ГУ «Средняя школа имени В.И.Пацаева»
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: педагог-психолог Тайманова Б.М.
2014 год
Аннотация
Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме влияния современных мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста. В работе дается сравнение старых советских и современных мультфильмов. В результате анализа и эмпирического исследования, автор доказывает, что мультфильмы, содержащие сцены агрессии и насилия развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………............6
История создания мультфильма………………………….…………………..........6
Положительные и отрицательные стороны мультфильма……………………....8
Сравнение советских и современных мультфильмов ……………………........11
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.……………………………………………………………………………20
2.1 Организация исследования………………………………………………….........20
2.2 Анализ и интерпретация материалов эмпирического исследования……........20
Глава 3. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………...………………………..27
3.1 Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение тревожности детей младшего школьного возраста…………………………………27
3.2 Сравнительный анализ и результативность коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, в основном американского, российского, японского производства. Огромное количество современных мультфильмов на телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто не несут добра, миросозидания и порядочности. Практически всю информацию ребенок воспринимает в виде образов, именно из них, впоследствии, строится модель мира адекватная для самого ребенка. В этом возрасте, закладывается фундамент, на котором будут строиться важнейшие качества личности. К сожалению, в настоящее время влияние мультипликационных фильмов на психику детей изучено не достаточно глубоко. Но все, же в научной литературе данная проблема не является новинкой. Ею занимались такие ученые, как: Р.В.Овчарова, М.С.Егорова, Н.М.Зырьянова, Ю.Д.Чертков, И. Я Медведева, Е. Глушкова, В. Абраменкова, А. Богатырева и другие.
Исходя из рассмотренной современной ситуации, и сформулирована тема работы – «Влияние современных мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выяснить, какое влияние оказывают современные мультфильмы на психику детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
изучить историю создания мультипликации;
рассмотреть положительные и отрицательные стороны мультфильма;
провести анкетирование, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
эмпирически изучить влияние современных мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста.
разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение тревожности
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – проблема влияния современных мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что мультфильмы, в которых присутствуют сцены агрессии и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении.
Методы исследования:
Теоретические (изучение литературы)
Экспериментальные (наблюдение, анкетирование, тестирование)
Эмпирические (количественный и качественный анализ данных исследования)
Методологической основой являются работы ученых, специализирующихся в вопросах изучения психологического здоровья детей.
Теоретические основы исследования: в работе опиралась на исследования ученых, психологов и педагогов И. Я. Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.
1.Теоретические аспекты исследования влияния современных мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста
1.1 История создания мультфильма
Еще с давних времен люди пытались различными способами оживить рисунки. Первые упоминания об анимации появились еще в первом веке до нашей эры. В начале же второго тысячелетия на территории Китая появились так называемые теневые представления, которые были весьма похожи на будущие мультфильмы.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали зрителей всевозможными подвижными изображениями, применяя для этого специально придуманные механизмы. Только в конце 19 века Эмиль Рейно – всемирно известный изобретатель из Франции придумал первый проектор, в котором использовался принцип так называемой последовательной передачи изображений – они шли одно за другим.
В 1906 году, после того, как изобрели кинокамеру, на территории США был сделан первый полноценный мультфильм. Автором проекта был Дж. Блэктон.
Когда-то раньше мультфильмы были «немыми» и черно-белыми, а в 1928 году знаменитый и всеми любимый У. Дисней создал первый мультфильм со звуком. Он носит название «Пароход Вилли».
Первая казахская мультипликационная картина «Почему у ласточки хвост рожками» был снят в 1967 году режиссером Аменом Хайдаровым на киностудии «Казахфильм». Картина облетела 48 стран мира, была премирована на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, а в 1975 году покорила искушенных ценителей мультипликации и на родине Уолта Диснея, завоевав приз «Бронзовый Праксиноскоп» на Международном кинофестивале мультфильмов в Нью-Йорке.
Анимация - это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Наиболее популярная форма анимации, представляющая собой серию рисованных изображений, в России долгое время была известна как мультипликация, а в англоязычном мире как "cartoons" или "animated cartoons", но в последнее время все чаще обозначается общим термином "анимация".
С точки зрения технология процесс выглядит так: на каждом следующем рисунке фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду в звуковой анимации или 16 кадров в секунду в немой. Действия и эффекты, невозможные в реальной жизни, - суть анимации. Персонажи ходят по воздуху, заново воссоздают себя, после того как их изрубили на куски, преобразуются по собственному желанию. Еще более "волшебной" выглядит анимация предметов. Песчинки размножаются и строят песчаный замок, ручки сами пишут, из кирпичей вырастает дом. Больше других видов искусства анимация основывается на легендах и сказках.
Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок. Затем оператор по-кадрово фотографирует рисунки при помощи специальной камеры. Наконец, с изображением синхронизируется звук.
Есть и другая техника – Кукольная анимация. По популярности она уступает лишь рисованной мультипликации. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется покадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения. Этот тип анимации возник в России, где В.А.Старевич начал делать кукольные фильмы еще в 1911. Среди наиболее выдающихся его последователей - А.Л.Птушко, чей Каменный цветок (1946) является одним из шедевров кукольной анимации. В Чехословакии кукольной анимацией занимался Трнка. Венгр по происхождению Дж.Пал работал в этой области в Великобритании и в США.
Силуэтная и коллажная анимация. В силуэтной анимации вырезанные из картона или другого материала фигурки накладываются на целлулоидную пленку, причем для каждого следующего кадра их положение слегка меняется. В коллажной анимации используется тот же принцип, однако вместо фигурок применяются вырезки из книжек, наклейки, иллюстрации.
Анимация объектов заставляет неживые предметы казаться одушевленными. Могут использоваться как предметы повседневного обихода (спички, вилки, часы), так и фотографии и различные изображения.
В компьютерной анимации (появилась в 70-е годы) после того, как нарисованы основные позы, автоматически рассчитываются промежуточные положения героев. В электронной анимации на компьютере мультфильм создается весь целиком. Но дело это весьма трудоемкое и дорогое, например, первый полнометражный (т.е. длительностью более часа) компьютерный мультфильм "История игрушек" (США, вышел в 1995 году) создавался долгих четыре с половиной года.
1.2 Положительные и отрицательные стороны мультфильма
С развитием мультиндустрии, как мы говорили ранее, для юных зрителей открывается огромное множество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами и сюжетами. Всем давно известен тот факт, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные, современные ил советские мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно позволять проводить ребенку перед телевизором?
Для начала следует рассмотреть положительное влияние мультфильмов на ребенка.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:
ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку;
ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить;
познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);
смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;
совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
А теперь рассмотрим негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка.
Можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка. Опираясь на мнения Д.В.Андрющенко, Н.Е.Марковой, И.Я.Медведевой, можно выделить несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребенка.
Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни). Например, исследования А.Бандуры, проведенные им и его коллегами еще в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.
Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем).
Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей).
Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент систематического просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг).
Кроме того, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как-бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это, своего рода, приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.
Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.
1.3 Сравнение советских и современных мультфильмов
Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но это влияние не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируемый и нецеленаправленный со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и не оценивая воспитательный потенциал мультфильма, что может привести к весьма нежелательным последствиям.
Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства. Общепризнанно воспитывающее влияние искусства на формирование личности ребенка. Между тем мультфильм обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что школьники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Младшие школьники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире». Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.
Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания. Если спросить у наших родителей: «что такое мультики?»,- то у каждого из них возникнут хорошие воспоминания о беззаботном детстве, родительском доме. Многие из них и сейчас останавливаются у телевизора, когда видят полюбившихся с детства персонажей.
Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе, так и в домашних условиях.
Подробно рассмотрим на примере несколько советских и современных мультфильмов.
Если посмотреть, например, серию из сериала «Вуди и его друзья», который длиться 10 минут и пересказать её. Что получится? Ну, наверно, 1-2 предложения как кто-то кого-то стукнул, ударил и Вуди произнес свое знаменитое: «Та-та-та-та-та». А теперь взять мультик, например, «ОХ и АХ», который тоже длиться 10-15 минут. Ответьте на вопрос: Чему учит рассказанная история? Малыш как губка впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. За границей на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет». Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив, но и весел. Или мышку можно ударить по голове, взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому.
"Самый маленький гном" Мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят... Есть в этом мультфильме замечательный образ одного "спасателя"
"Волшебный мешочек" Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: "Раз тебе хочется озорничать - озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками". Ура! Да здравствуют проказы!
Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если сделаешь доброе дело. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.
"Самый большой друг" Из родных широт он переносит нас в загадочную Африку, где живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями - щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует, естественно, бегемот. Мультфильм (который кончается, конечно, хорошо) очень доходчив даже для самых маленьких. В конце девочка "на пальцах" объясняет бегемоту: "Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. Ну и бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато мы все поняли, кто здесь самый большой друг и как вообще нужно дружить. Ну, хорошо, с этим все понятно: друзьям надо помогать.
Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»)
У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.
Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари, жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила, и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки. В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»)
В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела.
Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.
Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил.
Понаблюдайте за крохой, который смотрит хороший мультфильм. На его лице – весь шквал эмоций и переживаний. Вот он смеется вместе с героем, вот хмурит бровки, сопереживая и жалея, вот - повторяет слова знакомой песенки… Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую. Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.
Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).
Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками» («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»). Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.
Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.
Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.
А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.
Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор.
Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.
Возьмем для примера мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Шредер в "Ниндзя - черепашках", все эти киборги - это современное воплощение зла. Для ребенка это не типично, в этом мультфильме постоянно идет противостояние плохому, и герои столько убивают, что порой задумываешься, а правда они такие хорошие?
В современных сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное - материнство. Во всех мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми не получается даже с натяжкой.
Но, нельзя утверждать, что все современные мультфильмы опасны для наших детей. Среди современных мультфильмов есть и хорошие познавательные мультфильмы, но таких очень мало. Например, мультфильм "Фиксики".
Фиксики - это маленькие человечки, которые прячутся от людей и живут внутри техники и приборов. Они могут починить самые разнообразные поломки и рассказать об этом детям в игровой форме. Например, как работает холодильник, электрочайник, флеш-карта, пульт от телевизора, что такое сифон и зачем он нужен. Рассекречиваются фиксики в доме восьмилетнего мальчика Дим Димыча. Но, кроме него, их никто не видит: при приближении людей они превращаются в болтики. Рекомендуются для просмотра уже для детей 6-8 лет.
«Паравозик Чух-Чух и дни недели». В разные дни недели паровозик выполняет определенные задания от перевозки дров до доставки почты и посылок. В выходные, как и положено, он отдыхает. Наблюдая за действиями паравозика, малыши быстро запомнят, какие дни недели есть и в какой последовательности они идут. Во время работы Чух-Чух напевает свои любимые песенки, чтобы было веселее, и просит детей ему подпевать. Добрый позитивный мультфильм очень нравится малышам.
«Смешарики» - круглые зверушки, живущие в стране смешариков: Крош (кролик), Нюша (девочка-хрюша), Еж, Лосяш, Совунья, Кар-Карыч и другие. С ними происходят увлекательные приключения с поучительным содержанием. А зрителям ненавязчиво рассказывают и о физических явлениях, и о философских понятиях: например, что такое мода, как делаются фейерверки и чем грозит безделье. Замечательный мультик со смыслом, как для детей, так и для взрослых - его интересно смотреть всей семьей. Хорошая озвучка, правильно обыгрываются разные ситуации, которые в итоге разрешаются: есть завязка, развитие сюжета и его завершение, мораль. Плюс "Смешариков" еще и в том, что у них короткие серии - около 7 минут. За это время внимание ребенка не успевает рассеяться - он от начала до конца вовлечен в то, что происходит на экране.
"Маша и Медведь"
Истории про шкодливую, упрямую, любопытную и непослушную девочку Машу, которая никому не дает покоя, и в первую очередь своему другу Медведю, которого она постоянно втягивает в приключения. Многие психологи сошлись на мнении, что мультфильм "Маша и Медведь" показывать детям до 10 лет нельзя, потому что ребенок может вырасти неуправляемым и эгоистичным, так как Мишка в мультфильме всегда молчит, никогда не перечит и всегда выполняет все, чего хочет Маша. В итоге у ребенка (особенно у девочек) формируется стереотип, что он имеет право требовать все что угодно, а остальные должны ему потакать. Ведь ребенок, в отличие от взрослых, сам юмор не оценивает (он его не понимает) при этом для него все, что показывается, - модель поведения.
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится для них полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни.
Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенку внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что - нет.
2. Эмпирическое исследование влияния современных мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось в 2014 году в средней школе имени В.И.Пацаева. Участие в исследовании приняли дети в возрасте 6 - 8 лет (1-2 классы) и их родители.
Прежде чем приступить к определению основных методов и приемов, проанализировала ситуацию в группе. Для того чтобы узнать какие мультфильмы предпочитают школьники в возрасте 6-8 лет, мной было разработано и проведено анкетирование с учащимися и родителями. А так же в течение трех месяцев мной велось наблюдение за дочерью, а именно как менялось эмоциональное состояние ребенка после просмотра определенных мультфильмов.
В экспериментальной и контрольной группах был проведен "Детский тест тревожности", разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей в возрасте 4-8лет. Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях. Психодиагностический материал в этой методике представлен серией рисунков. Каждый из рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек (на рисунке представлена девочка). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков дано улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети и которые могут вызывать у них повышенную тревожность и агрессивность.
2.2 Анализ и интерпретация материалов эмпирического исследования
В течение трех месяцев мной велось наблюдение за шестилетней дочерью. В первый месяц мы просматривали мультфильмы, которые ребенок выбрал самостоятельно, а именно «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Спанч Боб» в следующие два месяца были просмотрены те мультфильмы, которые выбрали родители это – «Каникулы в простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Смешарики», «Лунтик», «Фиксики». Результаты наблюдения отображены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии наблюдений | Отметка за первый месяц | Отметка за третий месяц |
Ребёнок перевозбуждается | Да | Нет |
Подражает отрицательным героям и плохим поступкам | Да | Нет |
Ребенок становится раздражительным и неуправляемым | Часто | Нет |
Ребенок жалуется, что снятся страшные сны | Да | Редко |
Может смотреть один и тот же мультфильм целыми днями | Да | Нет |
После просмотра страшно оставаться в темноте или одному дома | Да | Нет |
Помогает ли по дому | Редко, только когда заставят или попросят | Старается помочь |
Ребёнок становится агрессивным, когда запрещают смотреть мультфильмы | Да | Нет |
В анкетировании принимали участие 40 учащихся, а так же их родители. Анализ результатов анкетирования родителей показал, что все дети любят смотреть мультфильмы. Из 40 опрошенных родителей 22 человека отдают предпочтение современным мультфильмам иностранного и российского производства, шесть человек отметили, что детям включают мультфильмы российского производства, но иногда просматривают старые советские мультфильмы, 12 человек отметили, что стараются показывать детям только советские мультфильмы, хотя детям больше нравятся современные мультфильмы.
Наглядно результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Какие мультфильмы предпочитаете показывать детям?
На вопрос: «Как часто ваш ребенок смотрит мультфильм?» Каждый день - ответили 28 человек, несколько раз в неделю - ответили семь человек и пять человек ответили – только на выходных.
Рис. 2. Как часто ваш ребенок смотрит мультфильм?
На вопрос «Копирует ли ваш ребенок в игре поведение того героя, которого он видел в мультфильме?», Да – ответили 19 человек, когда как – 9, только имя – 12 человек.
Рис. 3. Копирует ли ваш ребенок в игре поведение того героя, которого он видел в мультфильме?
Анализ результатов анкетирования детей показал, что все дети любят смотреть мультфильмы. Анализируя вопрос: «Как называется твой любимый мультик?» чаще всего дети выбирают современные иностранные и российские мультфильмы. Мальчики отдают предпочтение таким мультфильмам как «Бэн Тэн», «Трансформеры», «Шрек», «Человек-паук», «Аватар». Девочки любят смотреть такие мультфильмы как «Маша и медведь», «Симпсоны», «Смешарики», «Клуб Винкс», «Том и Джеррри», «Ну погоди!», «Спанч Боб».
И снова популярностью у школьников пользуются современные иностранные и российские мультфильмы.
Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Представляете, если и в жизни ребенок начнет копировать поведение своих любимых героев?
Наглядно результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Твой любимый герой?
Как уже видно, среди предпочитаемых мультгероев нет героев из советских мультфильмов,и нет ни одного героя отечественного мультфильма, что говорит о проникновении и влиянии западной культуры в нашей стране. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали Черепашек-ниндзя, Трансформеров. Из этого следует, что мальчики предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями.
Девочки выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев Машу и девочек из «клуба Винкс». Объясняя это тем, что, Маша веселая, а девочки красивые и сильные.
В начале исследования мной было создано две группы школьников. В первую группу вошли 22 учащихся, просматривающих любимые ими только современные иностранные и российские мультфильмы. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли 18 детей, ранее просматривающих мультфильмы старого советского производства. С обеими группами был проведен "Детский тест тревожности". Рисунки предъявлялись детям в строго определенном порядке один за другим с дополнительной инструкцией. Выбор детей соответствующего лица и словесные высказывания фиксировались в индивидуальных протоколах. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергались анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
В результате проведенной диагностики у учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр современных мультфильмов, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение уровня тревожности младших школьников. Так:
70% детей имеют высокий уровень тревожности;
20% детей - средний уровень;
10 % детей имеют низкий уровень тревожности.
Наглядно результаты представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты исследования по методике "Детский тест тревожности" (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)
11
Рис. 6. Результаты исследования по методике "Детский тест тревожности" (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)
Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок — ребенок (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Значительно ниже ypовень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок — взрослый (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда. В одиночестве).
Результаты учащихся, составляющих контрольную группу, показали, что просмотр мультфильмов советского производства не оказывает отрицательного влияния на тревожность детей. Показатели уровня тревожности, в этой группе следующие: 29% - низкий уровень, 46% - средний уровень, 25 % - высокий.
Наглядно результаты представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Результаты исследования по методике "Детский тест тревожности" (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).
Исходя из полученных результатов эмпирического исследования, мной подготовлены буклеты для родителей «Как с пользой смотреть мультфильмы». В буклетах приведены рекомендации, как смотреть мультфильм и как выбрать мультфильмы для просмотра; перечислены признаки «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка. А так же разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение тревожности детей младшего школьного возраста.
3. Коррекция тревожности младших школьников
3.1 Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение тревожности детей младшего школьного возраста
Цель программы – снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста через развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Сплочение группы;
Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
Развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми;
Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
Целевая группа: дети 6-8 лет
Оценка эффективности работы. Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом занятий и по их завершении, по результатам наблюдений за детьми на каждом занятии.
Предполагаемый результат. Снижение тревожности, связанной с различными аспектами жизни; повышение самооценки; развитие культуры общения; приобретение навыков произвольной саморегуляции.
Режим занятий. Частота занятий — 1 раз в неделю. Продолжительность 35-40 минут. Количество занятий — 10, занятия проходят в кабинете психолога.
На занятиях используются следующие технологии, методы и приемы:
игротерапия которая используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе;
ИЗО терапия для актуализации страхов, повышения уверенности в себе, развития мелкой моторики, снижения тревожности;
музыкальная терапия (релаксация) для подготовки тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от внутреннего нервного напряжения, успокоение;
метод групповой дискуссии;
проективных методов «репетиция поведения» и элементов психогимнастики.
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться возрастные, личностные и психофизиологические особенности воспитанников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Цель занятия | Наименование форм работы, упражнений | Кол-во часов |
1 | Знакомство | Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях. | Упр. «Здравствуйте, я рад познакомиться», «Выработка правил поведения на занятиях», «Ветры дуют на…», «Корабль и ветер» | 1 |
2 | Мое настроение | Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | Игра «На что похоже мое настроение?», «Печатная машинка», Упр. «Веселый страх», «Воздушный шарик» | 1 |
3 | Я хороший – Я плохой | Снятие напряжения среди участников, осознание себя. | Игра «Волшебное слово» «Подарок под елкой» рисунок «Части моего Я», «Сосулька» | 1 |
4 | Волшебный лес | Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. | Упражнение “ Росточек под солнцем”, игра «Тропинка», упр. «Водопад» | 1 |
5 | Наши страхи | Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. | Упр. «Расскажи свой страх», «Дыхание», «Ролевая игра», «Насос и мяч» | |
6 | Я больше не боюсь! | Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. | Упр. «Смелые ребята», «На лесной полянке», игра «За что мы любим», упр. «Прогони Бабу-Ягу» | |
7 | Сказочная шкатулка | Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.. | Игра «Сказочная шкатулка», Упр. «Охотник и заяц», «Слепец и поводырь», «Волшебные зеркала» | 1 |
8 | Мой портрет в лучах солнца | Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. | Игра «Я не такой, как все, и все мы разные», «Мой портрет в лучах солнца», «Слепой танец», «Дудочка» | 1 |
9 | Волшебники | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия. | Упр. «Росточек под солнцем», игра «Продолжить», «Театр масок», «Подари карточку» | 1 |
10 | Солнце на ладошке | освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.. | Игра «Волшебный стул», упр. «И я!», упр. «Веселый страх», «Солнце на ладошке» | 1 |
Итого: 10 часов |
2.4 Сравнительный анализ и результативность коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности детей младшего школьного возраста
Для подтверждения эффективности коррекционной программы была сформирована группа из 22 детей, ранее составляющих экспериментальную группу. По результатам проведенного эксперимента (диагностика тревожности по методике "Детский тест тревожности" Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) у этих учащихся выявлен высокий уровень тревожности.
До проведения коррекционно-развивающей программы, родителям дана установка, в обязательном порядке, при просмотре мультфильмов в течение 2,5 месяцев руководствоваться данными психологом рекомендациями «Как с пользой смотреть мультфильмы».
После окончания занятий по описанной программе в экспериментальной группе была проведена та же диагностика на выходе. Результаты диагностики экспериментальной группы по окончанию занятий были сопоставлены с полученными данными диагностики этих же детей до психологического воздействия.
Сравнительный анализ результатов уровня тревожности детей младшего школьного возраста до и после психологического воздействия представим в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень тревожности | До проведения коррекционных занятий | После проведения коррекционных занятий |
Высокий | чел.- 70% | 2 чел. - 10% |
Средний | 5 чел. - 20% | 8чел.-35% |
Низкий | 2 чел.–10% | 12 чел.-55% |
Из результатов, представленных в таблице 2 становится ясно, что в группе детей младшего школьного возраста, снизился уровень тревожности на 60 % (детей с высоким уровнем стало меньше), зато значительно выросло количество детей с низким уровнем тревожности на 45%. Результаты наглядно представлены на рисунке 8.
Рис. 8.
Изменение показателей уровня тревожности в экспериментальной группе подтвердились также наблюдением. Из разговора с родителями и классными руководителями, а также наблюдений психолога выяснилось, что дети стали намного спокойнее, увереннее в себе, смелее и успешнее отвечать на уроках, активно участвовать в жизни школы.
Реализация вышеописанной психокоррекционной программы способствовала снижению тревожности детей, обучению детей навыкам общения и сотрудничества, а также сплочению коллектива и повышению уверенности детей в себе.
Заключение
Таким образом, подводя итог нашего исследования, можно с уверенностью сказать, что современные мультфильмы оказывают большое влияние на психику детей младшего школьного возраста.
С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. При просмотре мультфильмов ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку; ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить; мультфильмы объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор, смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются современные мультфильмы, в основном американские, российские, японские. Большая часть продукции современной фабрики не безвредна, есть большая разница между старыми мультфильмами и современными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В современных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Таким образом, большинство современных мультфильмов обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, школьникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.
Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию младших школьников. Это касается всех мультфильмов. Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником для каждого ребенка.
Результаты данного исследования показали, что просмотр современных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям.
Данный вывод подтверждает и сравнительный анализ результатов экспериментальной деятельности.
За период реализации программы положительная динамика в контрольной выборке составила: 60 % (детей с высоким уровнем стало меньше), зато значительно выросло количество детей с низким уровнем тревожности на 45%.
В ходе исследования, проанализировав старые советские и современные мультфильмы, выявив их влияние на психику детей младшего школьного возраста, можно с уверенностью сказать, что поставленная мной в начале исследования гипотеза о том, что современные мультфильмы, в которых присутствуют сцены агрессии и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении, подтверждена.
Список использованной литературы
Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.
Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007. -№11.-С132-140.
Авдеев Д. А. «Как сохранить душевное здоровье ребенка» - М.: Софтиздат, 2012.
Азарова Т. В., Битянова М. Р., АоЬанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2000. - 416 с.
Баркан А. Ю. «Плохие привычки хороших детей» - Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.
Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.
Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. 2001. №27.
Безруких М. Л/., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 1996.
Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб.: [б, и.], 1994.
Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига: Эксперимент, 2000.
Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухиа, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.
Волков Б. С., Волкова Н. В. «Детская психология. От рождения до школы» - Спб.: Питер 1-е издание, 2009 г.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - Издательский дом: ЧеРо, ТЦ СФЕРА, 2007 г.
Герасимова А. Школьная тревожность//Мурзилка. 2001. №9.
Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.
Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1993
Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» 1-4 классы. - М.: Ва-ко, 2006.-131 с.
Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).
Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.
Кривуля Н.Г. «В зеркале времени. Анимация двух Америк» - Издательство: Аметист, 2007 г.
Курпатов А.В. «Счастье вашего ребёнка» - Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2013 г.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
Мухина В. А. «Возрастная психология» - Издательство: Академия (Academia), 2012 г.
Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004.
Ньюфелд Г. «Не упускайте своих детей» - Издательство: Ресурс, 2012 г.
Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» - Спб: Питер, 2011 г
Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-18.
Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002.
Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж: Студия ИАН, 2000
Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002.
Приложение 1
Анкета для детей младшего школьного возраста
1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
2. Какие мультики тебе нравятся?
3. Твой любимый герой?
4. Почему он тебе нравится?
Приложение 2 Анкета для родителей
1. Любит ли Ваш ребенок смотреть мультфильм?
2. Какие мультфильмы Вы предпочитаете показывать своим детям?
3. Как часто Ваш ребенок смотрит мультфильм?
4. Копирует ли Ваш ребенок в игре поведение того героя, которого он видел в мультфильме?
Приложение 3
Инструкция к тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
- Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Приложение 4
27