Влияние выбора носителей информации на ее качество
в процессе усвоения учебного материала на уроках русского языка и литературы
Автор:
Дуванская Л.Н., преподаватель русского языка и литературы
Чебоксары, 2017 г.
Оглавление
Введение..........................................................................................................................................3
1. Современные исследования проблемы восприятия информации.........................................4
2. Наблюдение и исследования проблемы восприятия информации студентами Чебоксарского электромеханического колледжа..................................................................................................5
Заключение......................................................................................................................................8
Библиографический список...........................................................................................................9
Приложения....................................................................................................................................10
Введение
Все чаще в центре внимания ученых оказывается механизм восприятия информации. Сегодня значительное количество людей сталкивается с информационным трудом в процессе учебной, научной и другой профессиональной деятельности. Самым распространенным и массовым видом информационного труда признан учебный процесс, в ходе которого обучающийся получает, обрабатывает, хранит и использует информацию. Основной же ее источник - чтение. Однако современные дети либо не читают совсем, либо читают мало. Читающий ребенок быстрее и эффективнее будет работать с текстом, чем не читающий. Но решить данный вопрос не так просто, так как существует несколько факторов, затрудняющих решение, в частности использование гаджетов. В век современных технологий электронные книги и планшеты могут не только стать союзниками в решении проблемы понимания текста, но и нанести вред.
Целью данной работы является анализ механизма восприятия информации студентами и влияние выбора носителей информации на ее качество в процессе усвоения учебного материала на уроках русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать научную литературу по данной теме;
провести собственные наблюдения и исследования проблемы восприятия информации.
Объектом исследования в данной работе является групповая и индивидуальная работа обучающихся с текстами и заданиями на уроках русского языка и литературы.
Материалом исследования послужили эксперименты русских и зарубежных ученых.
При проведении исследования в работе был применен метод анализа имеющихся результатов экспериментов, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования предложенного подхода при проведении уроков русского языка и литературы, организации работы со студентами с оптимальным выбором носителей информации.
1. Современные исследования проблемы восприятия информации
Рано или поздно каждый ребенок научится читать, но следует учитывать, что секрет успеха в понимании текста, а не в беглом чтении. Понимать же прочитанное ребенок может так и не научиться. А в современном мире грамотного, образованного человека определяют не столько по скорости чтения, сколько по пониманию того, что он читает.
В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания. Ознакомительное чтение представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты. Целью просмотрового чтения является получение общей информации о содержании текста.
Беда заключается еще и в том, что большинство современных детей либо не читают совсем, либо читают мало. Читающий ребенок быстрее и эффективнее будет работать с текстом, чем не читающий. Но решить данный вопрос не так просто, так как в век современных технологий электронные книги и планшеты могут не только стать союзниками в решении проблемы понимания текста, но и нанести вред.
Объем продаж электронных книг растет, однако результаты последних экспериментов, проведенных в Калифорнийском и норвежском Ставангерском университете, утверждают, что информация, прочитанная в бумажной книге, намного дольше остается в памяти, и сам процесс чтения является более вдумчивым, заставляет человеческое воображение работать все сильнее, чем при использовании электронных устройств. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является электронный носитель, существенно меняется восприятие. Внимание читающего человека становится поверхностным. Чтение электронных книг не похоже на чтение с традиционных носителей: конечно, информация воспринимается быстрее, но не запоминается. Электронные книги рассеивают внимание и замедляют процесс понимания и усвоения информации. Таким образом, ученые пришли к выводу, что человек, стремясь бегло просмотреть текст, просто усложняет себе процесс чтения и понимание.
Наблюдение и исследования проблемы восприятия информации студентами Чебоксарского Электромеханического колледжа
Сделав анализ результатов эксперимента, нас еще больше заинтересовал этот вопрос. Данные предположения ученых полностью подтвердила наша серия экспериментов на студентах. Обучающимся было предложено прочитать одни и те же классические тексты на разных носителях - на бумаге, дисплеях и найти все имеющиеся в тексте наречия. Наречие было предложено не случайно. Во-первых, это неизменяемая часть речи, которая объединяет слова, обозначающие признак действия, признак другого признака или предмета, во-вторых, правописание наречий вызывает определенные сложности и требует активизации имеющихся у студентов знаний и умений. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных.
Понаблюдав за тридцатью студентами, пока те пользовались книгами и планшетами, мы пришли к выводу: подростки, читавшие текст книги, поняли его больше, нежели те, кто читал с планшета. Информация из книг оказалась полезнее, доступнее и позволила студентам быстрее справиться с поставленным заданием без больших эмоциональных затрат. При чтении обычных книг эффективность выполнения заданий у испытуемых была выше, чем при чтении гаджетов. Активировалось внимание, повысилась эффективность зрительно-моторной реакции. Книга в отличие от техники способствует воображению. Человек же, читающий с электронных носителей, затрачивает больше сил, энергии и довольно быстро устает.
Кроме технических навыков (умение пользоваться гаджетами) работа с электронным носителем требует временных затрат на линейные операции, что в конечном счете отрицательно влияет на общую результативность работы студента над текстом. Там, где студенту просто требуется перевернуть страницу, студентам с планшетами и тому подобным необходимо произвести несколько операций: перейти к списку, вернуться к предыдущей странице, увеличить шрифт, сохранить страницу т.д. Это только видимые проблемы.
В процессе работы на уроках русского языка и литературы со всевозможными текстами и заданиями к ним мы заметили, что результат работы обучающихся зависит не только от уровня их компетенций, но и надпредметных навыков, в данном случае — от уровня владения средствами информирования, будь то традиционными или электронными. Так, на уроке русского языка было предложено для выполнения упражнение 135 с заданиями Выразительно прочитайте. Докажите, что перед вами текст, назовите его признаки. Каковы тема, основная мысль текста? Что отражает заголовок — тему или идею? Определите стиль речи текста. Что вы знаете о семи чудесах света? Наблюдение преподавателей и анализ ответов письменных работах показали, что в группе, работающей с электронными носителями, искажение информации пошло в самом начале, так как студенты начали искать готовые ответы на вопросы, не пытаясь прийти к ним самостоятельно. Другого вида отклонения от первоначальной информации были связаны с дроблением текста из-за особенностей подачи большой информации на экран. Дополнительные задания Определите лексическое значение выделенных слов. Объясните пунктуацию в тексте. Найдите сложные предложения с разными видами связи, запишите их и произведите их синтаксический разбор. Подберите синонимы к словоформам великолепные (храмы), неравномерно (расположены). Найдите в тексте односоставные предложения, в том числе и в составе сложных. Охарактеризуйте их. - отсылали обучающихся по нескольку раз к тексту фрагментарно, что приводило в большинстве случаев к непониманию целого текста. Так, предложение Нехитрым инструментом — топором, скобелем да долотом — русские плотники строили великолепные храмы, рубили крепостные укрепления с башнями, жилые
дома и простые хозяйственные сооружения, расчлененное на две части экрана, не позволило студентам увидеть однородные члены как уточнение, что позволило многим чисто визуально, увидев тире, классифицировать данное синтаксическое явление как тире между подлежащим и сказуемым. Или в предложении Топор в руках опытного мастера становился универсальным инструментом: им можно и дерево срубить, и обтесать его, до блеска «выгладить» доску или брус, и ложку вырезать 30% студентов не прокомментировали постановку двоеточия, так как оно осталось на предыдущей странице. На уроках литературы при анализе стихотворных текстов полноценной работой являются те, которые выполнены студентами, анализировавшими текст по книге. Во-первых, текст не дробился на каждом новом этапе анализа, и студенты имели возможность держать перед глазами текст в целом, комплексно подходя к решению всех поставленных задач. Так, при анализе стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» на вопрос В чем заключается своеобразие лирического героя в стихотворении? Обратить при этом внимание на смену местоименных форм , студенты, работающие с традиционными носителями, моментально находили строфу смены местоимений я и мы, так как текст представляет собой целое информационное поле. Студентам с электронными носителями для выполнения этого задания пришлось потратить больше времени, так как они работали с фрагментами . Поэтому на первую часть вопроса В чем заключается своеобразие лирического героя в стихотворении? они отвечали не четко, расплывчато, удовлетворяясь кратким Это погибший солдат, в то время как группы ребят, читавшие текст по книге, делали обобщения, например Ирина К., группа И1-15 отметила, что многократный повтор местоимения я позволяет услышать перекличку солдат, когда они выстраиваются на поверку. Или Максим И. заметил, что смене местоимения я на мы предшествуют его словоформы наши, наш.
Таким образом, наблюдения за работой обучающихся с информацией, получаемой при помощи разных носителей, привели нас к выводу о необходимости обучения студентов, особенно первокурсников, не только видам чтения, что само по себе очень важно, так как ОК-7 (Способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны) формирует для будущего специалиста-программиста компетенцию, очень важную в его деятельности, но и осознанному применению тех или иных носителей информации в зависимости от цели и задачи конкретной работы с текстом. Поэтому мы считаем необходимым заранее, формируя пакет практических заданий, указывать форму работы с текстом, например, перед анализом повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», указывая страницы практикума, где выданы задания, мы считаем целесообразным сообщить, что анализ предполагает работу с текстом на бумажном носителе. А также информируем, что теоретические, словарные, иллюстрационные задания предполагают работу с электронными носителями, что означает при групповом разделении обучающихся необходимость предварительного распределения среди обучающихся их функций. Как правило, данный подход в организации учебного процесса окупается результативностью их работы, общим охватом студентов делом и наполнением журнала оценками.
Заключение
В свете изменившихся требований к преподаванию общеобразовательных дисциплин с принятием ФОС, когда усиливается практическая направленность обучения студентов, подготовка их как специалистов с заложенными компетенциями, необходимыми в их деятельности, преподавание предметов гуманитарного направления кроме чисто предметных навыков должно формировать надпредметные универсальные компетенции, к которым относится умение находить, воспринимать, перерабатывать и сохранять ту или иную информацию. Обучение видам чтения, грамотному целевому обращению к различным носителям информации — важная составляющая деятельности современного словесника.