«Влияние средств массовой информации на развитие современного подростка»
МБУ ДО ХМР
Объединение «Мода и стиль»
Киселева Галина Николаевна
2017 г
Объект исследования – процесс социального развития личности современного подростка.
Предмет исследования –средства массовой информации, как способ влияния на развитие личности современного подростка.
Цель работы - изучить влияния средств массовой информации (телевидения, прессы, Интернета) на развитие личности подростка.
Задачи:
- Дать характеристику средствам массовой информации, как фактору социализации .
- Проанализировать влияние различных средств массовой информации на формирование личности подростка.
- Разработать памятку для подростков и их родителей.
Актуальность. Современная Россия находится в состоянии формирования новой социальной системы.
В ХХ – XXI веке источники массовой информации заняли особую позицию.
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения.
Современных родителей очень беспокоит вопрос о том, какое влияние оказывают СМИ на развитие их подростков. Раньше культурные ценности дети усваивали от родителей, воспитателей и учителей, а сейчас они подвержены сильному влиянию современных информационных технологий.
Средства массовой информации имеют
две стороны влияния.
Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.
Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие, агрессия, нездоровая мораль.
Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.
Традиционные средства массовой информации делятся на :
Телевидение – телекомпании регионального и общефедерального направления;
Печатные СМИ – газеты, журналы, бюллетени и периодическая печатная продукция, которая имеет два направления развития – общефедеральное или общенациональное и региональное;
Инновационные СМИ – глобальная коммуникационная сеть Интернет.
Радиовещание – радиокомпании регионального и общефедерального направления;
Из всех средств массовой информации самым популярным является телевидение.
Часы, проведённые подростком перед телевизором, в несколько раз превышают время, отданное общению с родителями.
Чем больше подросток проводит времени за телевизором, тем меньше развивается его творческое мышление, воображение, память, так как телевидение представляет готовые образы и картинки.
Средства массовой информации – как фактор социализации подростка
- Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья.
- Следующий фактор, оказывающий влияние на развитие подростка – школа.
- Следующий фактор, оказывающий влияние на социализацию подростков –это общество сверстников.
- К факторам социализации также относятся средства массовой информации.
Проблема влияния средств массовой информации на формирование личности подростка вызывает интерес у представителей различных профессий и общественных деятелей
Врачи и психологи отмечают негативные последствия для психики подрастающего поколения и физического здоровья подростка (ухудшение зрения, раздражительность, агрессивность, влечение к алкоголю, рост вредных привычек, расстройство психики и т.д.)
Воспитатели и педагоги отмечают, что у детей и подростков под влиянием СМИ нарушаются навыки чтения, так как дети, получая готовую информацию из СМИ меньше читают книг, познавательных журналов, употребление ненормативной лексики в СМИ ведёт к её использовании в повседневной жизни, обедняется лексика, ослабляется и умение межличностного общения: вместо игр и бесед со сверстниками, общения с родителями, подросток часами просиживает у телевизора, компьютера, мобильного телефона.
Представители правопорядка отмечают проблему влияния СМИ на криминальную мотивацию несовершеннолетних.
Подростки в период становления личности порой относятся некритично к предоставленной им информации.
Помимо отрицательного влияния СМИ на подростковое поведение, есть и положительные влияния :
- СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»;
- средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
- служит для взаимного информирования властей и населения;
- снимают социальную напряженность.
С каждым годом влияние средств массовой информации всё больше и больше влияет на развитие подростка, пропагандируя свои стандарты поведения,
цели и ценности жизни.
Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически в основном благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету.
Итог таков – средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.