ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
ПМ.02 «Организация и планирование мероприятий по охране и защите лесов» МДК02.01. Защита и охрана лесов |
МДК 02.01 Охрана и защита лесов раздел: Защита лесов |
Специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство | |
РАССМОТРЕНО |
на заседании предметно-цикловой комиссии__________ ___________________________ протокол № от « »___________2018г. |
Председатель |
____________ / Игнатенко О.Ю. |
|
СОСТАВИЛА:
Чашина Г.Н.
р.п. Красные Баки
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО РАБОТЕ С
МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ…………………………….. 4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………….. 5
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСР………………………………………… 6
СПИСОК ОСНОВНОЙ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...7
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1…………………………… …8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2…………………………...... 9
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3……………………………..12
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4……………………………..14
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5……………………………..15
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6……………………………..16
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7……………………………..18
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8……………………………..19
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9……………………………..20
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10……………………………21
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №11……………………………23
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №12……………………………25
1. ВВЕДЕНИЕ
При освоении специальности 35.02.01лесное и лесопарковое хозяйство ПМ.02 /МДК 02.01Защита и охрана лесов изучается в объеме 432часа.
Объем учебной дисциплины/МДК и виды учебной работы:
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 144 |
в том числе: | |
-охрана лесов – 29 час -защита лесов – 54 час | |
Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся осуществляется преподавателем в процессе проверки выполненных обучающимисязаданий.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы(ВСР) составлены для обучающихся специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности внеаудиторной самостоятельной работы, определении её содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целями внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ПМ.02: «Организация и проведение мероприятий по защите и охране лесов» являются:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- пробуждение и развитие познавательных интересов;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
-развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯПО РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ
Прочитать текст введения.
Найти в методических указаниях тему внеаудиторной самостоятельной работы.
Выяснить содержание работы и алгоритм, то есть порядок действий при её выполнении.
Познакомиться с критериями, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
В каждой теме внеаудиторной самостоятельной работы указана литература, которая используется при выполнении работы.
Обратить внимание при подготовке внеаудиторной самостоятельной работы на формат выполнения каждой работы.
Примечание: если обучающийся испытывает затруднения, не ясны задания, порядок их выполнения, обучающийся может получить консультацию у преподавателя.
Срок выполненияи сдачи работы – 1 неделя.
3.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Кол-во часов | Тема | Вид самостоятельной работы | Форма контроля |
| | | | |
1 | 2 | Вредные и полезные насекомые древесных пород | Составить фенограммы развития насекомых хвое- листогрызущих | Зачет в письменной форме |
2 | 7 | Вредные и полезные насекомые | Реферат полезные насекомые | Защита выполненной работы |
3 | 2 | Вредные и полезные насекомые | Презентация | Защита выполненной работы |
4 | 2 | Вредные и полезные насекомые | Доклад | Выступление на зачетном занятии |
5 | 2 | Вредители древесных пород | Составить таблицу «Технические вредители древесины» | Зачет в письменной форме |
6 | 4 | Болезни древесных пород | Подготовка Презентации | Защита выполненной работы |
7 | 2 | Методы защиты | Составление схемы | Собеседование |
8 | 2 | Методы защиты | Составление схемы «Санитарное безопасность в лесах» | Собеседование |
9 | 4 | Защита объектов лесного хозяйства | Заполнить таблицу «Применение биопрепаратов и пестицидов» | Защита на зачетном занятии |
10 | 5 | Защита объектов лесного хозяйства | Подготовка Презентации | Защита на зачетном занятии |
11 | 5 | Машины и аппараты для химзащиты леса | Подготовка презентации | Защита выполненной работы |
12 | 8 | Защита объектов лесного хозяйства | Реферат | Самоотчет |
13 | 5 | Защита объектов лесного хозяйства | Презентация | Защита на зачетном занятии |
14 | 2 | Защита объектов лесного хозяйства | Доклад | Защита выполненной работы |
15 | 2 | Защита объектов лесного хозяйства | Сообщение | Защита в устной форме |
Итого: 54 часов |
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСР
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающихся. Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проводится в виде отметки, которая выставляется в журнале теоретических занятий.
Критерии оценки результатов ВСР.
Критериями оценки результатов ВСР обучающегося являются:
уровень освоения учебного материала;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения доклада;
оформление материала в соответствии с требованиями.
5. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лесной кодекс Российской Федерации. М. 2013 (в последней редакции на момент использования программы)Порядок организации лесопатологического мониторинга от 9 июля 2007 № 174
Правила санитарной безопасности в лесах от 29 июня 2007 № 414
Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов от 29.12. 2007 № 523
Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований от 29.12. 2007 № 523
Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга от 29 декабря 2007 № 523
Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий от 29.12. 2007 № 523.
В.Н. Винокуров, Г.В. Силаев, В.И. Казаков. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006
Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006.
Щербакова Л.В., Карпун Н.Н. Защита растений. М. Академия,2008.
Дополнительные источники:
Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С. Технология защиты леса. М.: Экология, 1991.
Мозолевская Е.Г.,Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. М ВО «Агропромиздат»,1988.
Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность, 1984.
Энциклопедия лесного хозяйства. Т.1,2. ВНИИЛМ. 2006.
Интернет-ресурсы:
Охрана и защита лесов.base.garant.ru.
Охрана, защита и воспроизводство городских лесов.IZN.RU.
3.Всё о Российских лесах.Forest.ru.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Вредные и полезные насекомые древесных пород.
Цель: Применение теоретических знаний по данной теме при составлении фенограммы развития насекомого.
Учебные материалы: учебникА.И.Воронцов. Лесозащита, стр.19,(пример заполнения таблицы).
Задание 1: Составьте таблицу (фенограмма) на примере вредителя-дубовой зеленой листовертки; прочитайте текст из учебника Лесозащита о морфологии и биологии насекомого, генерации и диапаузах жизненного цикла.
Задания выполнить по вариантам: Студент составляет две фенограммы по хвое-листогрызущим, например: вид вредителя
сосновый коконопряд
2- непарный шелкопряд
Методические рекомендации:
1. Внимательно прочитайте описание вредителя
2.Запишите условными обозначениями в таблицу фазы развития насекомого:
3. Определите генерацию, фазы зимовки, диапаузы, питание, линька и сколько возрастов проходит гусеница.
4. Сделайте анализ повреждения древесным породам вредителем данной группы вредности.
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задания, оформление задания и правильность полученного результата.
Контроль выполнения: зачет в письменной форме (сдача решенных задач в тетради для ВСР).
Срок выполнения: 2 часа
САМОСТОЯТЕЛЬНЯ РАБОТА № 2
Тема: « Полезные насекомые леса»
Цель: Написание реферата по теме:«Полезные насекомые леса по группам хищники и паразиты».
Учебные материалы: 1.Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита.М. Лесная промышленность,2006.
2.Воронцов А.И. Биологические методы леса. М. Лесная промышленность,19…
Содержание: Введите понятие «энтомофаги».
Рассмотрите такие понятия как «эколого-производственные объекты», «эффективность защиты леса», «биологическая устойчивость лесных насаждений», «очаги вредных организмов», «службы лесозащиты», «лесопатолог», «вредители древесной растительности», «болезни древесной растительности». Рассмотрите защиту растений в питомниках и молодняках, защита леса от хвое-листогрызущих и стволовых вредителей, методы защиты объектов, система лесозащитных мероприятий в насаждениях с нарушенной устойчивостью и в очагах вредителей и болезней леса. Рассмотрите применение рыжих лесных муравьев в лесном хозяйстве.
Оформление реферата
Главной целью написания реферата является отображение знаний учащихся по конкретной теме, дисциплине или предмету. А также проверка и оценивание их практических навыков по проведению самостоятельного анализа и исследования научной литературы.
Реферат, как и другие студенческие проекты, оформляется в соответствии с разработанными стандартами либо гостами. На сегодняшний день оформление реферата по госту должно отвечать следующим требованиям.
Согласно госту реферат должен состоять из следующих основных разделов:
1) Титульный лист;
2) Оглавление;
3) Введение;
4) Основная часть – изложение материала;
5) Заключение;
6) Список литературы.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей научного доклада. Учитывая требования к оформлению реферата, вверху титульного листа, посередине, необходимо указать наименование учебного учреждения, в котором обучается студент, а также наименование специальности.
Далее чуть ниже следует название темы реферата. При этом не пишется слово – «реферат», а название темы идет без кавычек!
Внизу, под названием темы, указывается вид проекта с маленькой буквы и наименование научной дисциплины. Например, реферат по менеджменту.
Затем, немного ниже, в правой части листа пишется ФИО студента, номер курса и группы. И, непосредственно, ФИО преподавателя, которому будет впоследствии сдана работа.
В самом низу, посередине, необходимо указать название города, а под ним – год составления работы, без самого слова «год». К примеру, Москва, 2017.
Оглавление
Правила оформления реферата требуют, чтобы после титульного листа шло оглавление. В оглавлении дается перечень всех разделов, которые будут изложены в докладе, а также нумерация страниц.
Заголовки разделов должны повторяться точно в таком же порядке, в каком они изложены в самой работе.
Введение
Введение – это своего рода вступительная часть. Во введении должна быть четко изложена актуальность выбранной темы, задачи и цели реферата.
Тема реферата должна быть интересной в первую очередь ее автору, поскольку в этом случае он сможет глубоко раскрыть важность и значение исследуемой области. Объем введения должен составлять 1-2 страницы печатного текста.
Основная часть
Общий объем основной части варьируется от 10 до 15 страниц. В основной части студент делает обзор научных, методических и иных пособий, использованных для написания реферата. Это означает то, что информация должна быть проанализирована студентом и изложена своими словами, за исключением научных терминов.
Основной текст может содержать различные таблицы, рисунки, диаграммы и схемы.
Сноски на печатные издания делаются либо по тексту, либо внизу страницы. В первом случае используются квадратные скобки, в которых указывается номер литературного источника и страницы, откуда была взята информация. Во втором - сноска ставится над словом в виде порядкового числа, а под чертой внизу указывается автор литературного источника, название пособия, год издания, наименование издательства, город издания и номер страницы, с которой была взята информация.
Заключение
В заключении прописываются краткие выводы и умозаключения по изложенному материалу. Заключение занимает 1-2 страницы.
Список литературы
Порядок оформления реферата и его составных частей гласит, что все, использованные при написании проекта пособия, прописываются в следующем порядке:
а) законодательные документы и литература;
б) методические пособия, учебники;
в) периодические издания;
г) адреса интернет сайтов, если есть.
Согласно образовательным стандартам страницы реферата должны быть пронумерованы, за исключением титульного листа. Текст набирается с использованием шрифта: TimesNewRoman, 12-14 размера. Верхние и нижние отступы от полей составляют 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.
Критерии оценки: обоснованность и четкость изложенного материала в реферате.
Контроль выполнения: защита реферата на зачетном занятии по теме «Вредные и полезные насекомые леса».
Срок выполнения: 8 часов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Вредные и полезные вредители леса »
Цель: Разработать мультимедийные презентации по теме:
«Вредители леса» или «Энтомофаги».
Учебные материалы:
1) Энциклопедия лесного хозяйства. Т.2, ВНИИЛМ.2006.
2) Аверкиев. Атлас вреднейших насекомых леса, М.,1986г.
3) Щербакова Л.Н. Защита растений, М., 2008г.
Содержание: Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint презентацию по теме: «Вредные и полезные насекомые».
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов | |
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета О братите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде |
Представление информации | | |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории | |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней | |
Шрифты | Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18 Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание | |
Способы выделения информации | Рамки, границы, заливки Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов | |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде | |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: С текстом С таблицами С диаграммами | |
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации.
Контроль результата: защита выполненной работы.
Срок выполнения: 5 часов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Тема:« Вредные и полезные насекомые»
Выполнение информационного доклада или сообщения по теме (по выбору):
Роль муравьев в лесном биогеоценозе;
Насекомые-паразиты на примере наездников, мухи-тахины, теленомус,
описание и значение для леса.
Насекомые-хищники на примере кокцинеллы, жужелецы, стрекозы, верблюдки, описание и влияние на численность вредителей леса.
Насекомые-опылители растений, характеристика и положительная роль для растений.
Способы использования естественных врагов вредных организмов в биологической защите.
Цель: Применение углубленно-позвательных знаний по теме «Полезные насекомые леса (энтомофаги)»
Учебные материалы: Энциклопедия лесного хозяйства.т.2.М. ВНИИЛМ.2006.
Содержание: Определите понятия «энтомофаги».
Методические рекомендации:
1. Внимательно прочитайте материал, изложенный в Лесной энциклопедии и поясните, какое влияние оказывают полезные насекомые на лесную среду.
2. Напишите конспект о паразитах и хищниках, обитающих в лесу.
3. По каждому виду энтомофагов составьте схему.
4. Какими вредителями питаются или уничтожают.
5. В схеме укажите виды лесных вредителей.
6. Использую лесную энциклопедию, зарисуйте распространенные виды полезных насекомых.
7. Оцените ответ на полезность и вредность насекомых в лесномхозяйстве.
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, оформление задач, правильность полученного результата.
Контроль выполнения: проверка решенных задач на практических занятиях.
Срок выполнения: 2 часа
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Тема: «Вредители древесных пород»
Цель: Составление схемы по теме «Технические вредители древесины»
Учебные материалы: Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений,
образец оформления схемы - стр.92.
Содержание: Внимательно изучите данную тему, используя учебники или справочную литературу. Выясните значение каждого вредителя, какой вред наносит древесине?
Методические рекомендации:
Выполняя схему, определите технических вредителей по следующим признакам: указать русское и латинское название, кормовая порода,район повреждения на древесине, типу ходов, процент вреда.
Критерии оценки: обоснованность и четкость в составлении словаря терминов, оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполнения: собеседование.
Срок выполнения: 2 часа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
Тема: «Болезни древесных пород»
Цель: Разработать мультимедийные презентации по теме «Болезни лесных древесных пород».
Учебные материалы:
1) Энциклопедия лесного хозяйства, т.1.ВНИИЛМ,2006.
2) Щербакова Л.Н.,Карпун Н.Н. Защита растений. М. Академия,2011.
3) Семенкова И.Г., Соколова Э.С. Фитопатология.М.Академия,2003.
Содержание: Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint презентацию по теме: «Болезни лесных древесных пород».
В виде слайдов определите понятие «фитопатология», «фитопатогенные бактерии, вирусы, грибы, микоплазмы, нематоды», Рассмотрите виды бактериальных, вирусных, грибных болезней. Дайте представление о вреде болезней для лесных пород, причинах заражения, развитие заболеваний, мерах защиты. Расскажите какие породы повреждают и отличительные признаки заражения, перечислите наиболее опасные виды болезней лесных древесных пород.
Методические рекомендации:
Подготовка мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация по теме «Болезни лесных древесных пород» выполняется в программе PowerPoint.
Термин презентация (от лат.Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.
Разработка мультимедийной презентации, как и любых других, выполняется в несколько этапов. Но прежде чем приступить к описанию содержания этих этапов, необходимо обратить особое внимание на важность “нулевого этапа” – подготовки содержательной части презентации. Содержание презентации должно зависеть от целей докладчика, заинтересованности и подготовленности аудитории.
Прежде всего, необходимо определить, на кого ориентирована презентация, каковы знания потенциальных слушателей по данной теме. Сформулируйте задачи презентации в следующей последовательности:
1) Что необходимо довести до аудитории;
2) В чём следует убедить слушателей;
3) Нужно ли чему-то научить аудиторию;
4) Как мотивировать свои тезисы.
На следующем этапе формируется структура презентации. Подготовьте эффектное начало презентации, сразу привлекающее внимание, добейтесь внимания бесспорными фактами и постулатами, цитированием высказываний по данной теме выдающихся людей. Далее формируются главные идеи, с обоснованием их статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Все идеи и тезисы должны быть неразрывно связаны с темой доклада. Правильное завершение презентации, соответствующее цели доклада и создающее надолго запоминающееся, является важной частью успеха.
Любой документ PowerPoint представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. Каждый слайд в документе имеет собственный уникальный номер, присваиваемый по умолчанию в зависимости от его места. Последовательность слайдов (а, следовательно, и их связь, и нумерация) в документе линейная. Такая линейность автоматически поддерживается PowerPoint независимо от действий пользователя. То есть удаление, вставка, перемещение, скрытие или показ слайдов не нарушают линейной структуры документа.
Слайды содержат объекты самого разного типа, их сочетание призвано наиболее полно, выразить содержание данного кадра презентации. На каждом слайде присутствует, как минимум, один объект – фон кадра. То есть, полностью пустого слайда существовать не может.
К объектам, размещаемым на слайде, относятся: фон, текст, надписи, цветовое оформление.
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации.
Контроль результата: защита выполненной работы.
Срок выполнения: 4 часа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7
Тема: «Методы защиты»
Цель: Составление схемы по теме «Методы защиты»
Учебные материалы:
1.Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений,
стр.184-200.
2.Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006.
Содержание: Внимательно изучите данную тему, используя учебники или справочную литературу. Анализируйте систему защитных мероприятий, их преимущества, недостатки и перспективность.
Методические рекомендации:
Выполняя схему, последовательно дайте краткую характеристику каждому методу защиты леса.
Критерии оценки: обоснованность и четкость в составлении схемы,
разделяя методы на профилактические и истребительные, оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполнения: собеседование.
Срок выполнения: 2 часа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8
Тема: «Методы защиты».
Цель: Составление схемы «Санитарное безопасность в лесах РФ».
Учебные материалы:
1. «Правила санитарной безопасности лесах РФ» от 29 мая 2018 № 607.
2. Чебаненко С.И. и другие. Методы защиты древесных пород, М. Юрайт. 2018.
3.Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006.
Содержание: Внимательно изучите данную тему, используя учебники или справочную литературу. Внимательно проанализируйте Постановление о Санитарной безопасности в лесах РФ, используя к выполнению схемы.
Методические рекомендации:
Выполняя схему, последовательно дайте краткую характеристику каждому методу защиты леса.
Критерии оценки: обоснованность и четкость в составлении схемы,
разделяя методы на профилактические и истребительные, оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполнения: собеседование.
Срок выполнения: 2 часа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9
Тема:«Защита объектов лесного хозяйства»
Цель: Заполнить таблицу по теме: « Применение биопрепаратов и пестицидов в лесном хозяйстве».
Учебные материалы:
Щербакова Л.Н.,Карпун Н.Н. Защита растений.М.Академия.2008.
Воронцов А.И.,МозолевскаяЕ.Г.,СоколоваЭ.С.Технология защиты. М.Экология.1991.
Тузов В.К. Методы борьбы с болезнями и вредителями.М.2003.
Содержание: Внимательно изучите данную тему, используя учебники или справочную литературу. Выясните классификацию биопрепаратов и пестицидов по объектам применения, их преимущества, недостатки и перспективность.
Методические рекомендации:
Выполняя таблицу-учебники:Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., СоколоваЭ.С. Технология защиты леса, стр.290-301 ,
ЩербаковаЛ.Н., КарпунН.Н.Защита растений,стр.249-257; последовательно опишите препараты,против какой болезни применяем, действующее вещество, норма расхода, способ обработки, указать древесные породы.
Критерии оценки: обоснованность и четкость в заполнении таблицы,
название биопрепарата или пестицида, группа лесных болезней, действующее вещество, препаративная форма пестицида, оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполнения : защита на последнем занятии.
Срок выполнения: 2 часа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10
Тема : «Защита объектов лесного хозяйства»
Цель: Разработать мультимедийные презентации по теме «Защита объектов лесного хозяйства».
Учебные материалы:
1) Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений. М. Академия,2011
2). Воронцов А.И.,МозолевскаяЕ.Г.,СоколоваЭ.С.Технология защиты. М.Экология.1991.
3) Тузов В.К. Методы борьбы с болезнями и вредителями.М.2003.
Содержание: Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint презентацию по теме: «Защита объектов лесного хозяйства»
В виде слайдов определите понятие «лесозащитное районирование», «режим лесозащиты, потери, ущерб». Рассмотрите виды объектов по целевому назначению, по экологической обстановке и обитающему комплексу популяций живых организмов. Дайте представление о лесных насаждениях разных возрастных групп, лесных питомниках, лесных культурах на разных этапах роста и т.п. Расскажите защиту этих объектов от вредителей и болезней, применения как общих, так и специфических методов, средств и технологий.
Методические рекомендации:
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов | |
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета О братите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде |
Представление информации | | |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории | |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней | |
Шрифты | Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18 Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание | |
Способы выделения информации | Рамки, границы, заливки Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов | |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде | |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: С текстом С таблицами С диаграммами | |
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации.
Контроль результата: защита выполненной работы.
Срок выполнения: 5 часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11
Тема: «Машины и аппараты для химзащиты леса»
Цель: Разработать мультимедийные презентации по теме «Машины и аппараты для химзащиты леса».
Учебные материалы:
1) Винокуров В.Н.,Силаев Г.В.,Казаков В.И. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства.М.2006, стр.340-367.
2) Зинин В.Ф., Казаков В.И., Климов О.Г.Технология и механизация лесохозяйственных работ. М. Академия. 2004,стр.247-274.
3) Тузов В.К. Методы борьбы с болезнями и вредителями.М.2003.
Содержание: Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint презентацию по теме: «Машины и аппараты для химзащиты леса».
В виде слайдов определите понятие «химическая защита насаждений». Рассмотрите меры и средства для защиты леса от болезней и вредителей. Дайте обзор об опрыскивателях и опыливателях, применяемыхпри защите лесов. Изобразите схемы аппаратов аэрозольного, ранцевого, вентиляторного типа, деление по назначению, по способу агрегатирования.
Методические рекомендации:
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов | |
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета О братите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде |
Представление информации | | |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории | |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней | |
Шрифты | Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18 Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание | |
Способы выделения информации | Рамки, границы, заливки Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов | |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде | |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: С текстом С таблицами С диаграммами | |
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации.
Контроль результата: защита выполненной работы.
Срок выполнения: 5 часов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12
Тема: «Защита объектов лесного хозяйства»
Цель: Написать реферат по теме: «Защита объектов лесного хозяйства».
Учебные материалы: 1.Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В.Лесозащита.М.Лесная промышленность,2006.
2. Воронцов А.И.,МозолевскаяЕ.Г.,СоколоваЭ.С.Технология защиты. М.Экология.1991.
Содержание: Введите понятие система лесозащитных мероприятий.
Рассмотрите такие понятия как «эколого-производственные объекты», «эффективность защиты леса», «биологическая устойчивость лесных насаждений», «очаги вредных организмов», «службы лесозащиты», «лесопатолог», «вредители древесной растительности», «болезни древесной растительности». Рассмотрите защиту растений в питомниках и молодняках, защита леса от хвое-листогрызущих и стволовых вредителей, методы защиты объектов, система лесозащитных мероприятий в насаждениях с нарушенной устойчивостью и в очагах вредителей и болезней леса. Рассмотрите применение методов надзора и обследования, санитарно-оздоровительных мероприятий.
Методические рекомендации:
1.Общие положения
1.1.Реферат - краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности.
1.2. Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется. Может быть представлен для конкурса научно-исследовательских работ или реферат для защиты как одной из форм сдачи экзамена по выбору на итоговой аттестации.
2. Структура реферата
2.1. Реферат следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. Приложения содержат документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
2.2. Общий объем введения, основной части должен составлять 10-15страниц машинописного текста, введение – 10-20% от объема названных частей, заключение – 10%.
3. Оформление реферата
3.1. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы и приложения. Каждая часть начинается с новой страницы.
3.2. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.
3.3. Приложения должны иметь название и ссылку на источник данных.
3.4. В тексте не допускаются сокращение названий, за исключением общепринятых аббревиатур.
Требования к содержанию реферата.
1) Тема реферата должна соответствовать критериям:
Грамотность с литературной точки зрения;
Четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима излишняя широта, так и узкая ограниченность);
Сочетание емкости и лаконичности формулировок;
Адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной с научной точки зрения, терминологии).
2) Вводная часть должна включать в себя:
Обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности;
Постановку целей и формирование задач;
Краткий обзор и анализ источниковой базы, изучение литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо)
3) Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяется автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения учащегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.
Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация используется в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией. Объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.
4) Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введение задач.
5) Список литературы к реферат оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных в процессе написания реферата монографий, статей, учебников и т.д.
Критерии оценки: обоснованность и четкость изложенного материала в реферате.
Контроль выполнения: защита реферата на зачетном занятии по теме «Защита объектов лесного хозяйства».
Срок выполнения: 8 часов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13
Тема: «Защита объектов лесного хозяйства»
Цель: Разработать мультимедийные презентации по теме «Защита объектов лесного хозяйства».
Учебные материалы:
1) Щербакова Л.Н., Карпун Н.Н. Защита растений. М. Академия,2011
2). Воронцов А.И., МозолевскаяЕ.Г., Соколова Э.С. Технология защиты. М.Экология.1991.
3) Тузов В.К. Методы борьбы с болезнями и вредителями.М.2003.
Содержание: Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint презентацию по теме: «Защита объектов лесного хозяйства»
В виде слайдов определите понятие «лесохозяйственный метод защиты», «карантин растений». Рассмотрите виды объектов по целевому назначению, по экологической обстановке и обитающему комплексу популяций живых организмов. Дайте представление о мероприятиях, проводимых лесохозяйственным методом, его преимущества, способы санитарных рубок и т.п. Расскажите о карантинных вредителях и болезнях леса, о видах карантина, методах пропуска и выявления групп карантинных вредных организмов.
Методические рекомендации:
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов | |
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета О братите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде |
Представление информации | | |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории | |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней | |
Шрифты | Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18 Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание | |
Способы выделения информации | Рамки, границы, заливки Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов | |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде | |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: С текстом С таблицами С диаграммами | |
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации.
Контроль результата: защита выполненной работы.
Срок выполнения: 5 часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14
Тема: «Защита объектов лесного хозяйства Выполнение информационного доклада или сообщения по теме (по выбору):
Значение интегрированного метода защиты;
Будущее защиты леса принадлежит интегрированному методу;
Преимущества и недостатки интегрированного метода защиты.
Цель: Применение углубленно-позвательных знаний по теме «Интегрированный метод защиты)»
Учебные материалы: Чебоненко С.И. и другие. Методы защиты древесных пород. М. Юрайт. 2018.
Содержание: Определите понятия «интегрированный».
Методические рекомендации:
1. Внимательно прочитайте материал, изложенный в учебнике «Методы защиты древесных пород» и поясните, какое влияние оказывает интегрированный метод на лесную среду.
2. Напишите конспект о паразитах и хищниках, обитающих в лесу.
3. По каждому виду энтомофагов составьте схему.
4. Какими вредителями питаются или уничтожают.
5. В схеме укажите виды лесных вредителей.
6. Использую лесную энциклопедию, зарисуйте распространенные виды полезных насекомых.
7. Оцените ответ на полезность и вредность насекомых в лесном хозяйстве.
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, оформление задач, правильность полученного результата.
Контроль выполнения: проверка решенных задач на практических занятиях.
Срок выполнения: 2 часа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 15
Тема: «Защита объектов лесного хозяйства Выполнение информационного доклада или сообщения по теме (по выбору):
Значение физико-механического метода защиты;
Будущее защиты леса принадлежит физико-механичекому методу;
Преимущества и недостатки физико-механический метода защиты.
Цель: Применение углубленно-позвательных знаний по теме «Интегрированный метод защиты)»
Учебные материалы:
1.Чебоненко С.И. и другие . Методы защиты древесных пород.М. Юрайт. 2018.
2.Алексеев А.И. и другие. Интегрированная защита леса. Йошкар-Ола.2013.
Содержание: Определите понятия «интегрированный».
Методические рекомендации:
1. Внимательно прочитайте материал, изложенный в учебнике «Методы защиты древесных пород» и поясните, какое влияние оказывает интегрированный метод на лесную среду.
2. Напишите конспект о паразитах и хищниках, обитающих в лесу.
3. По каждому виду энтомофагов составьте схему.
4. Какими вредителями питаются или уничтожают.
5. В схеме укажите виды лесных вредителей.
6. Использую лесную энциклопедию, зарисуйте распространенные виды полезных насекомых.
7. Оцените ответ на полезность и вредность насекомых в лесном хозяйстве.
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, оформление задач, правильность полученного результата.
Контроль выполнения: проверка решенных задач на практических занятиях.
Срок выполнения: 2 часа.