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Основным средством закаливания является вода. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается.

Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Полноценный сон  не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив.

Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву.

И нас, людей, сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам!

4. Упражнение: «Пути здорового образа жизни»

Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется.

Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на листе бумаги создать «Путь здорового образа жизни».

Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».

Подведение итогов

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите свое здоровье: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы! (Вручение буклетов «ЗОЖ-это жизнь!»)
























































Приложение 3

Закаливание – правила и рекомендации

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

1.Систематичность использования закаливающих процедур.

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Перерывы в закаливании  снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям.

2.Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно.

3.Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

4.Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Учитывая возраст и состояние организма, нужно правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

5.Комплексность воздействия природных факторов.

К естественным факторам внешней среды,  которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Положительное действие всех перечисленных закаливающих процедур на организм доказано веками. Запускается бесценный механизм приспособления организма ко всем факторам внешней среды, благодаря чему вырабатывается устойчивость к различным болезням, человек становится здоровее, долговечнее и счастливее!

Основные методы закаливания:

Закаливание воздухом:

Прогулки на воздухе

Воздушные ванны.





Закаливание солнцем

Солнечные ванны.






Закаливание водой

Обтирание – начальный этап закаливания водой.

Обливание

Душ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!