Козловский филиал МОУ «Михайловская СОШ № 1»
Бондаренко О.Э.
Влияние
ИКТ
на повышение учебной
и творческой мотивации учащихся.
/ШМО/
2013
Ребёнок, переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
-игровая деятельность;
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
-работа в парах;
-проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ, должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок, я тщательно продумаю цель, место и способ использования ИКТ.
Для создания комфортных условий на уроке и достижения высокого уровня усвоения материала я использую следующие возможности ИКТ:
создание дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
использование готовых продуктов: презентации, диафильмы, клипы, аудиозаписи;
поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
обобщение методического опыта в электронном виде.
Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении.
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Например, мне очень помогли тренажёры «Сложение и вычитание в пределах 10, 20». Благодаря им даже слабые дети достаточно быстро освоили данный навык. Сейчас я делаю подборку тренажёров по табличному умножению и делению.
Во-вторых, одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а мобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции. Например, на экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
В-третьих, благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активнее высказывать свое мнение, рассуждать. Во время работы у интерактивной доски «просыпается» даже Антон.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Уже сейчас ученики получают задания по поиску информации в Интернете, работают с электронными носителями. В будущем для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я буду предлагать учащимся самим выполнить творческие задания: подготовить презентацию, творческое сообщение; учебное пособие; составить ребус по теме.
Таким образом, применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
В общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.