СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Раскрыть сущность наркомании и механизм формирования наркозависимости, сформировать твердое убеж­дение в том, что наркомания практически неизлечимое заболе­вание, обратить внимание на основные причины распростра­нения наркомании среди молодежи.

Изучаемые вопросы

1.Психоактивные вещества и наркотики.

2.Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости.

3.Основная причина распространения наркомании.

4.Наркомания и ее распространение.

5.Первая проба наркотика — начало развития наркома­нии.

6.Четыре правила «Нет наркотикам!».

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Дать определение психоактивным веществам и нарко­тикам.

Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированию психической (психологической) и физиче­ской зависимости от наркотика. Формируется наркотическая зависимость.

2. Раскрыть понятие «наркотики» и механизм формирова­ния наркотической зависимости.        

Отметить, что наркомания — это заболевание, которое при­водит к деформации личности человека, искажению его соци­ального поведения, выражающееся в отклонении от нравствен­ных и правовых норм, принятых в обществе.

Наркотическая зависимость — это непреодолимая потреб­ность человека в приеме наркотика, поэтому он становится ра­бом наркотика, а значит, и торговца наркотиком.

В головном мозге человека имеются «точки удовольствия», а в организме человека вырабатываются специфические («нар­котические») вещества, которые, действуя на «точки удовольст­вия», поддерживают оптимальное психическое состояние чело­века.

Здоровый организм человека вырабатывает столько таких веществ, что их хватает для поддержания нормального состоя­ния организма. В этом случае человек получает удовольствие в процессе жизнедеятельности от хорошей работы, от общения с окружающими, от вкусной еды и т. д. Если можно так сказать, «человек получает удовольствие от выполнения своих функ­циональных обязанностей, которые определила ему природа». Организм синтезирует собственные «наркотические вещества», которые регулируют настроение человека, его восприятие окружающего мира и стимулируют его работоспособность.

При приеме наркотиков организм, чтобы исключить из­лишнее  количество  наркотических веществ,  снижает синтез  «собственных наркотиков», и теперь человек, чтобы сохранить нормальное состояние, вынужден принимать наркотик. Так формируется физическая зависимость. С появлением физиче­ской зависимости от наркотика начинают меняться поведение человека и его жизненные интересы. Главной заботой для него является утоление возрастающего влечения к наркотику.

В этом состоянии изменяется образ жизни человека, его по­ведение и отношение к окружающим. Человек на этой стадии наркомании делается несдержанным, озлобленным, подозри­тельным и обидчивым. У него нарастает равнодушие к судьбе близких и к собственной судьбе.

Постепенно организм наркомана слабеет и дряхлеет физи­чески. Ослабевают защитные силы его организма, вследствие чего возможно развитие любых заболеваний, инфекционных и неинфекционных. Резко, на 20—30 лет, сокращается продол­жительность жизни наркомана, если это можно назвать жиз­нью.

3. Определить причины распространения наркомании, обозначив главную из них: наркотики и их распространение приносят торговцам наркотиков огромные прибыли, исчисляе­мые миллиардами долларов. Ради этого они готовы на все.

Для пропаганды наркотиков создана целая серия мифов:

  • наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», легкие;
  • наркотики делают человека свободным;
  • наркотики помогают решать жизненные проблемы.

Кроме того, у подростков и молодежи формируют ошибоч­ное мнение: даже если я попробую наркотик, я не стану нарко­маном, я смогу преодолеть привычку и бросить употреблять наркотики в любой момент. Жестокая правда такова: если на­чал употреблять наркотики, обратной дороги нет.

В заключение урока отметить, что в настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к куре­нию и употреблению алкоголя считается разновидностью нар­комании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления их схожи с употреблением наркоти­ческих веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) в формировании наркозависимости.

4. Обратить внимание учащихся на то, что в современном мире распространение наркомании приобрело характер эпиде­мии. По предположительным подсчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жители планеты тратят на нарко­тики денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые.

Далее отметить, что борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. В 1998,г. в России был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и пси­хотропных веществах», в котором установлен запрет на прием наркотиков без назначения врача. В стране существуют специ­альные структуры по борьбе с незаконным распространением наркотиков. Но пока дело по борьбе с наркотиками обстоит так: врачи лечат наркоманов, милиция ловит торговцев нарко­тиками, учителя учат, как избежать наркомании, а наркомания расползается, как масляное пятно, охватывая все больше под­ростков и молодежи.

5. Подчеркнуть, что происходит это потому, что люди не знают или не хотят верить в то, что наркомания, как правило, начинается с первой пробы наркотика.

Наркотик — это возбудитель болезни, попав в организм че­ловека, он запускает необратимый процесс развития наркомании. Внедрение возбудителя заболевания (наркотика) в организм здо­рового человека происходит во время первой пробы (при­ема) наркотика. Врожденного иммунитета в организме человека против действия наркотика нет. Первое употребление наркотика приводит к появлению влечения к наркотическому опьянению. Начинается скрытый период болезни, человек уже болен.

В такой обстановке профилактика наркомании должна стать главной составляющей индивидуальной системы здоро­вого образа жизни и быть направлена на формирование твер­дой жизненной установки: в любой ситуации не допустить пер­вой пробы наркотика.

Опыт показывает, что в подростковом возрасте желание по­пробовать наркотик возникает только в компании сверстников. Это может произойти на улице, на дискотеке, на концерте по­пулярной музыкальной группы, когда хочется быть как все, ве­селым, раскованным, забыть обо всех проблемах. Вот в такой обстановке и может возникнуть и предложение и желание по­пробовать наркотик.

6. Разобрать с учащимися четыре правила «Нет наркоти­кам!».

Правило 1. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым психоактивным веществам в любой дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компа­нии. Всегда только «Нет!».

Правило 2. Постоянное формирование умения получать удовольствие при полезной ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом, активный отдых на природе), а значит, твердое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению.

Для этого можно взять себе за правило на каждый день ставить задачу: «Я сегодня сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю до конца и хо­рошо». Такая ежедневная установка для себя поможет форми­ровать силу воли и избавит от скуки и безделья. Итак, «Нет!» безделью.

Правило 3. В вашей жизни большое значение приобрета­ет умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстни­ков. Третье «Нет!» тем сверстникам и той компании, где прием наркотиков дело обыденное. Для этого вам, возможно, придет­ся побороть свою стеснительность. Вы должны уважать свое мнение и не поддаваться влиянию окружающих, которые пред­лагают попробовать наркотик. «Нет!» компании, где употребля­ют наркотик.

Правило 4. Четвертое «Нет!» своей стеснительности и не­решительности, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения себя всех чело­веческих качеств.

В заключение урока отметить, что жизнь не дает скидки на возраст, на то, что у школьников еще мал жизненный опыт. Но каждому придется сделать выбор самому, по какому пути идти. По пути получения удовольствий от каждодневной упорной ра­боты по совершенствованию своих духовных и физических ка­честв, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной жизни или по ложному пути получения удовольствий от приема психоактивных веществ, а значит, по пути уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.

Контрольные вопросы

1.Что такое психоактивные вещества?

2.Что такое наркотики и к чему приводит их употребле­ние?

3.Почему наркомания считается фактически неизлечимым заболеванием?

4.Кому выгодно распространение наркотиков?

5.Чем опасна наркомания для человека и общества?

6.С какого момента начинается развитие заболевания нар­команией?

7.Почему каждому человеку необходимо вырабатывать у себя твердое убеждение против попытки попробовать наркотик?

Домашнее задание

1.Изучите § 28  учебника.