Цель урока. Раскрыть сущность наркомании и механизм формирования наркозависимости, сформировать твердое убеждение в том, что наркомания практически неизлечимое заболевание, обратить внимание на основные причины распространения наркомании среди молодежи.
Изучаемые вопросы
1.Психоактивные вещества и наркотики.
2.Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости.
3.Основная причина распространения наркомании.
4.Наркомания и ее распространение.
5.Первая проба наркотика — начало развития наркомании.
6.Четыре правила «Нет наркотикам!».
Рекомендации по изложению учебного материала
1. Дать определение психоактивным веществам и наркотикам.
Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированию психической (психологической) и физической зависимости от наркотика. Формируется наркотическая зависимость.
2. Раскрыть понятие «наркотики» и механизм формирования наркотической зависимости.
Отметить, что наркомания — это заболевание, которое приводит к деформации личности человека, искажению его социального поведения, выражающееся в отклонении от нравственных и правовых норм, принятых в обществе.
Наркотическая зависимость — это непреодолимая потребность человека в приеме наркотика, поэтому он становится рабом наркотика, а значит, и торговца наркотиком.
В головном мозге человека имеются «точки удовольствия», а в организме человека вырабатываются специфические («наркотические») вещества, которые, действуя на «точки удовольствия», поддерживают оптимальное психическое состояние человека.
Здоровый организм человека вырабатывает столько таких веществ, что их хватает для поддержания нормального состояния организма. В этом случае человек получает удовольствие в процессе жизнедеятельности от хорошей работы, от общения с окружающими, от вкусной еды и т. д. Если можно так сказать, «человек получает удовольствие от выполнения своих функциональных обязанностей, которые определила ему природа». Организм синтезирует собственные «наркотические вещества», которые регулируют настроение человека, его восприятие окружающего мира и стимулируют его работоспособность.
При приеме наркотиков организм, чтобы исключить излишнее количество наркотических веществ, снижает синтез «собственных наркотиков», и теперь человек, чтобы сохранить нормальное состояние, вынужден принимать наркотик. Так формируется физическая зависимость. С появлением физической зависимости от наркотика начинают меняться поведение человека и его жизненные интересы. Главной заботой для него является утоление возрастающего влечения к наркотику.
В этом состоянии изменяется образ жизни человека, его поведение и отношение к окружающим. Человек на этой стадии наркомании делается несдержанным, озлобленным, подозрительным и обидчивым. У него нарастает равнодушие к судьбе близких и к собственной судьбе.
Постепенно организм наркомана слабеет и дряхлеет физически. Ослабевают защитные силы его организма, вследствие чего возможно развитие любых заболеваний, инфекционных и неинфекционных. Резко, на 20—30 лет, сокращается продолжительность жизни наркомана, если это можно назвать жизнью.
3. Определить причины распространения наркомании, обозначив главную из них: наркотики и их распространение приносят торговцам наркотиков огромные прибыли, исчисляемые миллиардами долларов. Ради этого они готовы на все.
Для пропаганды наркотиков создана целая серия мифов:
- наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», легкие;
- наркотики делают человека свободным;
- наркотики помогают решать жизненные проблемы.
Кроме того, у подростков и молодежи формируют ошибочное мнение: даже если я попробую наркотик, я не стану наркоманом, я смогу преодолеть привычку и бросить употреблять наркотики в любой момент. Жестокая правда такова: если начал употреблять наркотики, обратной дороги нет.
В заключение урока отметить, что в настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления их схожи с употреблением наркотических веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) в формировании наркозависимости.
4. Обратить внимание учащихся на то, что в современном мире распространение наркомании приобрело характер эпидемии. По предположительным подсчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жители планеты тратят на наркотики денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые.
Далее отметить, что борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. В 1998,г. в России был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на прием наркотиков без назначения врача. В стране существуют специальные структуры по борьбе с незаконным распространением наркотиков. Но пока дело по борьбе с наркотиками обстоит так: врачи лечат наркоманов, милиция ловит торговцев наркотиками, учителя учат, как избежать наркомании, а наркомания расползается, как масляное пятно, охватывая все больше подростков и молодежи.
5. Подчеркнуть, что происходит это потому, что люди не знают или не хотят верить в то, что наркомания, как правило, начинается с первой пробы наркотика.
Наркотик — это возбудитель болезни, попав в организм человека, он запускает необратимый процесс развития наркомании. Внедрение возбудителя заболевания (наркотика) в организм здорового человека происходит во время первой пробы (приема) наркотика. Врожденного иммунитета в организме человека против действия наркотика нет. Первое употребление наркотика приводит к появлению влечения к наркотическому опьянению. Начинается скрытый период болезни, человек уже болен.
В такой обстановке профилактика наркомании должна стать главной составляющей индивидуальной системы здорового образа жизни и быть направлена на формирование твердой жизненной установки: в любой ситуации не допустить первой пробы наркотика.
Опыт показывает, что в подростковом возрасте желание попробовать наркотик возникает только в компании сверстников. Это может произойти на улице, на дискотеке, на концерте популярной музыкальной группы, когда хочется быть как все, веселым, раскованным, забыть обо всех проблемах. Вот в такой обстановке и может возникнуть и предложение и желание попробовать наркотик.
6. Разобрать с учащимися четыре правила «Нет наркотикам!».
Правило 1. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым психоактивным веществам в любой дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только «Нет!».
Правило 2. Постоянное формирование умения получать удовольствие при полезной ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом, активный отдых на природе), а значит, твердое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению.
Для этого можно взять себе за правило на каждый день ставить задачу: «Я сегодня сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю до конца и хорошо». Такая ежедневная установка для себя поможет формировать силу воли и избавит от скуки и безделья. Итак, «Нет!» безделью.
Правило 3. В вашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье «Нет!» тем сверстникам и той компании, где прием наркотиков дело обыденное. Для этого вам, возможно, придется побороть свою стеснительность. Вы должны уважать свое мнение и не поддаваться влиянию окружающих, которые предлагают попробовать наркотик. «Нет!» компании, где употребляют наркотик.
Правило 4. Четвертое «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения себя всех человеческих качеств.
В заключение урока отметить, что жизнь не дает скидки на возраст, на то, что у школьников еще мал жизненный опыт. Но каждому придется сделать выбор самому, по какому пути идти. По пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной жизни или по ложному пути получения удовольствий от приема психоактивных веществ, а значит, по пути уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.
Контрольные вопросы
1.Что такое психоактивные вещества?
2.Что такое наркотики и к чему приводит их употребление?
3.Почему наркомания считается фактически неизлечимым заболеванием?
4.Кому выгодно распространение наркотиков?
5.Чем опасна наркомания для человека и общества?
6.С какого момента начинается развитие заболевания наркоманией?
7.Почему каждому человеку необходимо вырабатывать у себя твердое убеждение против попытки попробовать наркотик?
Домашнее задание
1.Изучите § 28 учебника.