РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/6/fe66b30b69edeb277f0b2b6862b5a84e0b547cbb/vliianiie-zaniatii-plavaniiem-na-orghanizm-dietiei_1.png)
Содержание
Введение.
Специфические особенности воздействия плавания на организм детей
Оздоровительный эффект плавания.
Влияние занятий плаванием на кардио-респираторную систему и двигательный аппарат.
Негативные последствия занятий спортивным плаванием.
Влияние занятий спортивным плаванием на развитие юного спортсмена.
Прикладное значение плавания
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества, завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата.
В эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических
нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит
практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного
производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Цель работы – рассмотреть особенности спортивного плавания и его влияния на организм детей .
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить специфические особенности воздействия плавания на организм человека;
2. Рассмотреть развития организма детей , занимающихся плаванием;
Объектом исследования являются дети , занимающиеся в ДЮСШ.
Педагогические особенности организации занятий спортивным плаванием
Записываться в бассейн рекомендуется в возрасте 6-7 лет. Этот возраст является оптимальным для обучения плаванию, ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде, что будет, если сделать вот так, а что, если так. Как и другие виды спорта, спортивное плавание
требует серьезной дисциплины, и чем раньше ваш ребенок начнет к ней приучаться, тем лучше.
Для достижения результатов, ему придется несколько раз в неделю (в начале – 3 дня, позже – 5-6 дней) заниматься, причем это будет не обычное «купание», как в оздоровительной группе, а целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения – всё это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания для здоровья будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. Плавание детей, как вид физкультуры, очень полезен. Для хорошей работы всех систем организма необходимы 20-30 минут непрерывного плавания.
Среди специалистов в настоящее время много противников раннего обучения плаванию. Нам также представляется, что весь дошкольный период должно быть простое нахождение ребенка в воде, закаливание, освоение в 5-6-летнем возрасте некоторых элементарных движений, необходимых для дальнейшего изучения техники плавания. В работе с детьми этого возраста должен действовать принцип: «Не навреди!» (как в медицине). Направленное же обучение может начинаться только в период младшего школьного возраста. Этот период эффективен с точки зрения освоения различных по сложности двигательных навыков.
С каждым годом эффективность подготовки пловцов все в большей мере определяется уровнем специальных знаний. В последние годы он резко возрос. Именно этот период характеризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области морфологии и физиологии,
биомеханики и биохимии. Интересные и практически ценные знания получены при разработке структуры соревновательной деятельности пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в системе спортивной подготовки; методики развития
двигательных качеств - силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей; эффективных вариантов спортивной техники, методики психологической подготовки; оптимальной структуры многолетней подготовки, макро-, мезо- и микроциклов, непосредственного подведения к наиболее ответственным спортивным соревнованиям .
2. Специфические особенности воздействия плавания на организм ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
В течение многих лет человек использовал плавание с лечебно- профилактической и оздоровительной целью. Давно отмечено благотворное влияние занятий плаванием на здоровье и физическое развитие человека.
Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию. Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды, такими как: физические и химические характеристики: объемный вес, плотность, вязкость.
Организм ребенка при плавании (погружении в воду) функционирует в более облегченных условиях, по сравнению с сушей. Особенно это отражается на работе сердечно-сосудистой системы. Это определяется следующими факторами:
1. Состояние «гидроневесомости», которое приводит к расширению полостей сердца, облегчению питания миокарда, снижению ЧСС и т.д.
2. Горизонтальное положение тела, способствующее улучшению венозного оттока и перераспределению крови внутри сосудистого русла.
3. Отсутствие статических напряжений, массирующее действие потока воды. Благодаря этому фактору происходит дополнительный приток крови к внутренним органам, в том числе и к сердечной мышце, из сосудов кожных покровов.
В плавании, при правильной организации учебно-тренировочного процесса, наблюдается увеличение нормотонических реакций, со стороны сердечно – сосудистой системы. При выполнении физических нагрузок отсутствие электрокардиографических и рентгенографических признаков острого и хронического перенапряжений сердца свидетельствует о положительном
влиянии физических нагрузок при обучении и тренировке в плавании.
Пребывание в воде оказывает положительное воздействие на терморегуляцию организма ребенка. Проведение занятий по плаванию в воде с температурой 26-28° С ведет к увеличению обмена веществ, выработке адекватной реакции организма на повышенную теплоотдачу. Это
особенно полезно для улучшения защитных сил организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
Органы выделения ребенка, пребывающего в воде, функционируют с большей нагрузкой, чем на суше, что ведет к увеличению и улучшению дренажной функции почек.
Особенно выражено положительное влияние водной среды на функцию органов дыхания.
Механическое воздействие, а также разность давления воды на верхнюю и нижнюю части тела приводит к значительному увеличению силы дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, ЖЕЛ и т.д. Отмечается, что прирост ЖЕЛ у детей занимающихся плаванием 1 год, на 100-120%
больше, чем у детей того же возраста, но плаванием не занимающихся.
Установлено, что правильно организованный процесс обучения и тренировки в плавании способствует формированию сильного типа нервной деятельности. Улучшается реакция, память, внимание, повышается эмоциональный фон.
Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся
плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели фЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.
2.1. Оздоровительный эффект плавания
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Оно обладает незаменимым действием при лечении некоторых заболеваниях, связанных с обменом веществ, при начальных
стадиях заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, для улучшения и исправления осанки при сколиозах, лордозах и др., для лечения остеохондроза. Плавание и физические упражнения в прохладной воде особенно целесообразны на заключительном этапе после травматических поражений опорно-двигательного аппарата, когда нужно добиться
восстановления нормального тонуса и силы мышц.
В водной среде легче восстанавливаются и обучаются ходьбе больные, страдающие парапарезами нижних конечностей.
Плавание является очень эффективным средством закаливания против резких температурных колебаний. Оно повышает резистентные свойства организма и его устойчивость к простудным заболеваниям.
Занятие плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Также доказательством оздоровительного эффекта плавания служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер -
чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой. Заслуженный мастер спорта В.Куслухин, рекордсменка мира М.Соколова в прошлом туберкулезные больные.
В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по
массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.
2.2. Влияние занятий плаванием на кардио-респираторную систему и опорно-двигательный аппарат
Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует
притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы.
В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое снижение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.
Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию
крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ. Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг
массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка:
мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается.
Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.
Систематические занятия плаванием положительно влияют на систему дыхания, заметно укрепляют и улучшают ее деятельность. Связано это прежде всего с тем, что пловец дышит в необычных условиях. Вдох и выдох он совершает, преодолевая сопротивление воды. Это способствует развитию дыхательных мышц, увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ),
совершенствованию дыхательного ритма.
В результате занятий плаванием вырабатывается совершенный тип дыхания: оно становится глубоким и полным и потому более редким. Обычно взрослый человек в покое выполняет в минуту 14—16 дыхательных циклов, а пловец -7-8. При такой частоте дыхания легкие и связанные с ними органы успевают хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, их износ
замедляется.
При плавании повышается эластичность легких, тренируются бронхи и альвеолы, количество последних растет; увеличиваются размеры грудной клетки, соответственно растут объем легких.
Регулярные занятия плаванием развивают глубокое, полное дыхание, мощные дыхательные мышцы и подвижность грудной клетки. Это позволит избежать многих заболеваний, а также преждевременного наступления старческой предрасположенности к атрофии малодействующих
частей легочной ткани, будет способствовать хорошей вентиляции легких во время работы, оказывать положительное массирующее воздействие на внутренние органы.
При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета,
активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.
Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций.
Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-
двигательного аппарата.
По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.
2.3. Негативные последствия занятий спортивным плаванием
Спортивное плавание, как и другие виды профессионального спорта, сопряжено с большим риском перенапряжения. В результате длительных изнуряющих тренировок организм изнашивается, слабеет и становится более восприимчивым к болезням. Вот перечень наиболее распространенных заболеваний пловцов:
Острые заболевания дыхательных путей: катар верхних дыхательных путей, ангина,
бронхит.
Отиты.
Гайморит.
Воспаление придатков.
Такая простая мера, к которой приучают спортсменов с первых дней посещения бассейна, как высушивание волос после зала или бассейна приводит к снижению острой заболеваемости.
Высока также травматизация пловцов, в результате неправильных движений во время плавания и некорректно поставленных тренировок. Травмы у пловцов не столь многочисленны и чаще встречается микротравмотизация, которой порой не уделяется достаточное внимание, что
приводит к развитию травм.
Структура травм.
1. Травмы опорно-двигательного аппарата:
- растяжение связок, в основном голеностопного и коленного суставов
- травмы плечевого пояса
2. Посттравматические обострения заболевания позвоночника.
3. Ушибы конечностей.
4. Потертости и мозоли.
В большом спорте основная работа происходит на грани «напряжение-перенапряжение» какой-нибудь из систем организма. Часто возникающие перенапряжения должны быть ориентиром, говорящим, что:
- В организме есть «слабое место» (особенно важно в период становления
спортсмена).
- Проводимая работа неадекватна или не той направленности.
- Проводимая работа не обеспечена энергетическими и пластическими материалами.
- Организм не может самостоятельно справиться с предъявляемой нагрузкой и не восстанавливается.
- Проводимые восстановительные мероприятия неадекватны проводимой работе.
Перенапряжения являются итогом тяжелых тренировок. С одной стороны это та грань, на уровне которой приходится работать спортсмену, являющаяся нормальным физиологическим ответом на предъявляемую нагрузку. С другой стороны, это состояние предпатологии, при не устранении
и прогрессировании которого происходит сбой в деятельности организма.
3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЮНОГО СПОРТСМЕНА
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков.
Наиболее рационален и перспективен типовой подход при условии научно обоснованного применения прогрессивных средств и методов физического воспитания, требующих напряженной, но адекватной деятельности всех жизненно важных систем. Однако существующие педагогические подходы не учитывают возрастно-половых, соматических и психических особенностей детей. Причины кроются не только в нежелании использовать
достижения науки. Но и в незнании резервных возможностей организма ребенка на этапах раннего, первого и второго детства.
Индивидуальное развитие организма происходит при организующих началах внешней среды социальных факторов, которые способствуют развертыванию генотипической программы.
Однако даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не реализоваться имеющиеся двигательные задатки, если не будут своевременно использованы стимулирующие их средства. Скорость освоения ребенком новых двигательных действий зависит не только от его усердия и мастерства тренера, но и от того, насколько зрелой является
морфологическая база и управляющие ею нервные структуры.
В период первого и второго детства происходят сложные процессы и дифференцировки физиологических систем организма. Их лабильность и пластичность. Это, в свою очередь, является основой своеобразного развития и совершенствования двигательной подготовленности детей. Процесс физического воспитания детей необходимо строить с учетом всех этих
особенностей, которые объединены в конституционных типах детей и создают резервные возможности их организма.
Развитие и функциональное созревание сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного возраста зависят от типа вегетативной регуляции сердечного ритма. В зависимости от преобладания автономных или центральных механизмов регуляции сердечного ритма дети
адаптируются к физическим нагрузкам по - разному.
Свои исследования провела Вагапова А.М. , в 2009 году. Были обследованы дети 8-17-летнего возраста, занимающиеся плаванием, имеющие различный уровень физической подготовленности- от начинающих заниматься систематическими мышечными тренировками до мастеров спорта.
А так же школьники, обучающиеся в средней общеобразовательной школе. В обследовании приняли участие мальчики и юноши. Ею анализировалась частота сердечных сокращений детей занимающихся плаванием, и не занимающихся, в условиях относительного покоя. В конце исследования были сделаны выводы:
1. В процессе многолетних плавательных тренировок у юных пловцов 8-13 лет установлено выраженное уменьшение частоты сердечных сокращений, по сравнению с детьми, не занимающимися спортом. У детей, занимающихся плаванием в возрасте 12-13 лет, на этапе специальной подготовки выявлено значительное урежение частоты сердечных сокращений
2. В условиях относительного покоя у детей с 8 до 13 лет значительное увеличение ударного объема крови (42%) установлено у занимающихся плаванием. В возрасте 8-9 лет у юных пловцов на этапе начальной подготовки показатели ударного объема крови на 32% больше, чем у не
занимающихся спортом.
Значительный интерес у исследователей вызывают изучение закономерностей изменения насосной функции сердца развивающегося организма, при систематических мышечных тренировках. Исследование проводилось в специализированных ДЮСШ – по плаванию и
лыжным гонкам. Отбор и систематические мышечные тренировки в данных видах спорта начинаются на различных этапах индивидуального развития детей. Спортивным плаванием дети начинают заниматься, как правило, с 6-7-летнего возраста ,а лыжными гонками – несколько
позже ,в 9-10 лет. Полученные результаты свидетельствуют, что у юных пловцов, приступивших к мышечным тренировкам в 6-7-летнем возрасте, на начальном этапе спортивной подготовки ЧСС уменьшилась, так же как и у лыжников – гонщиков. Таким образом, у юных пловцов и лыжников – гонщиков в процессе систематических мышечных тренировок ЧСС снижается.
Однако, если у детей, приступивших к мышечным тренировкам в 6-7-летнем возрасте , снижение ЧСС в значительной степени происходит на начальном этапе спортивной подготовки, то у детей приступивших к занятиям в 9-10-летнем возрасте ,наблюдается более равномерная ЧСС.
Следовательно, возраст, в котором дети приобщаются к мышечным тренировкам, и характер физических упражнений оказывают в дальнейшем существенное влияние на темпы снижения ЧСС.
В результате многолетних научных исследований, Н.Ж. Булгаковой, в спортивном плавании сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны обобщенные
модельные характеристики пловцов высокого класса. Было показано, что:
1. Спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения – тотальных размеров тела, пропорций, конституционного типа, которые определяют плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых (обхватные размеры тела,
величина мышечной силы, композиция мышечных волокон) и функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела, композиция мышечных волокон) потенциях пловцов.
2. Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи на нулевой скорости и в гидроканале при различных скоростях обтекающего потока.
3. Эффективная реализация силовых способностей в плавании требует высокого уровня подвижности в плечевых,коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника.
Исследования последних лет, проведенные на пловцах, показывают, что скорость плавания разными способами и на разных дистанциях определяется различными особенностями телосложения, физической и функциональной подготовленности.
Во многих научных исследованиях доказывается польза плавания для человеческого организма, и в особенности для детского.
4. Прикладное значение плавания
Основные цели прикладного плавания считаются:
1. Общее повышение работоспособности, безопасный отдых на воде;
2. Непосредственно закаливание.
3. Обеспечение гармоничного развития маленьких детей и взрослых людей..
4. Профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней.
В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык.
Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать.
Каждый неумеющий плавать, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Поэтому приоритетной прикладной функцией плавания является сохранение жизни людей.
В этой ситуации, приоритетное значение приобретает овладение умениями и навыками прикладного плавания именно в условиях плавательного бассейна. Эти условия характеризуются прозрачностью воды, информацией о глубине, относительно небольшими размерами площади поверхности воды, а также присутствием специалиста по плаванию. Все это способствует эффективному овладению следующими умениями и навыками прикладного плавания: погружение и передвижения под водой, ныряние на глубину, поиск предмета на дне без специального снаряжения, передвижение по воде
прикладными стилями плавания, транспортировка тонущих и оказание им доврачебной помощи.
Умение плавать необходимо в профессиональной деятельности, связанной с водной средой: работникам флота, рыбакам, строителям и обслуживающему персоналу гидротехнических сооружений, работникам различных водных инспекций.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека.
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть
150-200 уд.мин. Даже простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов – ускоряется обмен веществ. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием
благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Занятия спортивным плаванием способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, являются эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворение двигательных потребностей и продления активного долголетия. Помимо развития физических и двигательных способностей, занятия плаванием
способствует созданию условий формирования личностных качеств интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферы занимающегося, то есть происходит целостное формирование личности человека.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аикина, Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений. Учебное пособие. Омск, 1999. С. 9.
2. Булгакова, Н.Ж. Плавание. М.: Просвещение,1996. С. 11-14.
3. Булгакова, Н.Ж. Теория и практика физической культуры. // Актуальность проблемы научных исследований в спортивном плавании. 2006. № 7. С. 45-46.
4. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: 1986. С. 45.
5. Булгакова, Н.Ж. Плавание. Пособие для инструктора по плаванию. – М.: 2001. С.67.
6. Вагапова А.М. Влияние способов плавания на показатели насосной функции сердца юных пловцов: 2009. С. 3-5.
7. Васильев В.В. Физиология человека: Учеб.для техн. физич. культ. – М.: ФиС, 1984. С. 319.
8. Вахитов, И.Х., Минигалеева, А.З., Вахитов, Б.И. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат:2008. №6. С. 87-90.
9. Гужаловский, А.А.Этапность развития физических (двигательных) качеств. М.: 2001. С.23.
10. ЕрмолаевЮ.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. С. 384.
11. Жуков Р.С., Волков А.Н. Пути повышения эффективности современной системы учебных занятий по плаванию // Плавание. Исследование, тренировка, гидрореабилитация. – СПб., 2003. С. 276.
12. Кадамонова, Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 10-13.
13. Каптелин, А.Ф. Плавание в лечебных целях. Здоровье. – М.: 1987. С.38.
14. Колгушин Л.Н. Целебный холод воды. – М.: ФиС,1986. С. 86.
15. Лаптев А.П. Закаливайтесь па здоровье. – М.: ФиС,1991. С. 92.
16. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. – М.: ФиС, 1974. С. 285.
17. Навроцкий, В.В., Соколов, Б.А., Сюрин, С.А. Лечебное плавание в бассейне как фактор физической реабилитации. М.: 2002. № 2. С. 53-54.
18. Назарова, Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. М.: Медицина,1998. С. 49-52.
19. Петряев, А.В. Плавание: Исследование. Тренировка. Гидрореабилитация. СПб.: 2005. С.140.
20. Попов С.Н. Физическая реабилитация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 189.
21. Прокопьев, Н.Я. Теория и практика физической культуры. // Дыхательная система состоянии покоя и после дозированной физической нагрузки. 2005. №8. С. 15.
22. Прокофьева, В.Н., Кузнецов, В.И., Кореневская, А.А. Теория и практика физической культуры. // Функциональные возможности и их связь с соматическими особенностями организма детей. 2008. №8. С. 71-73.
23. Солодков А.С. Физиологические особенности людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам: Учеб.пособие. – СПб., 1998. С. 179.
24. Чеботарева, И.В. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов, занимающихся спортивным плаванием.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 42.